Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Аграмматизм: что это и как распознать

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, что такое аграмматизм. Рассмотрим его причины, способы диагностики и коррекции нарушения.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 16 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, логопед и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Что такое аграмматизм

Аграмматизм — это нарушение грамматической структуры языка, проявляющееся в трудностях при формировании предложений и использовании грамматических правил. Чаще всего аграмматизм наблюдается у людей с афазией, а также у детей в процессе изучения языка.

При аграмматизме может наблюдаться:
  • 1
    Упрощение предложений.
    Использование коротких и простых конструкций вместо сложных.
  • 2
    Ошибки в склонении.
    Неправильное употребление падежей, родов и чисел. Например «около пятиста километров», «в размере шестиста рублей». Правильно будет, если сказать «около пятидесяти километров», «в размере шестидесяти рублей».
  • 3
    Проблемы с согласованием.
    Неправильное согласование подлежащего и сказуемого, использование неправильных форм слов. Например неправильно, если «Сочи стали столицей Олимпиады», а нужно «Сочи стал столицей Олимпиады».
Аграмматизм может затруднять понимание речи и коммуникацию, поэтому для его коррекции часто требуется помощь специалистов, таких как логопеды или дефектологи.

В области логопедии выделяют два основных типа аграмматизма:
  • 1
    Импрессивный аграмматизм характеризуется частичным или полным отсутствием понимания грамматических структур.
  • 2
    Экспрессивный аграмматизм проявляется в недостаточной сформированности или потере способности правильно использовать грамматические правила в своей речи.

Причины аграмматизма

Причины аграмматизма обычно можно разделить на несколько ключевых факторов:
  • 1
    Нарушения в функционировании коры головного мозга, особенно в областях лобной и височной долей.
  • 2
    Общие расстройства работы головного мозга, вызванные неврологическими, сосудистыми или инфекционными заболеваниями.
  • 3
    Патологии, затрагивающие периферические части речеслухового анализатора.
Аграмматизм у детей чаще всего связан с тяжелыми речевыми нарушениями, включая:
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
  • 1
    общее недоразвитие речи (ОНР);
  • 2
    алалию — недостаточное развитие речевой активности;
  • 3
    афазию — распад речевой деятельности.
Кроме того, это расстройство также присуще детям с задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью (олигофренией), аутизмом, а также тем, кто испытывает проблемы со слухом.

Степень выраженности аграмматизма у лиц с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от уровня сохранности их умственных способностей. У людей с тугоухостью зачастую наблюдается тотальный аграмматизм, который трудно поддается коррекции и проявляется из-за неточности или невозможности восприятия адекватных речевых образцов на слух.

Проявления аграмматизма могут встречаться и у детей, растущих в двуязычной среде (билингвизм), имеющих педагогическую запущенность или ограниченные социальные взаимодействия.

Диагностика

Процесс диагностики аграмматизма осуществляется в ходе комплексного логопедического обследования. Для более глубокой оценки причин речевых нарушений, а также для анализа состояния высших психических функций (внимание, память, мышление и интеллект) к обследованию могут быть привлечены специалисты, такие как нейропсихолог и невролог.

Диагностика устной речи охватывает две ключевые составляющие: импрессивную (понимание своей речи) и экспрессивную (умение выражать свои мысли). Важное внимание уделяется таким аспектам, как темп речевого потока, разнообразие использованных лексических форм, точность применения союзов и предлогов, а также правильность склонений. Анализируется и количество слов в предложениях, а также соблюдение правил согласования.

Для детей школьного возраста и взрослых проводятся специальные задания, направленные на оценку письменной речи.

Если у пациента наблюдается афазия, особое внимание уделяется анализу понимания речи, способности к свободному высказыванию, а также состояния навыков письма и чтения.

Коррекция аграмматизма

Коррекция аграмматизма начинается после проведения всех необходимых медицинских обследований и процедур. Для каждого конкретного случая, учитывая возраст, причины и текущее состояние пациента, разрабатывается персонализированный план коррекционной работы.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), задержку психического развития (ЗПР) или нарушения слуха, обучаются в обычных детских садах и школах, где с ними работают логопеды, дефектологи, сурдологи и другие профильные специалисты.

Когда речь идет о пациентах с афазией, коррекционные вмешательства адаптируются в зависимости от вида афазии, степени повреждения головного мозга и сохранности высших психических функций.
В случае тяжелых форм аграмматизма или тотального аграмматизма прогнозы, как правило, оказываются неблагоприятными.

Для детей, имеющих педагогическую или социальную запущенность, создается индивидуальный план логопедической и педагогической коррекции с учетом их специфических потребностей.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?