Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.
  • /
  • /

Нарушения темпа речи: виды, причины и методы коррекции

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем о нарушениях темпа речи, их влиянии на коммуникацию и социальную адаптацию. Вы узнаете о видах этих нарушений, их причинах и современных методах диагностики. Мы также поделимся эффективными способами коррекции и профилактики проблем с темпом речи.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Введение: понятие темпа речи и его значение

Темп речи — это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Нормальный темп речи составляет 9–14 звуков в секунду. Это оптимальная скорость для восприятия информации слушателями и создания положительного впечатления о говорящем.

Представьте, что вы слушаете человека, который говорит слишком быстро или, наоборот, мучительно медленно. Согласитесь, это может вызвать дискомфорт и затруднить понимание. Именно поэтому нарушения темпа речи могут серьезно осложнить общение и социальную адаптацию человека.

Виды нарушений темпа речи

Существует три основных вида нарушений темпа речи: тахилалия, брадилалия, клаттеринг и заикание. Давайте подробнее рассмотрим каждое из них.

Тахилалия (патологически ускоренная речь)

Тахилалия — это патологически ускоренный темп речи, при котором человек произносит 20–30 звуков в секунду вместо нормальных 10–12. Представьте, что ваш ребенок говорит так быстро, что вы едва успеваете уловить смысл сказанного. Это может быть признаком тахилалии.

Основные симптомы тахилалии:
  • 1
    стремительность и неудержимость речи;
  • 2
    нарушения речевого внимания;
  • 3
    запинки и повторения звуков;
  • 4
    нечеткость произношения.
Важно отметить, что симптомы могут усиливаться в стрессовых ситуациях или при общении с незнакомыми людьми. Кроме того, при тахилалии часто наблюдаются нарушения общей моторики, психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

Разновидности тахилалий:
  • 1
    Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи.
  • 2
    Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами).
Чистая тахилалия в основном расстройство только темпового характера. При баттаризме и полтерн, помимо темпа речи, имеются нарушения синтаксического, морфологического, лексического и грамматического уровней.

Брадилалия (патологически замедленная речь)

Брадилалия — это патологически замедленный темп речи, но речь при этом правильно скоординированная. При брадилалии человек произносит менее 9 звуков в секунду. Если вы заметили, что ваш ребенок говорит слишком медленно, растягивая слова, это может быть признаком брадилалии.

Основные симптомы брадилалии:
  • 1
    монотонность голоса;
  • 2
    длительные паузы между словами;
  • 3
    растянутое произношение звуков.
Речевые симптомы: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Неречевые симптомы: нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему, наблюдается моторная неловкость.

Брадилалия может быть как самостоятельным нарушением, так и симптомом других заболеваний. При этом нарушении часто наблюдаются проблемы с общей моторикой, координацией движений, а также снижение скорости психических процессов.

Клаттеринг — коммуникативное нарушение, которое влияет на способность индивидуума (взрослого) выражаться в ясной и/или лаконичной манере.

Симптомы:

Речевые симптомы:
  • 1
    ускоренный и/или нерегулярный темп речи;
  • 2
    недоговаривание окончаний слов;
  • 3
    пропуск или искажение звуков или слогов;
  • 4
    недостаток пауз между словами;
  • 5
    множество фальстартов и остановок во время речи;
  • 6
    чрезмерное использование неплавностей в устном высказывании: слов-эмболов типа «ммм», «эээ»;
  • 7
    повторов слов, повторов или пересмотров фраз.
Неречевые симптомы: трудности мыслительной организации.

Заикание (нарушение плавности речи)

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание чаще всего начинается в возрасте 2–5 лет, что совпадает с периодом активного речевого развития ребенка.

При заикании наблюдаются два основных вида судорог:
  • 1
    Тонические судороги вызывают остановки в речи.
  • 2
    Клонические судороги приводят к повторениям звуков и слогов.
Заикание развивается постепенно: от редких запинок до выраженного нарушения плавности речи и логофобии (страха речи). Это нарушение может значительно влиять на качество жизни и социальную адаптацию человека.

