Моторная алалия у детей

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Моторная алалия — тяжелое речевое расстройство, при котором ребенок не может произносить слова и предложения из-за органического поражения речевых зон головного мозга. Давайте подробно рассмотрим причины возникновения моторной алалии, ее основные симптомы и признаки. Расскажем также про эффективные методы диагностики, коррекции и профилактики этого серьезного дефекта.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Причины возникновения заболевания

Моторная алалия — это тяжелое нарушение речи, при котором ребенок не может произносить слова и фразы из-за органических повреждений отделов головного мозга, которые отвечают за речевую моторику.

Основные причины моторной алалии у детей:
  • 1
    Родовая травма.
    Во время сложных или патологических родов ребенок может получить повреждения головного мозга.
  • 2
    Внутриутробная гипоксия или асфиксия
    (кислородное голодание плода). Это может произойти при обвитии пуповиной, преждевременной отслойке плаценты, тяжелых формах гестоза и других осложнениях беременности.
  • 3
    Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности или ребенком в первые годы жизни.
    Особенно опасны вирусные инфекции (краснуха, герпес, цитомегаловирусная инфекция и др.), которые могут приводить к энцефалитам и менингитам с поражением головного мозга.
  • 4
    Интоксикации и отравления в пренатальном или раннем постнатальном периоде
    токсическими веществами, алкоголем, никотином.
  • 5
    Новообразования (опухоли) головного мозга, черепно-мозговые травмы
    и другие органические поражения речевых зон коры и подкорковых структур.
При моторной алалии нарушается развитие моторного компонента речи. Ребенок испытывает значительные трудности с произношением звуков, слогов, слов. Он не может самостоятельно строить развернутые предложения и управлять артикуляционными органами (языком, губами, нёбом) для четкого и правильного проговаривания.

Этиология заболевания

Моторная алалия является следствием органического поражения речевых зон головного мозга, которые отвечают за моторный компонент речи. Это нижние отделы премоторной области лобной доли, нижние отделы постцентральной области теменной доли и подкорковые ядра (в частности, хвостатое ядро).

Выделяют два основных типа данного речевого расстройства в зависимости от локализации мозгового поражения:
  • 1
    Афферентная или кинестетическая моторная алалия
    связана с повреждением кинестетического праксиса и недоразвитием проприоцептивной чувствительности. Ребенок не может правильно ощущать и контролировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков.
  • 2
    Эфферентная или кинетическая моторная алалия
    наблюдаются нарушения в синтезе (объединении) цепочки отдельных движений в целостный артикуляционный навык. Ребенок не может точно выполнять последовательные движения речевого аппарата.
Моторная алалия может стать следствием как задержки формирования речевых навыков в процессе развития, так и их распада из-за приобретенных органических повреждений головного мозга, которые были перенесены в раннем возрасте (например, при черепно-мозговых травмах).

При своевременном обследовании и начале правильной коррекционной работы, прогноз при моторной алалии благоприятный, речевые функции могут быть сформированы на должном уровне.

Типы моторной алалии

Как уже было сказано, моторную алалию подразделяют на два основных типа в зависимости от локализации поражения головного мозга:

Афферентный тип (кинестетический)

При афферентной или кинестетической моторной алалии у ребенка нарушена проприоцептивная чувствительность — способность ощущать положение артикуляционных органов и контролировать выполняемые ими движения. Это связано с повреждением областей мозга, которые отвечают за кинестетический праксис — высший уровень организации движений. При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков.

Для афферентной алалии характерно:
  • 1
    Нечеткое, смазанное произношение звуков.
  • 2
    Поиск артикуляционных поз для произнесения звуков.
  • 3
    Ребенок лучше повторяет звуки и слова, чем произносит самостоятельно.

Эфферентный тип (кинетический)

При эфферентной или кинетической моторной алалии страдает способность синтезировать цепочки последовательных движений, необходимых для артикулирования. Причиной является поражение зон мозга, которые контролирую кинетический праксис — уровень реализации и объединения движений в навыки. В этом случае у ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ребенку трудно включиться в движение или выполнить серию движений.

Признаки эфферентной алалии:
  • 1
    Невнятная, «смазанная» речь.
  • 2
    Выраженные трудности начала произнесения слов и фраз.
  • 3
    Чрезмерное напряжение или вялость артикуляционных органов.
  • 4
    Нарушен переход от одного звука к другому, речь может полностью распадаться.

Признаки появления

Первые признаки моторной алалии можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Главный сигнал — задержка речевого развития по экспрессивной стороне.

Основные проявления:
  • 1
    К году ребенок не произносит лепетных слогов (ага, ба-ба и пр.).
  • 2
    К 1,5 годам отсутствует фраза из лепетных слов (ма-ма, да-да).
  • 3
    Позже 2-х лет не появляются первые осмысленные слова.
  • 4
    Малыш постоянно хнычет, плачет, ничего не говорит.
  • 5
    Не понимает, что такое «скажи» и как повторить за взрослым.
При эфферентном типе часто наблюдаются нарушения артикуляционной моторики, движения челюсти, губ, языка кажутся скованными, вялыми или чересчур резкими.

При афферентном типе ребенок испытывает трудности в поиске нужного положения органов артикуляции для произнесения звуков, слогов, слов. Это часто сопровождается явлением персевераций — застреваний на одном слоге или слове.

В обоих случаях темп речевого развития очень замедлен. Речевой негативизм (отказ говорить вообще) или полное отсутствие речи — повод немедленно обратиться к логопеду и неврологу.

