Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Игровая терапия при работе с детьми

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим, что такое игровая терапия, какие техники терапии существуют. также вы узнаете, как с помощью игр помочь своему ребенку.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Что такое игровая терапия

Игровая терапия — это метод психологической помощи детям, в котором главным средством взаимодействия является игра. Данный подход широко применяется в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, а также в дошкольных учреждениях.

Игровая терапия помогает детям справляться с различными эмоциональными и поведенческими проблемами, такими как:
  • 1
    тревожность и страхи;
  • 2
    агрессивное или замкнутое поведение;
  • 3
    трудности в общении со сверстниками;
  • 4
    проблемы в отношениях между родителями и детьми;
  • 5
    психологические травмы и последствия стрессовых ситуаций.
Основная идея игровой терапии заключается в том, что дети, особенно младшего возраста, лучше могут выразить и проработать свои чувства и переживания через игру, чем через словесное общение. Она является ведущей деятельностью. В игре ребенок чувствует себя в безопасности и может свободно экспериментировать с различными ролями и моделями поведения.

Во время игровой терапии психолог создает особую среду, в которой ребенок может свободно исследовать свой внутренний мир. Психолог наблюдает за игрой ребенка, анализирует его действия и высказывания, чтобы понять, что именно беспокоит ребенка, и помочь ему справиться с проблемой.

Игровая терапия включает в себя различные техники, например:
  • 1
    ролевые игры, в которых ребенок может проиграть разные сценарии;
  • 2
    арт-терапевтические методики, такие как рисование, лепка, создание коллажей;
  • 3
    игры с куклами, машинками, конструкторами;
  • 4
    сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок принимает на себя различные роли;
  • 5
    настольные и подвижные игры.
Использование игровой терапии в работе с детьми помогает:
  • 1
    установить доверительный контакт между ребенком и психологом;
  • 2
    понять внутренний мир ребенка, его чувства и переживания;
  • 3
    развить навыки саморегуляции, коммуникации и социального взаимодействия;
  • 4
    научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями;
  • 5
    решить эмоциональные и поведенческие проблемы.

Техники и интервенции игровой терапии

Важной интервенцией игровой терапии является отражение и вербализация. Психолог внимательно наблюдает за действиями ребенка в игре и отражает вслух его эмоции, мысли и переживания. Это помогает ребенку осознать и выразить то, что он испытывает.

Другим эффективным приемом является придание символического значения игровым действиям. Например, психолог может предложить ребенку разорвать бумажку, чтобы символически избавиться от гнева или страха.

Игровая терапия включает в себя и элементы семейной терапии, когда психолог вовлекает в процесс родителей или других значимых взрослых. Совместные игровые сессии помогают наладить детско-родительские отношения и найти новые способы взаимодействия.

Широкий спектр техник и интервенций, применяемых в игровой терапии, позволяет эффективно работать с различными эмоциональными и поведенческими проблемами у детей. Существует много упражнений в игровой терапии. Они делятся на следующие типы:

Свободная игра

Одной из ключевых техник в игровой терапии является свободная игра. Психолог предоставляет ребенку разнообразные игрушки и материалы, создавая безопасное и комфортное пространство, в котором ребенок может свободно проявлять себя. Наблюдая за игрой ребенка, психолог получает ценную информацию о его переживаниях, страхах, конфликтах и способах их разрешения.

Арт-терапия

Арт-терапевтические методы, такие как рисование, лепка, создание коллажей, также являются важной частью игровой терапии. Творческая деятельность помогает ребенку выразить и осознать свои эмоции, которые трудно передать словами.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Директивные игры

В них психолог более активно направляет ход игры. Например, в ролевых играх психолог может предлагать ребенку разыграть определенные проблемные ситуации, чтобы помочь ему найти конструктивные способы реагирования. Куклотерапия или игра с фигурками позволяет ребенку безопасно проецировать свои чувства и конфликты на персонажей.

Игрушки в игровой терапии

  • 1
    Игра с мячом:
    в ходе групповой игровой терапии терапевт предлагает детям по очереди бросать мяч друг другу. Каждый, кто поймал мяч, должен рассказать о том, что делает его счастливым. Эта игра помогает детям поделиться позитивными эмоциями и укрепить взаимодействие в группе.
  • 2
    Игра с плюшевой игрушкой:
    терапевт дает ребенку мягкую плюшевую игрушку, чтобы помочь ему успокоиться и почувствовать себя в безопасности во время индивидуальной терапевтической сессии. Игрушка становится своеобразным "переходным объектом", облегчающим эмоциональное состояние ребенка.
  • 3
    Игра с куклами:
    терапевт может использовать детские куклы для моделирования позитивного, воспитательного взаимодействия, которое ребенок может в дальнейшем применять в реальной жизни. Также ребенку может быть предоставлена возможность самостоятельно играть с куклами, что позволяет терапевту наблюдать за его естественными игровыми сценариями и инстинктами.
  • 4
    Игрушечный телефон:
    терапевт дает ребенку один игрушечный телефон, а второй телефон остается у него. Таким образом, ребенок может общаться с терапевтом опосредованно, через игрушку. Это помогает ему чувствовать себя более комфортно и открыто делиться своими мыслями и переживаниями.
  • 5
    Волшебная палочка:
    терапевт предлагает ребенку волшебную палочку и просит загадать три желания. Как правило, одно из этих желаний связано с реальной проблемой ребенка, которую он хотел бы решить. Это помогает терапевту лучше понять внутренний мир ребенка.
  • 6
    Кубики:
    терапевт выстраивает стену из кубиков и предлагает ребенку бросить в нее мяч. Эта игра позволяет ребенку безопасно выразить накопившиеся напряжение и агрессию.

