Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
Дислалия — распространенное речевое расстройство у детей, в ходе которого нарушается звукопроизношение. Ребенок неправильно артикулирует отдельные звуки, искажает или заменяет их другими. Давайте подробно рассмотрим причины возникновения дислалии, симптомы данного дефекта речи и эффективные методы его коррекции.
Специалисты выделяют две основные формы дислалии в зависимости от причин ее возникновения:
Механическая дислалия
Причиной этого вида дислалии являются анатомические дефекты строения артикуляционного аппарата — органические поражения и нарушения нормального строения челюстей, зубных рядов, твердого и мягкого неба, языка. Из-за таких врожденных или приобретенных структурных аномалий ребенок объективно не способен физически правильно выговаривать некоторые звуки.
Механическую дислалию могут вызывать:
1
Врожденные пороки развития артикуляционного аппарата, такие как расщелина неба, волчья пасть, челюстно-лицевые деформации. При этом наблюдаются серьезные дефекты звукопроизношения.
2
Травмы челюстно-лицевой области, в том числе родовые повреждения при тяжелых родах. Последствия травм приводят к нарушению моторики органов артикуляции.
3
Последствия оперативных вмешательств в ротовой полости, ожоги, повреждения мягких тканей языка, губ.
4
Укороченная подъязычная связка (уздечка языка), которая ограничивает подвижность языка.
5
Значительные аномалии прикуса — неправильное смыкание челюстей и положение зубов.
При механической дислалии дефекты звукопроизношения очень стойкие и трудно поддаются коррекции. Требуются длительные курсы логопедической работы в сочетании с ортодонтическим или хирургическим лечением.
Функциональная дислалия
При функциональной дислалии отсутствуют видимые анатомические дефекты и патологии строения артикуляционного аппарата. Нарушение звукопроизношения связано с моторной недостаточностью и некоординированностью движений органов речи — языка, губ, мягкого неба, челюсти. По сути, ребенок не может выработать правильную артикуляцию звуков из-за плохой иннервации и недоразвития мышц артикуляционного аппарата.
Основными причинами функциональной дислалии являются:
1
Нарушение фонематического слуха — неспособность отличать и дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Ребенок их смешивает и заменяет.
2
Общее недоразвитие речи (ОНР) при задержке психического и психоречевого развития.
3
Билингвизм — двуязычная среда, в которой воспитывается ребенок. Это затрудняет формирование речевых навыков.
Бедная речевая среда, недостаток общения и стимуляции речи в раннем возрасте до 3 лет.
6
Наследственная предрасположенность по линии родителей с похожими речевыми нарушениями.
По сравнению с механической, функциональная дислалия легче поддается логопедической коррекции при условии своевременного начала занятий и системной работы.
Классификация
В логопедической практике принято различать несколько основных видов дислалии по механизму и характеру нарушения звукопроизношения:
1
Антропофоническая дислалия
— искажение артикуляции звуков при нормальном анатомическом строении артикуляционного аппарата. Ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, хотя его органы речи сформированы правильно.
2
Фонологическая дислалия
возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия —неспособности различать близкие звуки на слух. Ребенок путает, смешивает и заменяет похожие звуки в своей речи.
3
Мономорфная дислалия
характеризуется нарушением артикуляции в произношении звуков одной группы (например, ребенок неправильно выговаривает все свистящие С, З, Ц или все шипящие Ш, Ж, Ч, Щ).
4
Полиморфная (сложная) дислалия
— множественные нарушения при артикуляции звуков из разных фонетических групп. Ребенок искажает, заменяет или смешивает целый комплекс согласных и гласных звуков.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Основной симптом дислалии — нарушение звукопроизношения, которое может проявляться в разных формах. В зависимости от характера дефекта выделяют несколько видов нарушений:
Парасигматизмы — искажения артикуляции звуков, их неправильное произнесение (горловое Р, межзубный сигматизм, боковой сигматизм и т.п.). Например, вместо звука Р ребенок произносит гортанный хриплый звук, похожий на арканье.
1
Букво-фонетические замены — замещение сложных по артикуляции звуков более простыми (Ш на С, Ж на З, Ц на С, Р на Л, Р на Й и т.д.). К примеру, вместо «шапка» ребенок говорит «сапка».
2
Антиципации — смешение и замена звуков из разных фонетических групп (СА на ША, РЕ на ВЕ). Так, слово «резинка» может звучать как «везинка».
3
Персеверации — упорное повторение одного звука вместо другого, застревание на нем (например, «локоток» вместо «локоть»).
4
Элизии — пропуски, выпадение звуков и слогов в словах (например, «молоко» произносится как «моко»).
5
Контаминации — разного рода сочетания дефектов, смешения звуков («вокось» вместо «волосы»).