Причины нарушений темпа речи

Понимание причин нарушений темпа речи помогает в выборе правильного подхода к лечению. Рассмотрим основные факторы, которые могут привести к развитию этих нарушений.

Неврологические факторы

Нарушения в работе центральной нервной системы играют важную роль в развитии расстройств темпа речи. Особенно это касается работы экстрапирамидной системы, которая отвечает за координацию движений. Исследования М. Зеемана показали связь ускоренной речи с органическими нарушениями центрального речевого механизма.

Генетические факторы

Наследственность также может влиять на развитие нарушений темпа речи, особенно тахилалии и заикания. Если у родителей или близких родственников есть проблемы с темпом речи, риск их появления у ребенка возрастает. Однако это не означает, что нарушение обязательно проявится — многое зависит от условий развития ребенка и своевременной профилактики.

Психологические и средовые факторы

Психологические травмы, стрессы и особенности воспитания могут стать причиной нарушений темпа речи. Например, слишком быстрая речь окружающих может способствовать развитию тахилалии у ребенка. А психологическая травма или сильный испуг могут спровоцировать появление заикания.

Интересный факт: двуязычие в семье может повысить риск возникновения заикания. Это связано с тем, что ребенку приходится оперировать двумя языковыми системами, что создает дополнительную нагрузку на речевой аппарат.

Физиологические особенности

Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Особенности строения и функционирования речевого аппарата также могут влиять на темп речи. Например, теория М. Е. Хватцева связывает тахилалию с врожденной речедвигательной недостаточностью. Это означает, что у ребенка могут быть трудности с координацией движений органов речи, что приводит к ускоренному темпу речи как компенсаторному механизму.

Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:
  • 1
    Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
  • 2
    Наследственность, врожденные особенности темперамента.
  • 3
    Подражание скороговорению окружающих, ошибки в воспитании — такая речь чаще всего встречается у неуравновешенных и возбудимых детей.
Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:
  • 1
    Доминирование торможения над возбуждением в речевых зонах коры головного мозга.
  • 2
    Такая особенность внешней и внутренней речи может передаваться по наследству.
  • 3
    Патология появляется в результате подражания ребенком неправильных образцов речи окружающих.
Причинами заикания могут быть:
  • 1
    Непосильная речевая нагрузка (разучивание больших по объему стихотворений, запоминание текстов, несоответствующих возрасту, запоминание трудных и малопонятных слов).
  • 2
    Частые наказания детей, внезапный и сильный испуг, психические травмы из-за неправильного воспитания.
  • 3
    Излишне ускоренная речь из-за подражания членам семьи, застревание во время речи на отдельных звуках.
  • 4
    Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.
Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.

Причины клаттеринга до конца не изучены.

Диагностика нарушений темпа речи

Диагностика нарушений темпа речи — это комплексный процесс, требующий участия нескольких специалистов: невролога, психолога и логопеда. Давайте рассмотрим основные этапы диагностики.
  • 1
    Сбор анамнеза.
    На этом этапе специалист собирает информацию о развитии речи ребенка, наличии речевых нарушений у родственников, особенностях протекания беременности и родов.
  • 2
    Неврологическое обследование.
    Невролог может назначить ЭЭГ, МРТ или УЗИ сосудов для исключения органических причин нарушения темпа речи.
  • 3
    Психологическое обследование.
    Психолог оценивает эмоциональное состояние ребенка, его коммуникативные навыки и особенности поведения.
  • 4
    Логопедическое обследование.
    Логопед оценивает темп речи, качество звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата.
Важно отметить, что диагностика должна быть дифференциальной. Это означает, что специалисты не только выявляют наличие нарушения темпа речи, но и отличают его от других речевых расстройств.

Методы коррекции нарушений темпа речи

После постановки диагноза начинается самый важный этап — коррекция нарушения темпа речи. Методы коррекции зависят от конкретного вида нарушения.

Коррекция тахилалии

При коррекции тахилалии основная задача — научить ребенка или взрослого контролировать скорость своей речи. Работа ведется по нескольким направлениям.

