• /
  • /

Аграмматическая дисграфия: что это и как помочь ребенку

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, что такое аграмматическая дисграфия, рассмотрим ее симптомы, причины и лечение.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Общие сведения

Аграмматическая дисграфия — это вид специфического нарушения письма, при котором у человека возникают трудности с использованием грамматически правильных конструкций.

Данное расстройство чаще всего проявляется в форме пропуска, замены или неправильного согласования слов, особенно при написании предложений. Аграмматическая дисграфия характерна для детей, которые имеют недоразвитие грамматического строя речи, и может встречаться у взрослых после перенесенных травм или заболеваний мозга.

Симптомы аграмматической дисграфии

Аграмматическая дисграфия проявляется рядом характерных симптомов:
  • 1
    нарушение порядка слов в предложении или использование неправильных словоформ;
  • 2
    пропуск или замена грамматических элементов: пропускаются предлоги, союзы, окончания слов, что делает текст неполным и трудным для понимания;
  • 3
    ошибки в согласовании слов, например, отсутствует согласование по числу, падежу или роду;
  • 4
    неправильное использование времен и лиц глаголов: смешение форм настоящего, прошедшего и будущего времени в одном предложении;
  • 5
    сложно дается пересказ.

Причины аграмматической дисграфии

Аграмматическая дисграфия возникает вследствие различных нарушений в развитии речевых и когнитивных функций. Причины данного расстройства могут быть как врожденными, так и приобретенными. Основные факторы, способствующие развитию аграмматической дисграфии, следующие:
  • 1
    недоразвитие речевых областей мозга;
  • 2
    неврологические заболевания и травмы;
  • 3
    наследственные факторы: если у родителей были нарушения письменной или устной речи, у ребенка может наблюдаться склонность к подобным трудностям;
  • 4
    психолого-педагогические факторы (недостаток общения, ограниченная речевая среда, билингвальность в семье, неправильные методы обучения письму могут привести к тому, что ребенок не усваивает грамматические правила);
  • 5
    нарушение межполушарного взаимодействия.
Понимание причин аграмматической дисграфии является ключевым аспектом для выбора эффективных методов ее коррекции. Специалисты, работая с ребенком или взрослым пациентом, обращают внимание на индивидуальные особенности состояния мозга и психолого-педагогическую среду, чтобы подобрать наиболее подходящие способы коррекционной работы.

Классификация аграмматической дисграфии

Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Аграмматическая дисграфия может проявляться в различных формах, в зависимости от особенностей нарушений грамматического строя речи и специфики ошибок при письме. Существует несколько классификаций аграмматической дисграфии, которые позволяют лучше понять ее проявления и организовать эффективные методы коррекции.
  • 1
    Морфологическая аграмматическая дисграфия
    При этом типе дисграфии наблюдаются ошибки в морфологических формах слов: окончаниях, приставках, суффиксах. Человек может неправильно согласовывать слова в роде, числе и падеже, что особенно заметно в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. Например, вместо «мальчик играет» может появиться «мальчик играют». Эти ошибки указывают на трудности с усвоением и применением правил морфологического согласования.
  • 2
    Синтаксическая аграмматическая дисграфия
    Синтаксический подтип дисграфии характеризуется ошибками в построении предложений и использовании связей между словами. При письме могут возникать нарушения порядка слов, неправильное использование предлогов, отсутствие подлежащего или сказуемого, из-за чего предложение теряет логическую структуру. Пример ошибки: пропуск предлогов («пошел парк» вместо «пошел в парк») или неправильный порядок слов («дом новый построили» вместо «построили новый дом»). Такой тип ошибок отражает сложности с построением и пониманием синтаксических связей.
  • 3
    Аграмматизмы в связной речи
    При этом подтипе ошибки проявляются в связных текстах и длинных предложениях, когда требуется строить более сложные грамматические конструкции. Аграмматизмы в связной речи приводят к фрагментарности, нелогичности и нарушениям последовательности в изложении мыслей. Человек может неправильно согласовывать части предложений, пропускать или заменять служебные слова, что делает текст трудным для восприятия. Такой тип аграмматической дисграфии встречается, когда возникают сложности с грамматической организацией речи на более высоком уровне, особенно в процессе рассказа или пересказа.

