Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Развитие фонематических процессов у детей

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, что такое фонематические процессы и как их развивать.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 12 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, логопед и контент-менеджер.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Фонематический слух

Недостаточное развитие фонетико-фонематических навыков является причиной возникновения дисграфии и дислексии — стойкого отставания в навыках письма и чтения.

Фонематический слух — это тонко настроенный и систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Он помогает выделять различные речевые звуки (например, ж-ш, б-п, з-с) и различать на слух слоги и слова, отличающиеся лишь одним звуком (са-ся, жи-ши). Благодаря этому ребенок способен различать, узнавать и понимать слова, такие как: дом-сом-лом-ком-бочка-почка-удочка-уточка-крыса-крыша.

Развитие фонематического слуха начинается очень рано и опережает развитие экспрессивной речи ребенка. Сначала формируется фонематический слух, на основе которого затем развивается говорение.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то весьма приблизительно. Например, игла может превратиться в мглу, лес — в лист или "лису", а Мишина машина можно услышать как мыши на машине. Ребенок не слышит окончания слов и парные согласные, а также испытывает трудности в повторении цепочек слогов, даже когда они содержат противоположные звуки (та-па-ка, та-да). Ему также сложно выбрать картинки, названия которых отличаются только одним звуком (мишка-мышка, бочка-почка).

Недостаток фонематического слуха особенно проявляется во время обучения письму и чтению.

Фонематический анализ

Фонематический анализ заключается в способности разделять слово на отдельные звуки и четко представлять его звуковую структуру. Это включает в себя умственные действия, такие как разложение слова на последовательные звуки, подсчет их количества и классификация.

Самая сложная форма фонематического анализа — это установление последовательности звуков в слове, их количества и их положения относительно других звуков (после какого звука, перед каким). Эта форма анализа развивается у детей только в процессе специального обучения грамоте.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в:
  • 1
    Письме: искажениях структуры слова и предложения, с особенно частыми искажениями звуко-буквенной структуры. Характерные ошибки включают: пропуски согласных при их стечении (например, «диктант» — «дикат», «школа» — «кола»), пропуски гласных (например, «собака» — «сбака», «дома» — дма), перестановки букв (например, «тропа» — «торпа», «окно» — «коно»), добавление букв (например, «таскали» — «тасакали»), а также пропуски, добавления и перестановка слогов (например, «комната» — «кота», «стакан» — «катан»).
  • 2
    Чтении: специфических ошибках, таких как: пропуски согласных звуков при их стечении (например, «марка» — «мака», «бочка» — «бока»), вставки гласных между согласными при их стечении (например, «пасла» — «пасала», «девочка» — «девочека»), перестановки звуков (например, «утка» — «тука», «крупа» — «курпа»), а также пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных (например, «молоко» — «молко», «малина» — «маалина»).

Фонематический синтез

Фонематический синтез — это способность соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, которое было составлено из этих звуков. Под фонематическим синтезом подразумеваются умственные действия, направленные на комбинирование звуковой структуры слова — слияние отдельных звуков в слоги, а затем слогов в слова.

Ребенок, обладающий навыками синтеза звуков, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по одному с паузами между ними).

Пропуски и перестановки букв, а также добавление лишних символов при письме часто указывают на недостаточное развитие фонематического синтеза. Лишь при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет на должном уровне овладеть навыками письма.

Фонематическое восприятие

Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Фонематическое восприятие — это специальные умственные действия, направленные на дифференциацию фонем и определение звуковой структуры слова.

Это способность воспринимать звуковой состав слова: сколько в нем слогов, сколько звуков, какой согласный стоит в конце слова, какой гласный находится в середине. Именно фонематическое восприятие позволяет отвечать на такие вопросы.

Хорошо сформированное фонематическое восприятие является ключом к четкому произношению звуков, правильной слоговой структуре слов и основой для легкого усвоения грамматического строя языка, что, в свою очередь, способствует успешному обучению письму и чтению.

Дети обычно довольно рано начинают осваивать основные звуки языка. Из-за физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не всегда способны правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но хорошо осознают нюансы произношения. В этот период они начинают слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими характеристиками, распознают неправильно произносимые слова и могут различать правильное и неправильное произношение. В возрасте 5-6 лет у детей должен быть сформирован высокий уровень фонематического восприятия, а также тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят четко, поскольку они точно воспринимают все звуки речи. В то же время у детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием могут возникать проблемы не только с произношением, но и с пониманием речи. Они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами звучат для них одинаково, например: «сами-сани», «почка-бочка», «лиса» (животное) — «леса» (множественное число от слова «лес»).

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух схожие по звучанию или артикуляции звуки. Его словарный запас не пополняется словами, содержащими трудно различимые звуки, и он начинает отставать от возрастной нормы. Из-за этого также не формируется грамматический строй. При недостаточном фонематическом восприятии многие предлоги или безударные окончания слов могут оставаться для ребенка «неуловимыми».

