Кубик Блума — прием педагогической техники

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы разберем, что такое «Кубик Блума» и как его можно применить в образовательной деятельности.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Содержание статьи

Куб Блума — эффективная педагогическая техника для развития мышления

Эффективное обучение предполагает не только передачу знаний, но и развитие мышления учащихся. Одним из действенных приемов, помогающих добиться этой цели, является куб Блума. Данная техника, разработанная американским психологом Бенджамином Блумом, позволяет структурировать процесс познания и активизировать различные уровни мыслительной деятельности обучающихся.

Создатель техники «Кубик Блума» — Бенджамин Блум, американский психолог, педагог. Суть этого педагогического приема заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик, похожий на игральные кости. На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6:

Почему

Вопрос, побуждающий к активному размышлению. Требует установления связей между событиями и объектами, отдельными частями главы или статьи. Возможно, придется дать описание, характеристику каким-то процессам или явлениям.

Пример вопросов для этой грани «Кубика Блума»:
  • 1
    Почему герой сделал так, а не по-другому?
  • 2
    Почему автор рассказывает о прошлом персонажей? Ведь оно никак не связано с сюжетом.
  • 3
    Почему герой не принял помощь окружающих?
Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев. Плюс ко всему, так вы лучше запомните прочитанное.

Придумай

На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса — активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.

По мнению многих, использование фантазии не поможет в работе с текстом. Но на самом деле это не так. Чтобы придумать свое продолжение сюжета, нужно не только хорошо понять прочитанное. Нужно почувствовать его, найти взаимосвязь между отдельными частями текста.

Поделись

Попросите себя поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе. Или, например, о том, какие эмоции вызвал тот или иной фрагмент.

Ассоциации в этом случае помогут вам запомнить материал, а вызванные эмоции понять его.

Назови

Здесь нужно просто изложить суть текста. Это не анализ или оценка. Также это не пересказ всех мелочей. Изложите самые важные детали. Рекомендуется замечать их уже по ходу чтения. Это можно делать мысленно или делая пометки в блокноте.
Итак, что можно назвать?
  • 1
    Когда происходили описанные события?
  • 2
    Фамилии полководцев.
  • 3
    Географические объекты, упомянутые в тексте.
Ответы на подобные вопросы можно помечать стикерами. После вам будет проще их найти.

Предложи

Время проявить креативность и фантазию. Вам предстоит найти лучшие пути развития сюжета или решения проблемы.

Объясни

Вопрос этой грани «Кубика Блума» перекликается с предыдущим. Только ответ на него вы вряд ли найдете в тексте. Здесь придется задействовать собственный опыт, знания, умение анализировать, логически мыслить.

Вы можете попросить себя объяснить ценность открытия или мысли главного героя. Также можно объединить «Объясни» с «Почему»: «Объясни, почему эти действия улучшили ситуацию?».

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.

Внешне кубик представляет собой объемную фигуру с 6 гранями. Его можно смастерить самостоятельно или распечатать, а потом склеить «Кубик Блума» шаблон из интернета.

Эти уровни выстроены от простых (знание, понимание) к более сложным (анализ, синтез, оценка), что отражает иерархию познавательных процессов.

Применение «Кубик Блума» в учебном процессе

Куб Блума может использоваться на различных этапах урока или занятия:
  • 1
    На этапе актуализации знаний — вопросы на воспроизведение, понимание.
  • 2
    При объяснении нового материала — вопросы на применение, анализ.
  • 3
    При закреплении — задания на синтез, оценку.
  • 4
    При контроле — вопросы и задания, охватывающие весь спектр познавательных процессов.
Преимущества использования куба Блума:
  • 1
    Структурирует мыслительную деятельность учащихся.
  • 2
    Способствует развитию различных уровней мышления.
  • 3
    Повышает вовлеченность и мотивацию обучающихся.
  • 4
    Обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения.
  • 5
    Помогает достичь более глубокого и осознанного усвоения материала.
Куб Блума является эффективной педагогической техникой, позволяющей организовать процесс обучения таким образом, чтобы развивать у учащихся не только репродуктивные, но и более сложные познавательные навыки. Применение данного приема способствует формированию критического и творческого мышления, что крайне важно для подготовки конкурентоспособных специалистов в современном мире.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Правила применения приема «Кубик Блума» в обучении

«Кубик Блума» является эффективным инструментом для развития мышления учащихся. Данная педагогическая техника помогает структурировать процесс познания, активизировать различные уровни мыслительной деятельности. Для того, чтобы использовать его максимально эффективно, существуют определенные правила и рекомендации.

Основные правила применения «Кубик Блума»:
  • 1
    Четкое понимание уровней познавательной активности
    Шесть граней куба отражают иерархию познавательных процессов: от простых (знание, понимание) к более сложным (анализ, синтез, оценка). Важно, чтобы и учитель, и ученики имели ясное представление о каждом уровне.
  • 2
    Учет специфики учебного предмета
    Применение должно соответствовать содержанию конкретного урока или темы. Например, для гуманитарных дисциплин более актуальны вопросы на понимание, анализ, оценку, а для точных наук — на применение, синтез.
  • 3
    Сбалансированность вопросов и заданий
    При использовании «Кубик Блума» необходимо предусматривать вопросы и задания, охватывающие весь спектр познавательных процессов. Не стоит смещать акцент только на более простые или, напротив, только на сложные уровни.
  • 4
    Постепенное усложнение
    На уроке или занятии рекомендуется переходить от более простых вопросов к более сложным. Это способствует поэтапному формированию умений и навыков учащихся.
  • 5
    Индивидуальный подход
    При работе с кубом важно учитывать возрастные, индивидуальные и образовательные особенности обучающихся. Для учеников с разными возможностями могут потребоваться различные формулировки вопросов и заданий.
  • 6
    Вовлечение учащихся в процесс
    Педагог должен стимулировать активное участие обучающихся в работе. Ученики могут самостоятельно формулировать вопросы по каждому уровню или предлагать способы решения задач.
Соблюдение представленных правил позволит педагогу эффективно использовать «Кубик Блума» в учебном процессе. Грамотное применение данной техники будет способствовать развитию критического и творческого мышления учащихся, повышению качества обучения.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?