Диагностика аграмматической дисграфии

Аграмматическая дисграфия относится к специфическим нарушениям письма, и ее диагностика требует тщательной оценки языковых и когнитивных функций ребенка или взрослого.

Если вы обращаетесь сначала к логопеду, то он проведет диагностику параллельно с беседой об истории развития ребенка. При обращении к врачу, он не только просмотрит ранние медицинские заключения, но и проведет беседу с родителями, чтобы узнать историю развития речевых и моторных навыков, уточнить наличие ранее выявленных нарушений речи и обучения, а также выяснить, когда именно начались проблемы с письмом. Особое внимание уделяется обучению грамматике и ранним признакам трудностей в грамматических структурах.

Специалист оценивает устную речь, чтобы проверить, насколько развиты навыки грамматического строя языка. При аграмматической дисграфии ошибки в грамматике проявляются не только в письме, но и в устной речи, например, в неправильном согласовании существительных с прилагательными или в нарушении порядка слов в предложениях.

Один из самых важных этапов диагностики — это выполнение письменных заданий, включающих диктанты, списывание и самостоятельное составление предложений и текстов. В этих пробах оценивается, как человек использует грамматические структуры при письме, отмечаются ошибки в согласовании слов, пропуски и неправильное использование окончаний, неверное построение предложений.

Диагностика аграмматической дисграфии часто включает тестирование внимания, памяти, зрительно-моторной координации и других когнитивных способностей, которые влияют на процесс письма. Такие исследования помогают исключить возможные сопутствующие нарушения, которые могут способствовать возникновению дисграфии или усугублять ее проявления.

Важно также отличить ее от дислексии, поскольку в обоих случаях могут наблюдаться трудности с грамматикой и пониманием текста, но у дисграфии акцент на письме, тогда как при дислексии основные проблемы касаются чтения.

После выполнения всех диагностических процедур специалист составляет заключение, в котором описывает выявленные нарушения и отмечает специфические ошибки, характерные для аграмматической дисграфии. На основе этого заключения разрабатывается индивидуальная программа коррекции, направленная на устранение трудностей с грамматикой в письменной речи.

Осложнения

Аграмматическая дисграфия, если не проводится своевременная коррекция, может приводить к ряду осложнений, затрагивающих академические успехи, социальное взаимодействие и эмоциональное состояние человека.

Дети с аграмматической дисграфией часто сталкиваются с трудностями в обучении, особенно в предметах, требующих хороших навыков письма и грамотного оформления ответов. Такие сложности могут затруднять усвоение учебного материала и выполнения письменных заданий, снижая общую успеваемость и ограничивая учебные достижения. Кроме того, учащиеся могут испытывать трудности на контрольных работах и экзаменах, где важна правильная формулировка и изложение ответов. Дальнейшее обучение будет невозможно.

Аграмматическая дисграфия может влиять на межличностное общение, особенно если ребенок избегает письменных форм общения (сообщения, заметки и пр.) из-за страха допустить ошибку. Это ограничивает его возможности участвовать в социальных взаимодействиях, что важно для детей школьного возраста. Ребенок может также избегать обсуждений на уроках, в группах или в социальных сетях, испытывая неуверенность из-за своих речевых трудностей.

Постоянные ошибки в письме и связанные с этим неудачи могут привести к снижению самооценки, неуверенности в своих силах и развитию чувства тревожности. Многие педагоги могут отмечать это и ребенок с аграмматической дисграфией почувствует стресс, апатию и нежелание участвовать в учебном процессе. В подростковом возрасте такие проблемы могут стать причиной замкнутости, избегания учебы и даже депрессии.

Коррекция аграмматической дисграфии

Коррекция аграмматической дисграфии требует комплексного подхода и включает следующие шаги:
  • 1
    Занятия с логопедом для понимания и применения грамматических правил, развития навыков построения предложений.
  • 2
    Упражнения на согласование, образование словоформ и правильный порядок слов в предложении.
  • 3
    Игры на развитие памяти и внимания.
  • 4
    Занятия с нейропсихологом: в ряде случаев для восстановления грамматических навыков полезны нейропсихологические методы, направленные на укрепление межполушарного взаимодействия.
Аграмматическая дисграфия требует длительной и систематической работы. При регулярных занятиях и индивидуально подобранных методах коррекции возможно значительное улучшение письма и восстановление грамматически правильной речи.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?