Ранняя диагностика и своевременное начало коррекционной работы имеют решающее значение для дальнейшего преодоления моторной алалии.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Потенциальные осложнения

Если моторная алалия остается нераспознанной и не проводится своевременная коррекционная работа, то в дальнейшем могут возникнуть серьезные осложнения и вторичные нарушения.

К ним относятся:
  • 1
    Задержка развития речи в целом, как на импрессивном (понимание речи), так и на экспрессивном (самостоятельное говорение) уровне.
    Ребенок не сможет полноценно общаться, его речевое развитие будет тяжело нарушено.
  • 2
    Отставание в развитии когнитивных функций — внимания, памяти, мышления, письма и чтения.
    Так как речь тесно связана с мыслительными процессами, дефицит речевого развития негативно скажется и на них.
  • 3
    Нарушение социализации и коммуникации.
    Человек с моторной алалией испытывает постоянные трудности в общении и взаимодействии с окружающими из-за выраженного речевого дефекта.
  • 4
    Формирование стойкого речевого негативизма, нежелания говорить из-за неудачных попыток в прошлом.
  • 5
    Психологические проблемы
    — заниженная самооценка, замкнутость, тревожность, чувство неполноценности и другие расстройства вследствие социальной депривации.
Поэтому очень важно не оставлять моторную алалию без внимания и своевременно приступать к диагностике и лечению речевого расстройства.

Методы выявления заболевания

Первичное выявление моторной алалии происходит на основании жалоб родителей на позднее появление речи у ребенка или ее отсутствие после 2-3 лет.

Далее проводится комплексное логопедическое обследование для диагностики моторной алалии:
  • 1
    Оценка понимания речи, звукопроизношения, слоговой структуры, лексико-грамматического строя, связной речи.
  • 2
    Исследование артикуляционной моторики — выполнение проб на переключение с одного артикуляционного движения на другое, повторение слоговых рядов.
  • 3
    Обследование мимической мускулатуры лица и мышц периферического речевого аппарата.
Также назначаются дополнительные исследования — нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ/КТ головного мозга для выявления локализации и степени поражения головного мозга. Направление на обследования выдает невролог.

На основании комплексных данных логопед совместно с неврологом определяет диагноз «моторная алалия», уточняет форму (афферентная или эфферентная), степень тяжести и составляет индивидуальную программу коррекции.

Ранняя диагностика и правильная квалификация моторной алалии крайне важны для успешного преодоления данного речевого расстройства.

Коррекция и лечение

Коррекция моторной алалии — длительный и комплексный процесс, который требует командного подхода со стороны разных специалистов: логопеда, невролога, психолога, дефектолога. Он направлен на восстановление речевых функций и формирование полноценной устной речи у ребенка.

Основные методы и направления коррекционной работы:
  • 1
    Артикуляционная гимнастика
    — выработка полноценных движений и определенных артикуляционных укладов, необходимых для дальнейшей постановки звуков.Также артикуляционная гимнастика помогает работать над гнозисом, праксисом, пространственной ориентировой.
  • 2
    Постановка звуков.
    Начинают с простых по артикуляции, переходя к более сложным. Отрабатывают правильное произношение звуков сначала изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
  • 3
    Развитие фонематического слуха и навыков фонематического анализа
    для различения и дифференциации звуков.
  • 4
    Расширение объема дыхания,
    формирование речевого выдоха и навыков голосоведения.
  • 5
    Работа над просодикой
    — отработка ритма, темпа, интонации, логического ударения в речи.
  • 6
    Развитие импрессивной (понимание речи) и активизация экспрессивной (самостоятельная речь) стороны речи.
  • 7
    Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.
В тяжелых случаях назначается медикаментозная терапия — препараты, которые улучшают кровоснабжение и метаболизм в головном мозге, ноотропы, вазоактивные, метаболические и дегидратационные средства под контролем невролога.

Длительность коррекции зависит от степени тяжести нарушения, формы моторной алалии, индивидуальных особенностей ребенка. При последовательной работе и усилиях специалистов и родителей речь может быть полностью восстановлена на должном уровне.

Прогноз и методы профилактики моторной аллалии

При своевременном выявлении и начале лечебно-коррекционных мероприятий прогноз по преодолению моторной алалии достаточно благоприятный. В большинстве случаев удается максимально восстановить речевую функцию и социализировать ребенка.

Однако существуют факторы, которые определяют степень остаточных нарушений и дальнейший прогноз:
  • 1
    Причина и тяжесть мозгового поражения.
  • 2
    Форма моторной алалии (афферентная или эфферентная).
  • 3
    Возраст начала коррекционной работы.
  • 4
    Регулярность и комплексный подход в лечении.
  • 5
    Активность участия семьи в процессе реабилитации.
  • 6
    Индивидуальные особенности ребенка.
Чем раньше началась система коррекционных мероприятий, тем выше шансы на полное восстановление речи. При позднем старте реабилитации возможны стойкие остаточные нарушения речевого развития, которые потребуют длительного сопровождения логопеда.

Основные методы профилактики моторной алалии:
  • 1
    Правильное ведение беременности, избегание вредных факторов.
  • 2
    Раннее выявление и лечение внутриутробных инфекций.
  • 3
    Прегравидарная подготовка, коррекция сопутствующих заболеваний у матери.
  • 4
    Своевременное наблюдение ребенка неврологом.
  • 5
    Раннее логопедическое обследование при задержке речевого развития.
  • 6
    Соблюдение двигательного режима и гигиены речи в период созревания речевых зон мозга.
Важно помнить, что моторная алалия очень успешно поддается коррекции, особенно если она начата в раннем возрасте. При внимательном отношении к речевому развитию малыша и правильно организованном процессе реабилитации можно восстановить полноценную речь у ребенка.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?