Кроме непосредственно дефектов звукопроизношения, у детей с дислалией наблюдаются и другие проявления речевой патологии:
1
Нечеткая артикуляция, смазанная речь в целом.
2
Замены и упрощения сложных по структуре слогов (ХЛОП вместо ХЛОПОК).
3
Трудности с произношением стечений согласных (ХЛЕЦА вместо ХЛЕБЦА).
4
Возникновение дополнительных звуков в словах (ЛЕМАМОН вместо ЛИМОН).
5
Трудности автоматизации поставленных звуков в спонтанной речи.
6
Низкий уровень речевой активности, малая разговорная практика.
Важно понимать, что степень проявления симптомов дислалии индивидуальна и зависит от тяжести речевого дефекта. Чем тяжелее форма дислалии, тем больше нарушений в звукопроизношении и тем более смазанной и нечленораздельной становится речь ребенка.
При сложных и запущенных формах дислалии возникают серьезные трудности с пониманием речи окружающими людьми, что еще больше усугубляет проблему из-за коммуникативных барьеров и психологического дискомфорта ребенка.
Методы коррекции дислалии
Дислалию у детей можно успешно скорректировать при правильно организованной комплексной работе. При функциональной дислалии прогнозы благоприятные, при органической форме коррекция затруднена и требует значительных усилий. Рассмотрим основные методы преодоления нарушений звукопроизношения.
Логопедическая помощь
Дислалию можно полностью исправить только при систематической логопедической работе. Основными направлениями коррекции являются:
1
Артикуляционная гимнастика
— комплексы специальных упражнений для выработки правильных движений органов артикуляции. Развивает моторику языка, губ, челюсти.
2
Постановка звуков
— логопед использует различные методики для формирования артикуляционного уклада нарушенных звуков, учит ребенка правильно их произносить.
3
Автоматизация
— закрепление и введение поставленных звуков в речь через многократное проговаривание в слогах, словах, предложениях, текстах.
4
Дифференциация
— отработка навыков различения и правильного употребления ранее смешиваемых звуков на слух и в собственной речи.
Важно начинать коррекцию дислалии как можно раньше — оптимальный возраст 3–4 года. Преодоление сложных форм дислалии может занять 1–2 года.
Применение технологий в коррекции
В современной логопедической практике активно используются компьютерные технологии и инновационные методы для более эффективной и увлекательной коррекции дислалии у детей:
1
Логопедические компьютерные тренажеры представляют собой интерактивные игры и упражнения для отработки правильного звукопроизношения в игровой форме. Ребенок с интересом выполняет задания на экране, автоматизируя навыки произнесения проблемных звуков.
2
Реабилитация с применением видеосвязи позволяет получать квалифицированную логопедическую помощь дистанционно онлайн. Подходит для детей, у которых нет возможности регулярно посещать кабинет логопеда.
3
Технологии дополненной и виртуальной реальности делают процесс постановки и автоматизации звуков нагляднее и увлекательнее за счет трехмерной визуализации артикуляционных упражнений.
4
Нейрофизиологические методики с использованием БОС (биологической обратной связи) позволяют эффективнее корректировать сложные случаи дислалии.
Домашние методы и упражнения
Для быстрого закрепления поставленных звуков и введения их в речевую практику очень важна регулярная тренировка артикуляционного аппарата дома по заданиям логопеда. Это могут быть:
1
Артикуляционная гимнастика для губ, языка, нижней челюсти — комплекс упражнений для отработки движений.
2
Звукоподражательные игры, скороговорки, логопедические распевки.
3
Рассказывание коротких стихов, пересказ текстов с акцентом на правильное четкое проговаривание звуков.
4
Дыхательные упражнения для формирования правильного речевого выдоха.
5
Вибромассаж языка для снятия зажатости и активизации артикуляции.
Необходима ежедневная регулярная тренировка в домашних условиях. Только при терпеливой и систематической работе можно добиться закрепления навыков чистой речи.
Заключение
Дислалия является распространенной формой речевой патологии у детей. Коррекция звукопроизношения при дислалии — процесс длительный и требующий комплексного подхода со стороны логопеда, самого ребенка и его родителей.
Современные эффективные методики логопедической работы позволяют успешно преодолевать нарушения артикуляции. Важную роль играют ранняя диагностика, раннее начало коррекции речи, регулярность логопедических занятий. Обязательным условием является домашняя тренировка артикуляционного аппарата для закрепления полученных навыков.
При своевременно начатом систематическом логопедическом воздействии и комплексном подходе у детей удается полностью скорректировать дислалию и исправить все имеющиеся дефекты звукопроизношения. Необходимы лишь терпение, настойчивость и желание достичь результата.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.