Этапы и содержание логопедической работы при устранении тахилалии у подростков и взрослых:
  • 1
    Первый этап — режим молчания.
  • 2
    Второй этап — работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают по очереди с последующим анализом чтения каждого.
  • 3
    Третий этап — работа над точным пересказом прочитанного по плану и без него.
  • 4
    Четвертый этап — работа над коллективным рассказом. На этом этапе вводится медленное чтение про себя. Используемые на занятиях приемы: подражание, сопряженно-отраженное произношение, ритмическое чтение, речевые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги, хлопком в ладоши и т. п., запись и прослушивание правильной речи. На этом этапе проводятся функциональные тренировки вне стен кабинета.
  • 5
    Пятый, заключительный этап — подготовка к публичному выступлению. Продолжительность курса — 2,5–3 месяца.
Содержание логопедической работы при устранении тахилалии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: используются методики по коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста с соответствующими изменениями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии.

Нормализация темпа общих движений. Используются упражнения на развитие крупной моторики, например, ходьба или бег в заданном ритме.

Развитие речевого дыхания. Правильное дыхание помогает контролировать темп речи. Вот простое упражнение, которое вы можете делать дома:

«Свеча»

Представьте, что перед вами горит свеча. Сделайте глубокий вдох и медленно выдохните, как будто хотите погасить свечу. Старайтесь, чтобы выдох был длинным и равномерным.

Работа над плавностью и ритмичностью речи. Здесь помогут упражнения на произнесение слов и фраз в заданном ритме.

Развитие умения контролировать свою речь. Эффективны упражнения с использованием метронома или хлопков.

Курс лечения для дошкольников и младших школьников обычно составляет 6–12 месяцев. Важно помнить, что успех коррекции во многом зависит от регулярности занятий и поддержки семьи.

Коррекция брадилалии

При коррекции брадилалии основная цель — ускорить темп речи до нормального. Работа ведется по следующим направлениям:
  • 1
    Произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.), чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения.
  • 2
    Слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе; запись слогов, слов, с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком.
  • 3
    Работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи.
  • 4
    Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе. Выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.
Ускорение темпа общих движений. Используются подвижные игры, танцы, ритмические упражнения.

Артикуляционная гимнастика. Эти упражнения помогают улучшить подвижность речевого аппарата. Вот одно из них:

«Часики»

Улыбнитесь, откройте рот и двигайте языком из одного уголка рта в другой. Старайтесь, чтобы язык двигался с постепенным ускорением.

Развитие беглости речи. Здесь эффективны упражнения на проговаривание скороговорок с постепенным ускорением.

Работа над выразительностью речи. Используется чтение стихов в разном темпе.

Положительный эффект часто наблюдается уже через 4 недели регулярных занятий. Однако для закрепления результата необходимо продолжать занятия в течение нескольких месяцев.

Коррекция заикания

Коррекция заикания — это комплексный процесс, включающий несколько направлений работы.

Логопедическая работа. Логопед помогает поставить правильное речевое дыхание и работает над плавностью речи. Одно из эффективных упражнений:

«Мягкий голос»

Произносите слова, начинающиеся с гласных звуков, стараясь, чтобы голос звучал мягко и плавно. Начните с отдельных слов, затем перейдите к фразам и предложениям.

Логопедическая работа включает логоритмические упражнения:
  • 1
    нормализацию темпа движений и речи посредством использования дыхательных, голосовых упражнений;
  • 2
    упражнения, регулирующие мышечный тонус, улучшающих двигательную координацию и моторную память;
  • 3
    упражнения активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, счетные упражнения в замедленном темпе;
  • 4
    речевые задания на координацию слова с движением и музыкой;
  • 5
    специальные распевания, пение с целью улучшения ритмичности дыхания
  • 6
    выработка плавного речевого выдоха и речи в целом;
  • 7
    слушание музыки; сюжетных драматизаций с бальными танцами, хороводами; музыкальной самостоятельной деятельности, игровой деятельности.
Психологическая коррекция. Психолог помогает снизить уровень тревожности и преодолеть страх речи.