Метафоры и сторителлинг в игровой терапии

Терапевт расставляет перед ребенком множество разнообразных игрушек и предлагает ему выбрать те, которые, по его мнению, соответствуют членам его семьи. Этот прием позволяет ребенку невербально выразить свое восприятие и отношение к близким людям, не прибегая к прямым высказываниям. Вот какие техники используют психологи:
  • 1
    Техника «черепашки»:
    Терапевт дает ребенку игрушку в виде черепашки и объясняет, что когда та расстроена, она останавливается, забирается в свою раковину, закрывает глаза и делает три глубоких вдоха. Затем терапевт просит ребенка повторить эти действия. Таким образом ребенок усваивает простой, но эффективный способ саморегуляции, который может применять в ситуациях гнева или сильного эмоционального напряжения.
  • 2
    «Эмоциональный термометр»:
    Ребенок получает игрушку, напоминающую термометр, который показывает эмоциональный диапазон от 0 (улыбающееся лицо) до 10 (хмурое лицо). Терапевт просит ребенка вспомнить различные события и указать, с каким уровнем эмоций они были связаны. Это помогает ребенку осознать и вербализовать свой эмоциональный опыт.

    Терапевт предлагает ребенку рассказать историю, начинающуюся со слов «Когда-то давным-давно...». Спонтанно рассказанная история может отразить некоторые скрытые страхи, надежды и переживания ребенка.

Экстернализация

Ребенок и терапевт вместе создают персонажа, олицетворяющего одну из проблем ребенка, например, дракон, представляющий его страх. Затем терапевт задает вопросы, относящиеся к этому персонажу, что позволяет ребенку безопасно обсудить свою проблему.

Книготерапия

Если проблема ребенка известна, терапевт подбирает книгу или историю, которая ее отражает, и читает ее ребенку. Периодически он задает вопросы, помогающие ребенку провести параллели между историей и его собственным опытом.

Творческие игры в игровой терапии

Среди таких игр выделяют:
  • 1
    Раскрась свою жизнь:
    Терапевт и ребенок вместе исследуют, какие цвета ассоциируются у него с различными эмоциями и настроением (например, синий — с грустью, красный — с гневом, желтый — с радостью). Затем ребенку предлагается нарисовать шкалу своей жизни, используя эти цвета для представления своих чувств и переживаний в разные периоды. Это помогает визуализировать и осознать эмоциональный опыт ребенка.
  • 2
    Глиняная игра:
    Терапевт дает ребенку кусок глины и позволяет делать с ней все, что он захочет. Ребенок может использовать глину для снятия напряжения или вылепить объекты, имеющие для него личное значение. Работа с глиной способствует тактильному самовыражению и высвобождению скрытых эмоций.
  • 3
    Свободное рисование:
    Ребенку предоставляется лист бумаги и набор карандашей, и ему предлагается нарисовать что угодно. Затем терапевт задает открытые вопросы о рисунке, побуждая ребенка рассказать о своих переживаниях, отраженных в творческой работе.
  • 4
    Рисунки о травме:
    Терапевт просит ребенка нарисовать событие из его травматического опыта, например, землетрясение. После этого ребенку предлагается скомкать лист бумаги, чтобы символически «избавиться» от этого тяжелого воспоминания. Это помогает ребенку безопасно проработать травмирующий опыт.
  • 5
    Мандала:
    Терапевт предоставляет ребенку шаблон мандалы - схематического изображения, используемого в буддийских и индуистских практиках. Ребенок раскрашивает мандалу по своему выбору. Этот творческий процесс способствует расслаблению, концентрации и самовыражению.
  • 6
    Нарисуй семью:
    Ребенка просят нарисовать свою семью. Затем терапевт предлагает ему поговорить с каждым членом семьи, изображенным на рисунке. Это позволяет выявить скрытые проблемы в отношениях между родителями и детьми.

Воображение и фантазия в игровой терапии

Психологи среди этой категории выделяют самые эффективные техники, к ним относятся:
  • 1
    Управляемое изображение:
    Терапевт спрашивает ребенка о его кошмарных снах и объясняет, что можно изменить сюжет кошмара, если он вызывает неприятные ощущения. Вместе они придумывают счастливую концовку. Это помогает ребенку понять, что он способен управлять своими воображаемыми переживаниями, чтобы справляться с эмоциями.
  • 2
    Техника «Мир»:
    Терапевт предоставляет ребенку поднос, наполовину заполненный песком, и множество игрушек — людей, фантастических существ, декорации. Ребенок может создать из этих элементов собственный воображаемый мир. Затем терапевт задает вопросы об этом мире, чтобы понять, какие темы и проблемы ребенка в нем отражены.
  • 3
    Кукольный домик:
    Терапевт дает ребенку кукольный домик и куклы, представляющие членов его семьи. Он просит ребенка разыграть четыре разных повседневных сценария, происходящих в реальном доме ребенка: сон, еда, игра и уборка. Это помогает терапевту лучше понять взаимоотношения в семье ребенка.
Игра и фантазия считаются естественным языком детей, поэтому являются ценным терапевтическим инструментом. Использование воображаемых игровых миров и сюжетов позволяет ребенку безопасно проявить и проработать свои внутренние переживания, с которыми он сталкивается в реальной жизни.

Игровая терапия, основанная на развитии воображения и творчества ребенка, дает психологу уникальную возможность лучше понять ребенка и оказать ему эффективную психологическую помощь.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?