Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.
  • /
  • /

Для чего и как используется цветовой тест отношений А. М. Эткинда

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, для чего и как используется цветовой тест отношений А. М. Эткинда.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 16 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, логопед и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Проведение диагностики среди дошкольников и детей старшего возраста

Для диагностики детям индивидуально предоставляется список людей из их окружения, а также перечень важных для них понятий. Например:
  • 1
    Для малышей (3–6 лет): «мама», «папа», «учительница» (или «воспитательница»), «мое настроение», «каким я хочу вырасти», «игрушки».
  • 2
    Для детей 7–11 лет: «учеба», «родители», «друзья», «питомец».
  • 3
    Для подростков: «работа», «семья», «деньги» и другие понятия.
Для детей 3–6 лет можно предложить около 10 понятий, детям 7–8 лет — 12, а ребятам 9–12 лет и старше — около 14. Также можно разработать этот список вместе с ребенком, задав ему вопрос: «Что для тебя сейчас важно?». Подросткам лучше предоставить понятия в готовом виде.

Младшим школьникам можно записывать слова-образы, а более старшим детям достаточно восприятия на слух.

Инструкция для детей 3–8 лет (короткий тест)

  • 1
    Ребенок записывает (или взрослый делает это за него) концепты.
  • 2
    Экспериментатор раскладывает перед испытуемым 8 цветных карточек Люшера на светлом нейтральном фоне.
  • 3
    Взрослый просит соединить слова с 1-2 оттенками представленного спектра. Важно сразу пояснить, что тона могут повторяться, и сходства не должны основываться на внешних свойствах.
    Например, если мама носит красный халат, это не является основанием для присвоения ей соответствующего цвета. Сравнение «бабушка» и «желтый» вполне приемлемо, так как бабушка ассоциируется с теплотой (как солнце).
  • 4
    Экспериментатор фиксирует выбор ребенка в протоколе.
  • 5
    Испытуемому дается время (20–30 минут) для отвлечения или игры.
  • 6
    Затем карточки раскладываются снова, и ребенку предлагается выбрать самый приятный оттенок, после чего соответствующая карточка убирается.
  • 7
    Эти действия повторяются со всеми цветами до тех пор, пока не останется последний, самый неприятный оттенок.

Алгоритм проведения теста для детей 9–16 лет (полная диагностика)

  • 1
    Экспериментатор называет понятие.
  • 2
    Испытуемый ранжирует все 8 цветов от самого подходящего до неподходящего (с точки зрения этого понятия).
  • 3
    Взрослый записывает порядок названных оттенков в протоколе.
  • 4
    Данные действия повторяются для всех остальных понятий.
  • 5
    Тестируемый отвлекается на посторонние дела примерно на полчаса.
  • 6
    Затем ребенок выбирает самый приятный для себя оттенок из хаотично разложенных перед ним карточек Люшера.
  • 7
    Экспериментатор убирает выбранный цвет, отметив это в протоколе, и снова просит определить приятный тон.
  • 8
    Работа продолжается до тех пор, пока не останется последняя, самой неприятной для испытуемого карточки.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Обработка и интерпретация результатов ЦТО

Анализ результатов тестирования детей различных возрастных групп требует индивидуального подхода.

Для детей в возрасте 3–8 лет при обработке данных фиксируются слова, ассоциированные с каждым цветом, и номер, отражающий порядок выбора оттенков. Ранее выбранные детьми цвета записываются в специальные колонки.

Сначала исследователь выделяет три цвета, находящихся на верхних позициях в предпочтениях малыша. Затем внимательно изучается, какие ассоциации возникают у ребенка с этими цветами — если понятия связаны с ними положительно, это указывает на эмоциональную привязанность. Если же цвет ассоциируется с понятием, занимающим 4–5 место, это говорит о равнодушии к нему. Позиции 6–8 свидетельствуют о негативном, даже конфликтном отношении к данному понятию.

Когда цвет, выбранный ребенком, совпадает с чем-то или кем-то, это может указывать на сильную эмоциональную привязку. Однако если, например, «мама» и «я» представлены в разных оттенках, это может указывать на дистанцию или менее близкие отношения.

Для детей 9–16 лет важно перед анализом результатов установить символические значения для каждого цвета, например:
  • 1
    Красный — ассоциируется с энергией, общительностью и настойчивостью.
  • 2
    Зеленый — символизирует независимость и упрямство.
  • 3
    Синий — говорит о спокойствии, чувствительности и выдержке.
  • 4
    Желтый — отражает веселье и активность.
  • 5
    Фиолетовый — указывает на напряженность и необходимость успокоения.
  • 6
    Коричневый — демонстрирует расслабленность и эмоциональную зависимость от близких.
  • 7
    Черный — связан с агрессивностью и замкнутостью.
  • 8
    Серый — отражает безразличие и неуверенность.
Цвета делятся на две категории: основные, непосредственно соприкасающиеся с самоидентификацией, и второстепенные, касающиеся взаимодействия с внешним миром. Согласно исследованиям Эткинда, норма предполагает, что основные цвета располагаются не ниже пятой позиции, а второстепенные (за исключением фиолетового) — не ниже четвертой. Если хотя бы один цвет из второстепенной группы оказывается в первой тройке, это может указывать на наличие личностного конфликта.

Анализируя результаты заполнения протокола, исследователь изучает отношение школьника к понятиям, формируя таблицы с выделением различных квадратов:
  • 1
    I квадрат — позитивно воспринимаемые и эмоционально одобряемые понятия.
  • 2
    II квадрат — нейтральные эмоции.
  • 3
    III квадрат — отвергаемые или недостаточно сформированные.
  • 4
    IV квадрат — глубоко недооцененные или отвергаемые.
Цветовой тест отношений представляет собой эффективный и быстрый инструмент диагностики, подходящий для детей всех возрастов. Его легко организовать, и он не вызывает значительных затруднений у испытуемых. Еще одно важное преимущество этого метода заключается в том, что его можно многократно использовать.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?