Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.
  • /
  • /

Предмет, объект, цели и задачи логопедии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии, ее взаимодействие со смежными дисциплинами

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим логопедию как науку: что она собой представляет и зачем нужна. Также расскажем, как логопедия взаимодействует с другими науками.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Логопедия: наука о речи и ее нарушениях

Логопедия — это область медицины и педагогики, которая занимается изучением и коррекцией нарушений речи у детей и взрослых. Это педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.

Объект логопедии: педагогический процесс предупреждения, выявления и устранения нарушений речи.

Предмет логопедии: нарушения речи, методы их предупреждения, выявления и устранения.

Логопедия исследует:
  • 1
    Нормальное развитие речи.
    Как формируется речь у детей, какие этапы проходит этот процесс, какие факторы влияют на развитие речи.
  • 2
    Причины и механизмы возникновения речевых нарушений.
    Какие факторы могут привести к нарушению речи, как они влияют на работу речевого аппарата и на развитие речи в целом.
  • 3
    Классификацию речевых нарушений.
    Разные виды речевых расстройств (дислалия, дизартрия, заикание, алалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение письменной речи и др.) и их характеристики.
  • 4
    Методы диагностики речевых нарушений.
    Как выявить речевые расстройства у детей и взрослых, какие методики используются для диагностики.
  • 5
    Методы коррекции речевых нарушений.
    Какие методы и приемы используются для исправления речевых расстройств, как сформировать правильную речь, устранить нарушения звукопроизношения, развивать речевое мышление и коммуникативные навыки.
Задачи логопедии:
  • 1
    Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
  • 2
    Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
  • 3
    Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
  • 4
    Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорнодвигательного аппарата).
  • 5
    Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
  • 6
    Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
  • 7
    Систематизация речевых расстройств. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
  • 8
    Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
  • 9
    Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Для решения задач необходимо:
  • 1
    Использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.) Обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки.
  • 2
    Осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений. Распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Кто такой логопед

Логопед — это специалист, который занимается диагностикой и коррекцией речевых нарушений.

Основные задачи логопеда:
  • 1
    Выявление речевых нарушений.
    Проведение логопедической диагностики, определение вида нарушения и степени его выраженности.
  • 2
    Разработка индивидуальной программы коррекции.
    Составление индивидуального плана коррекционной работы с учетом характера речевого нарушения и возраста пациента.
  • 3
    Проведение логопедических занятий.
    Проведение логопедической коррекции с использованием различных методов и приемов (артикуляционная гимнастика, речевые игры, логопедические упражнения, развитие речевого мышления, тренировка речевой моторики, коррекция звукопроизношения и др.)
  • 4
    Консультирование родителей и педагогов.
    Предоставление информации о речевых нарушениях, рекомендации по проведению коррекционной работы в домашних условиях или в образовательном учреждении.

Зачем нужна логопедия

Логопедическая помощь необходима детям и взрослым с различными речевыми нарушениями, поскольку они могут вызвать серьезные трудности в обучении, общении, профессиональной деятельности и личной жизни.

Логопедическая помощь важна для:
  • 1
    Детей с нарушениями речи.
    Помощь логопеда позволяет устранить речевые нарушения, что позволяет ребенку усваивать школьные знания, общаться со сверстниками и членами семьи.
  • 2
    Взрослых с речевыми нарушениями.
    Логопедическая помощь может улучшить качество жизни взрослых с речевыми расстройствами, увеличить их возможности в профессиональной деятельности и общении.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Основная цель логопедии

Логопедия — это наука и практика, направленная на решение проблем, связанных с речью и коммуникацией. Основная цель — обеспечить людям возможность свободно и эффективно общаться.

