Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Как проверить слух у ребенка

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, как проверить слух у ребенка раннего возраста.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 20 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области оториноларингологии и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Основные аспекты развития слуха у ребенка в первый год жизни

В течение первых двух-трех недель жизни слышащий ребенок начинает проявлять реакцию на громкие звуки, зачастую вздрагивая от них. В первые три месяца можно заметить, что младенец сосредотачивает свое внимание на звуковых раздражителях: его глаза становятся широко открытыми, движения замирают, и он поворачивается в сторону источника звука, чаще всего это голос мамы. Эта реакция, как правило, развивается к двум-трем неделям.

Чтобы проверить слух малышу, легко использовать неожиданный звуковой сигнал. Например, если ребенок издает крик, можно позвонить в колокольчик, чтобы увидеть, как он замрет и перестанет двигаться.

На этапе до 3 месяцев

  • 1
    В 1 месяц малыш поворачивает голову в ответ на голос, который слышит позади себя.
  • 2
    В 3 месяца он начинает активно реагировать на звук мамы и обращает внимание на окружающие звуки, замирая и широко открывая глаза.

Период с 3 до 6 месяцев

Ребенок учится поворачивать голову и глаза к источнику звука. У недоношенных детей данная реакция может развиваться немного позже.

Младенец проявляет неприязнь к неожиданным резким звукам, может вздрогнуть и закричать в ответ.

Гуление и лепет

В возрасте 4-5 месяцев гуление чаще всего переходит в активный лепет, когда ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и подражать их звукам.

С 8 до 10 месяцев лепет развивается: появляются новые слоги и звуки, что свидетельствует о активном речевом развитии.

Определение источника звука

С шести месяцев ребенок начинает различать источники звука, даже если не видит их. У недоношенных детей или детей с нарушениями слуха этот навык может развиться позднее.

Ключевым моментом является тот факт, что до четырех — четырех с половиной месяцев развитие слуха у глухих или плохо слышащих детей аналогично развитию слышащих детей. Все малыши проходят стадии гуления и лепета. Однако после этого момента у детей с нарушениями слуха может начаться отставание в развитии, которое усиливается с каждым месяцем.

Если нарушение слуха выявляется своевременно, и ребенок получает необходимую помощь, включая слуховые аппараты и занятия с сурдопедагогами, то он может развиваться без значительного отставания. Таким образом, к трем годам он сможет задавать вопросы и общаться с детьми своей группы.

Важно отметить, что срок начала помощи для слабослышащего ребенка имеет критическое значение. Поэтому необходимо как можно раньше обратиться за поддержкой. Если в вашем городе нет подходящих специалистов, рекомендуется обращаться в областные медицинские учреждения или крупные клиники. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше вероятность успешного развития ребенка.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Как проверить слух у ребенка 1–2 лет

Для начала проверьте слух ребенка, используя знакомые ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Убедитесь, что на столе с игрушками нет лишних предметов, чтобы ничего не отвлекало его внимание. Задавайте простые вопросы, например: «Дай куклу», «Покажи мячик», «Где собачка? Где у собачки хвостик?» или «Где у куклы ротик, глазки, носик?» и тому подобное.

Сначала задавайте вопрос, находясь рядом с малышом, и произносите его четким шепотом. Затем отойдите на расстояние около шести метров. Начните снова просить его выполнить задания шепотом. Если ребенок не реагирует, попробуйте говорить громче – на уровне разговорного голоса.

Если малыш не может выполнить ваши просьбы, подойдите ближе и повторите то же самое, говоря нормальным голосом. После этого снова отойдите и попробуйте задать тот же вопрос шепотом. Это поможет выяснить, понимает ли ребенок содержание ваших просьб.

Слышащий ребенок должен выполнить ваши просьбы, если вы говорите шепотом с расстояния шести метров. Если же малыш не слышит ваш шепот и реагирует только на разговорный голос, также с расстояния шести метров, стоит обратиться к специалистам для более тщательной проверки слуха.

Не забывайте, что маленькие дети бывают очень активными и иногда могут неумышленно игнорировать задания. Некоторые малыши могут просто не хотеть слушать или показывать игрушки, и это может создать ложное представление о наличии у них проблем со слухом. Возможно, они просто не заинтересованы в заданиях. В таких случаях можно использовать второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста

Эту методику можно превратить в увлекательную игру для малыша. Вот как можно ее организовать. Сначала поиграйте с игрушками, которые будут использоваться для проверки слуха:
  • 1
    Шарманка.
    Покажите ребенку, как играет шарманка и как под ее звуки танцует кукла. Когда шарманка замолкает, кукла прячется за ширму (например, это может быть большая коробка). Вместе с ребенком позовите куклу, и она вновь начнет танцевать под мелодию.
  • 2
    Дудка.
    Под звуки дудки машинка двигается, а когда дудка замолкает, она заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подуть, чтобы позвать машинку, и покажите, как она снова начинает движение под этот звук, а затем останавливается, когда дудка замолкает.
  • 3
    Барабан (негромкий стук).
    Под долбление барабана прыгнет игрушечный зайчик. Когда барабан замолкает, зайка прячется. Поиграйте с ребенком, используя зайца аналогично игре с куклой и шарманкой.
После этих игр предложите малышу угадать, кого сейчас позовут. На расстоянии 6 метров за спиной ребенка ваш помощник начинает играть на шарманке. Если малыш повернется на этот звук, помощник покажет ему куклу. Попробуйте также с барабаном и дудкой. Ребенок должен отреагировать на звук. Если это происходит, показывайте ему машинку или зайца.

Затем дайте ребенку в руки игрушки: куклу, собачку и птичку. Играйте с этими игрушками и вновь предлагайте отгадать, кто его зовет. Ваш помощник, находясь на расстоянии 6 метров слева или справа от ребенка, произносит четким шепотом: «Ав-ав». Если малыш реагирует, покажите ему собачку. Так же поступите и с другими игрушками.

Чтобы ребенок правильно реагировал на звуки, лучше сначала дать ему возможность поиграть с игрушками, услышать их звуки и привыкнуть к ним, а затем уже проводить проверку слуха.

Если ребенок хорошо слышит, он отреагирует на звуки, подаваемые с расстояния шести метров. Он также сможет показать игрушки, названия которых были произнесены шепотом с этого же расстояния.

Если же малыш реагирует только на 1–2 звука из списка на расстоянии в шесть метров, рекомендуется обратиться к специалисту для более детальной проверки слуха.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?