Медикаментозное лечение. В некоторых случаях врач может назначить препараты для снижения мышечного напряжения или тревожности.

Физиотерапия и расслабляющие техники. Эти методы помогают снизить общее напряжение в организме.

Важно отметить, что коррекция заикания — это длительный процесс, который может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Ключ к успеху — это терпение, регулярность занятий и поддержка семьи.

Профилактика нарушений темпа речи

Профилактика нарушений темпа речи — это комплекс мер, направленных на предотвращение развития речевых проблем. Вот несколько ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание:
  • 1
    Создание благоприятной речевой среды в семье.
    Говорите с ребенком спокойно, в умеренном темпе. Будьте примером правильной речи.
  • 2
    Развитие общей и мелкой моторики.
    Играйте с ребенком в подвижные игры, лепите, рисуйте, собирайте пазлы. Эти занятия помогают развивать координацию движений, что положительно влияет на речевое развитие.
  • 3
    Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений.
    Если вы заметили у ребенка проблемы с речью, не ждите, что они «пройдут сами». Обратитесь к специалисту.
  • 4
    Профилактика стрессов и психологических травм.
    Создайте для ребенка спокойную, доброжелательную атмосферу. Избегайте конфликтов и громких ссор в его присутствии.
Важно помнить, что раннее обращение к специалистам при первых признаках нарушения темпа речи у ребенка значительно повышает шансы на успешную коррекцию. Не стоит надеяться, что проблема «пройдет сама» — чем раньше начать работу, тем лучше будет результат.

Заключение

Нарушения темпа речи — это серьезная проблема, которая может значительно осложнить жизнь как ребенка, так и взрослого. Однако важно помнить, что при правильном подходе большинство нарушений темпа речи поддается коррекции.

Ключ к успеху — это комплексный подход, включающий работу логопеда, психолога и, при необходимости, невролога. Не менее важна поддержка семьи и создание благоприятной речевой среды.

Если вы заметили у своего ребенка признаки нарушения темпа речи, не откладывайте визит к специалисту. Помните, что ранняя диагностика и своевременно начатая коррекция — это залог успешного преодоления речевых трудностей и улучшения качества жизни.

Часто задаваемые вопросы

В каком возрасте чаще всего проявляются нарушения темпа речи?

Нарушения темпа речи могут проявиться в разном возрасте, но чаще всего они становятся заметны в период активного речевого развития ребенка — от 2 до 5 лет. Заикание, например, чаще всего начинается в возрасте 2—5 лет.

Может ли нарушение темпа речи пройти само собой?

В некоторых случаях легкие нарушения темпа речи могут пройти самостоятельно, особенно если они вызваны временными факторами, такими как стресс или переутомление. Однако в большинстве случаев требуется профессиональная помощь. Не стоит ждать, что проблема исчезнет сама — чем раньше начать коррекцию, тем лучше будет результат.

Как долго длится коррекция нарушений темпа речи?

Длительность коррекции зависит от типа и тяжести нарушения, а также от индивидуальных особенностей человека. В среднем, курс коррекции может занимать от нескольких месяцев до года или более. Например, коррекция тахилалии у дошкольников и младших школьников обычно занимает 6—12 месяцев.

Могут ли нарушения темпа речи повлиять на успеваемость ребенка в школе?

Да, нарушения темпа речи могут оказать значительное влияние на успеваемость. Они могут затруднять общение с учителями и одноклассниками, мешать устным ответам. Кроме того, некоторые нарушения темпа речи, например, брадилалия, могут замедлять процесс чтения и письма. Поэтому важно своевременно обратиться за помощью к специалистам.

Можно ли заниматься коррекцией темпа речи дома?

Домашние занятия могут быть очень полезны, но они должны проводиться под руководством специалиста. Логопед может научить вас правильно выполнять упражнения и дать рекомендации по созданию благоприятной речевой среды дома. Однако помните, что домашние занятия не заменяют профессиональную терапию, а дополняют ее.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?