Праксис — это, восходящее к греческому корню слова «praxis», что означает «действие», способность выполнять целенаправленные двигательные акты. Эти акты представляют собой произвольные и осознанные движения, которые происходят благодаря работе коры головного мозга, особенно ее вторичных полей.
Важным посредником между человеком и его произвольными действиями выступает предмет. В процессе эволюции, по мере перехода от животного мира, человечество научилось манипулировать предметами: использовать орудия для строительства или охоты, а также заниматься обработкой и выделкой шкур. Эти сознательные и целенаправленные взаимодействия с предметами и составляют суть праксиса.
Человек создал окружающий мир своими руками, и в процессе этой коллективной деятельности возникла необходимость развивать речь как средство общения. В результате появились новые формы праксиса, отвечающие за речевые функции, включая оральные и артикуляционные движения.
Праксис, объединяя различные виды движений и действий, можно разделить на несколько категорий:
1
Корпоральный и локомоторный праксис — это движения тела и нижних конечностей. Примеры включают балет и спортивные танцы.
2
Мануальный праксис — действия, выполняемые кистью и пальцами рук. Примером может служить виртуозное исполнение на клавишных музыкальных инструментах.
3
Речевой праксис — включает оральные и артикуляционные движения. К примеру, это может быть быстрое и четкое проговаривание текстов различной сложности.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
В структуре речевого праксиса выделяются два основных компонента — оральный и артикуляционный.
1
Оральный праксис включает в себя способность выполнять различные движения губами и языком, такие как вытягивание губ в трубочку, улыбка, поцокание языком, поднятие и опускание языка, а также его движение в стороны. Логопеды используют традиционные упражнения для формирования орального праксиса, включая известные задания: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Лошадка» и другие. Уровень развитие этих навыков играет ключевую роль в усвоении правильного звукопроизношения.
2
Артикуляционный праксис считается наиболее сложным из всех видов. Он включает в себя:
способность произносить отдельные звуки и слоги, такие как А, У, И, ДА, МА;
последовательности слогов, как, например, па-та-ка;
целые слова, например, кот, дом, кубики.
Если праксис воспринимается как предметное действие, а предметом служит образец для «слепка» этого действия, то в артикуляционной деятельности условным предметом выступает звук.
Поэтому крайне важно сохранить акустический канал восприятия речи. В норме ребенок учится говорить, опираясь на слух, настраивая органы артикуляции под акустический образец. Таким образом, формирование артикуляционного праксиса представляет собой важный этап в развитии ребенка и является ключом к овладению речью.
Где именно праксис находится в головном мозге
Праксис, как способность выполнять целенаправленные двигательные действия, связан с несколькими областями головного мозга, особенно с корой головного мозга. Вот основные из них:
1
Сенсомоторная кора.
Эта область, расположенная в лобной и теменной долях мозга, отвечает за планирование и выполнение движений. Она играет ключевую роль в координации произвольных действий.
2
Премоторная кора.
Эта часть мозга также важна для планирования движений и разработки моторных команд. Она активируется при подготовке к действиям и формировании моторных паттернов.
3
Задняя теменная кора.
Участвует в обработке сенсорной информации и формировании представлений о действиях и предметах, что необходимо для выполнения праксиса.
4
Базальные ганглии.
Эти структуры мозга отвечают за координацию движений, а также за автоматизацию моторных навыков. Они играют важную роль в обучении новым действиям и навыкам.
5
Мозжечок.
Он обеспечивает координацию движений и помогает поддерживать равновесие. Мозжечок также участвует в тонкой настройке и синхронизации движений, что делает его важным для выполнения сложных праксиcных действий.
Эти области работают вместе, обеспечивая успешное выполнение произвольных двигательных актов в рамках праксиса.
Какое отношение праксис имеет к речи
Праксис имеет важное отношение к речи, так как он включает в себя множество движений и действий, необходимых для ее формирования и выражения. Вот несколько ключевых аспектов связи между праксисом и речью:
1
Артикуляция.
Праксис обеспечивает движения органов артикуляции — губ, языка, неба и челюсти, которые необходимы для произношения звуков и слогов. Правильное артикуляционное движение позволяет формировать четкие звуки, из которых складываются слова.
2
Координация движений.
Праксис поддерживает координацию между слуховым восприятием и моторными функциями. Ребенок учится произносить звуки, основываясь на акустических образцах, что требует точной синхронизации между тем, что он слышит, и тем, что он делает.
3
Навыки взаимодействия.
В ходе общения праксис включает в себя не только произнесение слов, но и жестикуляцию, мимику и другие невербальные формы коммуникации, которые дополняют вербальную речь.
4
Разработка речевых навыков.
Праксис поддерживает развитие речевых навыков у детей, начиная с раннего возраста. Успешное освоение языка часто зависит от способности детей выполнять различные моторные действия, необходимые для формирования речи.
Таким образом, праксис является важным компонентом речевой деятельности, обеспечивая необходимые физические и координационные навыки для эффективного общения.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.