Аграмматизм

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Аграмматизм — это тип нарушения речи, характеризующийся затруднениями в построении и понимании предложений, неправильное использование грамматических средств языка, связанное с расстройством различных звеньев в схеме порождения речи. Основные проявления аграмматизма включают краткость высказываний, упрощение синтаксических конструкций, пропуски и ошибки в использовании ключевых глаголов, а также неправильное употребление или отсутствие грамматических морфем, например, маркеров числа или предлогов.

Также нередки ошибки в использовании временных, числовых и родовых форм, сложности с формированием предложений, содержащих перемещение грамматических элементов, включая пассивные конструкции, вопросительные и сложносочиненные предложения.

Обычно, как устная, так и письменная речь демонстрируют схожие ошибочные паттерны. Люди, страдающие аграмматической афазией, часто испытывают трудности с пониманием грамматических структур, особенно в случае предложений с обратимой семантикой.

Аграмматизм в общем понимании представляет собой патологическое нарушение, при котором человек не может правильно упорядочивать слова в грамматически корректной последовательности. Это явление тесно связано с афазией Брока и подвергается изучению в рамках множества теорий, пытающихся объяснить его причины.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Причины аграмматизма

Аграмматизм возникает в результате повреждений мозга, влияющих на способность человека к синтаксической организации речи. Основные причины аграмматизма включают:
  • 1
    Инсульт может повредить области мозга, ответственные за обработку языка и речи, такие как зона Брока.
  • 2
    Черепно-мозговые травмы могут привести к повреждениям лобных и теменных долей мозга, что может нарушить синтаксическую структуру речи.
  • 3
    Нейродегенеративные заболевания, такие как болезнь Альцгеймера, прогрессивная афазия и другие формы деменции, могут вызывать аграмматизм как часть более общего когнитивного снижения.
  • 4
    Опухоли в определенных областях мозга могут оказывать давление на речевые центры, нарушая их нормальное функционирование.
  • 5
    Инфекционные заболевания, такие как энцефалит, могут повредить мозговую ткань и вызвать аграмматизм.
  • 6
    Причинами могут послужить различные заболевания, изменения в работе слухового анализатора.
Эти факторы могут влиять на различные аспекты речи, включая способность к формированию правильных грамматических структур и пониманию синтаксически сложных предложений.

Типы аграмматизма

В неврологии различают два основных типа аграмматизма: импрессивный и экспрессивный.

Импрессивный аграмматизм характеризуется трудностями в понимании речи, особенно в интерпретации грамматических структур, что может проявляться как полное или частичное непонимание.

Экспрессивный аграмматизм связан с нарушением использования грамматических правил, включая неправильное употребление падежей и предлогов, что затрудняет построение корректных предложений, нарушение порядка слов, замены предлогов, замены в структуре сложных предложений.

Симптомы аграмматизма

Симптомы аграмматизма обычно начинают проявляться на ранних этапах развития ребенка, когда он начинает формировать фразовую речь. Это можно заметить, если ребенок испытывает трудности с построением грамматически правильных предложений.

В отношении общего речевого развития, дети, страдающие аграмматизмом, часто начинают говорить значительно позже своих сверстников. Родители могут не сразу осознать проблему, так как маленькие дети еще учатся говорить, и некоторые особенности их речи могут казаться естественным этапом развития.

Тем не менее, даже если ребенок произносит звуки правильно, это не означает отсутствие проблемы. Родителям важно обращать внимание на возможные признаки аграмматизма, поскольку даже взрослые иногда допускают грамматические ошибки в речи, что может затруднить своевременное распознавание этого нарушения у детей.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Коррекция аграмматизма

Логопедическая работа проводится в следующих направлениях:
  • 1
    уточнение и усложнение структуры предложения;
  • 2
    развитие функции словоизменения;
  • 3
    формирование навыков словообразования;
  • 4
    развитие умений морфологического анализа слова;
  • 5
    работа над однокоренными словами;
  • 6
    закрепление грамматических форм в письменной речи.
Методика преодоления аграмматизма предусматривает следующие компоненты:
  • 1
    Диагностический.
    Определение состояния сформированности умений построения и грамматического оформления предложений, выявления типологических и индивидуальных особенностей проявлений аграмматизма в устных высказываниях детей.
  • 2
    Содержательный.
    Разработка содержания, последовательности методов и приемов логопедической работы с учетом выявленных затруднений.Организационно-процессуальный. Выбор условий и организации осуществления процесса коррекционного воздействия.
  • 3
    Контрольно-результативный.
    Анализ результатов коррекционного воздействия.
Коррекция аграмматизма требует комплексного подхода, включающего различные методы лечения и поддержки. Основные методы коррекции аграмматизма включают:
  • 1
    Работа с логопедом
    Специализированные занятия с логопедом помогают улучшить грамматические навыки, развивая способности к построению правильных предложений. Логопедические упражнения могут включать повторение, имитацию, составление предложений и использование визуальных подсказок. Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1–2 предложений. Затем предлагаются различные графические схемы для предложений из трех элементов, например, девочка рвет цветы, и т.д.Для конструирования и практического усвоения учащимися словосочетаний, образованных по способу согласования и управления, могут использоваться разные виды домино (цифровое, картинно-словесное, словесное).
  • 2
    Когнитивная терапия
    Улучшение когнитивных функций, таких как память и внимание, может способствовать улучшению речевых навыков. Когнитивная терапия включает различные упражнения и тренировки, направленные на развитие этих функций.
  • 3
    Медикаментозная терапия
    В некоторых случаях, особенно при нейродегенеративных заболеваниях, могут быть назначены лекарства, которые помогают улучшить когнитивные функции и поддерживают речевые навыки.
  • 4
    Использование вспомогательных технологий
    Компьютерные программы и мобильные приложения могут помочь в коррекции аграмматизма, предоставляя интерактивные упражнения и задания для тренировки речи.
  • 5
    Социальная поддержка и реабилитационные программы
    Участие в групповых занятиях, поддержка семьи и участие в реабилитационных программах могут помочь пациентам с аграмматизмом адаптироваться и улучшить свои речевые навыки.
  • 6
    Индивидуальный подход
    Каждый случай аграмматизма уникален, поэтому важно разрабатывать индивидуальные программы коррекции, учитывая особенности и потребности пациента.
Регулярная и целенаправленная работа с использованием этих методов может значительно улучшить грамматические навыки и общее качество жизни людей, страдающих аграмматизмом.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?