Недостаточно развитое фонематическое восприятие негативно сказывается на звукопроизношении и замедляет формирование навыков звукового анализа, необходимых для полноценного чтения и письма. Применение специальных методик для развития фонематических процессов помогает детям различать окончания слов, приставки, суффиксы и выделять предлоги в предложениях, что так важно для обучения чтению и письму.

Умение выделять каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от соседних звуков, и осознавать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Стоит отметить, что фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит через несколько определенных стадий:
  • 1
    Дофонематическая стадия.
    Полное отсутствие дифференциации звуков речи и понимания речи.
  • 2
    Стадия дифференциации звуков.
    Ребенок начинает различать акустически далекие фонемы, в то время как акустически близкие звуки еще не дифференцируются. У ребенка восприятие звуков отличается от взрослого, что часто приводит к искажению произношения, связанного с неправильным восприятием речи. Он не различает правильное и неправильное произношение.
  • 3
    Начало смыслоразличительной стадии.
    Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками, хотя все еще может соотносить их с искаженным произношением. В это время сосуществуют два типа языкового фона: прежний, косноязычный, и формирующийся новый.
  • 4
    Стадия приближения к норме.
    Экспрессивная речь ребенка почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация остается неустойчивой, что проявляется при восприятии незнакомых слов.
  • 5
    Завершение процесса фонематического развития.
    На этой стадии и восприятие, и экспрессивная речь ребенка становятся правильными. Признаком перехода на этот уровень является способность различать правильное и неправильное произношение.

Фонематическое представление

Фонематические представления представляют собой сохраненные в сознании образы звуковых оболочек слов, сформировавшиеся на основе предыдущих восприятий этих слов.

Для полноценного освоения чтения и письма недостаточно лишь уметь различать звуки речи в момент их непосредственного восприятия. Важно, чтобы ребенок всецело запоминал устойчивые представления о каждом звуке, то есть мог мысленно воспроизвести звучание любого звука. В процессе самостоятельного чтения и письма он способен соотнести каждый звук с соответствующей буквой только на основе этих мысленных представлений, поскольку в этот момент не имеет возможности воспринимать звуки на слух.

Недоразвитие фонематических представлений может привести к трудностям в обучении чтению и письму, а также к специфическим и устойчивым ошибкам при этих процессах, что в конечном итоге может вызвать неуспеваемость в школе и ряд поведенческих и психологических проблем.

Сформировать необходимые фонематические представления можно только с помощью специальных коррекционных методик.

Этапы по формированию фонематического слуха и восприятия

В работе с детьми используются специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия.

В процессе работы над развитием этих навыков можно выделить следующие этапы:
  • 1
    I этап — узнавание неречевых звуков;
  • 2
    II этап — различение высоты, силы и тембра голоса на материале идентичных звуков, слов и фраз;
  • 3
    III этап — различение слов, схожих по звуковому составу;
  • 4
    IV этап — дифференциация слогов;
  • 5
    V этап — дифференциация фонем;
  • 6
    VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игры и упражнения

Примерные игры и упражнения, которые можно использовать в работе.

При обучении узнаванию неречевых звуков применяется компьютерная методика «Развитие и коррекция речи детей 4–8 лет» (Акименко В.М.), которая помогает развивать слуховое внимание и различение неречевых звуков через игру «Что звучит?». Также используются различные игрушки и предметы для игры «Отгадай, что звучит», в которой задействованы предметы, создающие характерные звуки: колокольчик, барабан, бумага, дудка, ключи и т.д.

Игра «Какое слово отличается?»

Из четырех отчетливо произнесенных взрослыми слов ребенок должен выбрать то, которое отличается от остальных:
  • 1
    канава — канава — какао — канава,
  • 2
    ком — ком — кот — ком,
  • 3
    утенок — утенок — утенок — котенок,
  • 4
    будка — буква — будка — будка,
  • 5
    винт — винт — бинт — винт,
  • 6
    минута — монета — минута — минута,
  • 7
    буфет — букет — буфет — буфет,
  • 8
    билет — балет — балет — балет,
  • 9
    дудка — будка — будка — будка.

Упражнение «Назовите первый звук в словах» (А, О, И, У)

Примеры слов: аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Упражнение «Назовите последний звук в словах» (А, О, И, У, Ы)

Примеры слов: голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Упражнение «Назовите все звуки по порядку»

Примеры слов: бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

На занятиях также можно придумывать слова с заданными звуками в начале, середине и конце слова.

Если ребенок безошибочно выполняет все задания на всех этапах и усваивает понятия «звук, слог, слово», переходите к более сложным заданиям, например, к составлению схем слов. Ребенок учится определять характеристики звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие) и рисовать схемы слов.

Таким образом, фонематические процессы формируются у ребенка постепенно. Фонематический слух является основой речевой деятельности, и его необходимо развивать.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?