Эта цель достигается посредством:
  • 1
    Диагностики.
    Логопеды определяют наличие и тип речевого нарушения, анализируют его причины и особенности.
  • 2
    Коррекции.
    Логопеды разрабатывают и проводят индивидуальные программы, направленные на преодоление речевых нарушений.
  • 3
    Профилактики.
    Логопеды проводят профилактические мероприятия, направленные на предотвращение возникновения речевых нарушений.
Основная цель логопедии имеет несколько важных аспектов:
  • 1
    Развитие речи.
    Логопеды помогают детям и взрослым с речевыми нарушениями развить речь, улучшить звукопроизношение, развить словарный запас, грамматические навыки и речевое мышление.
  • 2
    Улучшение коммуникации.
    Логопеды способствуют улучшению коммуникативных навыков, помогая людям с речевыми нарушениями увереннее общаться с окружающими, выражать свои мысли и чувства.
  • 3
    Повышение качества жизни.
    Логопедическая помощь позволяет людям с речевыми нарушениями улучшить качество жизни, достичь успехов в обучении, профессиональной деятельности и личной жизни.
  • 4
    Разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также профилактики речевых расстройств.
Основные направления логопедии:
  • 1
    Детская логопедия.
    Помощь детям с различными речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, заикание, алалия, фонетико-фонематическое недоразвитие и другие.
  • 2
    Взрослая и подростковая логопедия.
    Помощь взрослым с речевыми нарушениями, возникшими в результате травм, заболеваний или возрастных изменений.
  • 3
    Логопедия для людей с ограниченными возможностями здоровья.
    Помощь людям с инвалидностью, с нарушениями слуха, зрения, с аутизмом, с ДЦП и другими особенностями развития.
  • 4
    Логопедия детей раннего возраста.
Логопедия играет важную роль в обществе, обеспечивая людям возможность полноценной жизни и эффективной коммуникации.

Логопедия: мост между науками

Логопедия — это не изолированная область знания. Она тесно связана с другими науками, что позволяет ей глубоко понимать речь и ее нарушения, а также разрабатывать эффективные методы коррекции. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико- биологическими и лингвистическими науками.

Вот некоторые ключевые науки, с которыми логопедия взаимодействует:

Медицина

  • 1
    Неврология.
    Изучает структуру и функции центральной нервной системы, в том числе речевых центров мозга. Помогает понять причины речевых нарушений, связанных с неврологическими заболеваниями.
  • 2
    Оториноларингология.
    Изучает строение и функции органов слуха, речи и дыхания. Помогает диагностировать речевые нарушения, связанные с нарушениями слуха или патологиями речевого аппарата.
  • 3
    Педиатрия.
    Изучает развитие ребенка и его здоровье. Помогает определить факторы риска развития речевых нарушений у детей и провести раннюю диагностику.

Психология

  • 1
    Психология развития.
    Изучает психологическое развитие ребенка. Помогает понять механизмы формирования речи, речевого мышления, коммуникативных навыков у детей.
  • 2
    Психолингвистика.
    Изучает психологические основы языковой системы и процессов понимания и произнесения речи. Помогает разрабатывать методы коррекции речевых нарушений, связанных с нарушениями речевого мышления.
  • 3
    Психология общения.
    Изучает процессы взаимодействия между людьми. Помогает разрабатывать методы коррекции нарушений коммуникативных навыков.

Педагогика

  • 1
    Дидактика.
    Изучает теории и методы обучения. Помогает разрабатывать методы коррекции речевых нарушений, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
  • 2
    Специальная педагогика.
    Изучает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Помогает разрабатывать методы коррекции речевых нарушений у детей с инвалидностью.

Лингвистика

  • 1
    Фонетика.
    Изучает звуки речи, их произношение и восприятие. Помогает диагностировать нарушения звукопроизношения и разрабатывать методы их коррекции.
  • 2
    Морфология.
    Изучает строение слов, их формы и изменения. Помогает корректировать нарушения грамматического строя речи.
  • 3
    Синтаксис.
    Изучает строение предложений и фразы. Помогает корректировать нарушения построения предложений и текста.

Социология

Изучает влияние социальных факторов на речь. Помогает понимать социальные причины речевых нарушений и разрабатывать программы социальной реабилитации.

Взаимодействие логопедии с другими науками позволяет ей быть более эффективной в решении проблем, связанных с речью и коммуникацией.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?