Звук «Г» : от постановки до автоматизации

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Звук «Г» — один из первых согласных, которые осваивает ребенок. Однако, нередки случаи, когда постановка и автоматизация этого звука вызывают трудности.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Почему возникают проблемы?

Овладение любым речевым звуком — это постепенный процесс, состоящий из нескольких этапов. Сначала ребенок учится произносить звук изолированно, затем уточняется артикуляция, и звук включается в речь. Родителям бывает сложно помочь ребенку, если они сами не знают, как формируется конкретный звук.

Чтобы произнести звук «Г» важно, чтобы голосовые связки были сомкнуты и получилась вибрация, образуя голос. Но тут важно помнить, что воздушная струя должна быть слабее, чем при звуке К.
Важно понимать, что затруднения с произношением заднеязычных согласных звуков «Г», «К» и «Х» у маленьких детей вполне естественны. Для ребенка может быть непросто активировать корень языка и координировать его движение с задней частью неба. В повседневной жизни мы не управляем мышцами этой части рта осознанно.

Артикуляция — это управление речевым аппаратом.

Во время автоматизации звука формируются устойчивые, так скажем шаблоны движений речевого аппарата. Говорящий уже постоянно не контролирует произношение, оно становится программированным.

Именно зона Брока, находящаяся в мозге, отдает команды, и речевой аппарат автоматически воспроизводит нужные движения для произнесения звука.

Теперь о звуке «Г». Перед постановкой этого звука ребенок должен освоить звук «К», так как они очень похожи с точки зрения артикуляции:
  • 1
    Губы и зубы разомкнуты, в нейтральном положении.
  • 2
    Кончик языка лежит на дне рта, не касается зубов.
  • 3
    Задняя часть языка смыкается с нёбом.
  • 4
    Боковые края языка касаются верхних коренных зубов.
  • 5
    Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке носоглотки.
Но не всегда дети могут сразу начать правильно выговаривать звук «Г», поэтому логопеды выделили ряд причины:
  • 1
    Физиологические особенности — неправильное строение речевого аппарата, слабость мышц языка, недоразвитие дыхательной системы.
  • 2
    Неправильное дыхание — нехватка воздуха на вдохе или выдохе, неправильное направление воздушного потока это тоже можно отметить как проблему.
  • 3
    Неправильное положение языка, то есть язык недостаточно поднимается к задней стенке глотки.
  • 4
    Недостаточное участие голосовых связок. Голосовые связки в момент произношения не вибрируют достаточно сильно.
  • 5
    Психологические факторы — неуверенность в себе, страх ошибиться.

Подготовка к постановке звука «Г»

Чтобы поставить звук, всегда нужно подготовить ребенка:
  • 1
    Развить слуховое внимания и память:
    • Неречевые игры: игры с музыкальными инструментами, с шумовыми эффектами, с распознаванием звуков окружающего мира.
    • Речевые игры: игры с рифмами, с отгадыванием слов по первому звуку, с повторением слогов и слов.
  • 2
    Развитие фонематического слуха. Упражнения с бездефектными звуками: отработка дифференциации звуков, выделение определенного звука из ряда слов, поиск слов с заданным звуком.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Постановка звука «Г»

Логопеды занимаются постановкой звука «Г» в несколько этапов:
  • 1
    Подготовка.
    Проведение артикуляционной гимнастики для укрепления мышц языка и губ, упражнения на дыхание.
  • 2
    Постановка звука.
    С помощью разных методов, например, используя зеркало, имитируя движения языка, упражняясь с игрушками.
  • 3
    Закрепление звука.
    Повторение изолированного звука, потом в слогах, словах, фразах и текстах.
Чаще всего выделяют два способа постановки звука «Г»:
  • 1
    Подражание от звука «К»: включение голоса и обязательный тактильно-вибрационный контроль (сопряжено и отражено).
  • 2
    Механический способ от звука «Д»: использование зонда, шпателя или пальца (логопеда, ребенка): ДА-ДА-ДА — ДЯ-ДЯ-ДЯ — ГЯ-ГЯ-ГЯ — ГА-ГА-ГА
Выбор метода постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В процессе постановки важно учитывать состояние речевого аппарата ребенка, его возраст и психологические особенности. Не забывайте проводить артикуляционную гимнастику и упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

Автоматизация звука «Г»

1. Артикуляционная гимнастика:
  • 1
    «Лопатка»
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
  • 2
    «Горка»
    Улыбнуться, показать зубы, кончик языка поднять за нижние зубы и выдохнуть воздух.
  • 3
    «Вкусное варенье»
    Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
  • 4
    «Чашечка»
    Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Подтянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
  • 5
    «Катушка»
    Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выталкивается вперед и упирается вглубь рта.
2. Повторение прямых слогов:
3. Повторение слов со стечением согласных:
4. Произношение скороговорок

Чистоговорки — это легко запоминающиеся шуточные подобия детских стишков или считалочек, которые хорошо подходят на роль упражнений. Чистоговорки начинаются с повторения нескольких слогов, где внимание акцентируется на закрепляемом звуке.
5. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):
6. Упражнения с разрезной азбукой — игра «Отгадай слова из данных букв»:
7. Договаривание предложений словами на Г:
  • 1
    Рыбаки поймали (окунь, лещ, минога, навага).
  • 2
    Гога играет на фортепиано (этюд, песня, гаммы).
  • 3
    Всю ночь в тайге бушевала (метель, вьюга).
  • 4
    Агафон закручивает (винт, гайка).
  • 5
    Вдали слышатся удары (колокол, бубен, гонг).
  • 6
    Игорь открывает дверь гаража (колено, рука, нога).
  • 7
    На берегу моря бушует (вода, огонь).
  • 8
    Из комнаты слышен детский (смех, гомон).
  • 9
    Дети весело танцуют (веснянка, кадриль, гопак).
  • 10
    Папа повесил на двух дубах (качели, гамак).
  • 11
    Гале подарили украшение из (бирюза, агат, рубин).
  • 12
    В клетке живут два веселых (щегол, попугай).
  • 13
    Ганя читает интересную (сказка, книга, повесть).
  • 14
    У Инги болит (ухо, зуб, нога).
  • 15
    Инга и Ганя — (соседи, одногодки).
8. Преобразование деформированной фразы:
  • 1
    Пингвин у пингвиненок — У пингвина пингвиненок.
  • 2
    Тайга нет в попугаев —
  • 3
    Кнут Агафья гнать гуси* —
  • 4
    Ягоды Агафон по идет тайга в —
  • 5
    Гудок в гудит гавань —
  • 6
    Ганя говядина котлеты из готовить* —
  • 7
    Инга бумага ногтем сгибать —
  • 8
    Игорь тупик вагоны отгонять в* —
Постановка и автоматизация звука «Г» — важный этап в развитии речи ребенка. С помощью логопеда и ваших усилий вы сможете помочь ребенку освоить этот звук и уверенно говорить.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?