Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы расскажем, как правильно ставить звук [С] у ребенка. Опишем типичные ошибки произношения, объясним этапы логопедической работы и дадим практические рекомендации родителям.
Сигматизм — это нарушение произношения свистящих звуков [С], [З], [Ц]. Если неправильно произносится звук [С], логопеды выделяют несколько основных форм дефекта:
1
Межзубный сигматизм.
Кончик языка при произнесении [С] выдвигается вперед и располагается между зубами. Звук искажается и напоминает шипение со свистом.
2
Призубный сигматизм.
Кончик языка упирается в передние нижние зубы. Воздушная струя рассеивается, звук [С] становится глухим и вялым.
3
Боковой сигматизм.
Воздушная струя выходит не по середине, а с одной или с двух сторон языка. Звук [С] напоминает шипящий.
4
Горловой сигматизм.
Корень языка отодвигается назад к стенкам глотки. Звук [С] произносится с хрипотцой и громким присвистом.
5
Носовой сигматизм.
Мягкое нёбо смыкается неплотно, часть воздуха вырывается через нос. Вместо чистого [С] ребенок произносит похожий звук, но с хрипами и гнусавым голосом.
Все эти виды искажений требуют логопедической коррекции. Родителям важно вовремя заметить нарушение и обратиться к специалисту.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Логопеды используют несколько основных этапов для постановки правильного звука [С]. Сначала нужно научить малыша четко его произносить, а затем закрепить навык в слогах, словах и свободной речи. Приступим к подробному разбору каждого этапа.
Этап 1: артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции: губ, языка, нёба, щек. Она подготавливает ребенка к правильному произнесению звуков.
Вот примеры упражнений для постановки [С]:
1
«Заборчик»
Растяните губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорите «И».
2
«Открыть — закрыть заборчик»
Улыбнитесь, сделайте «заборчик». Откройте рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы.
3
«Горка»
Улыбнитесь, приоткройте рот, кончик языка поставьте за нижние зубы, широкий язык установите «горкой».
4
«Сердитая кошка»
Поставьте кончик языка за нижними зубами, как в упражнении «горка», и прижмите, покусывая язычок зубами (можно произносить слог «ей», тем самым массажируя жевательными зубами боковые края языка).
5
«Волшебная палочка»
Улыбнитесь, откройте рот и напряженным кончиком языка упритесь в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положите палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы, с силой равномерно выдувайте воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторяйте упражнение с палочкой и без нее.
Родителям важно регулярно выполнять эти упражнения дома. Только систематическая тренировка обеспечит успех.
Этап 2: коррекционные техники
Следующий этап — непосредственная постановка звука. Логопеды используют разные техники, подбирая индивидуально каждому ребенку.
Вот основные приемы постановки звука [С]:
1
По подражанию логопеду.
Взрослый четко произносит звук, ребенок внимательно смотрит на артикуляцию и пытается повторить.
2
Механическая помощь.
Логопед кладет специальную лопатку на кончик языка и проводит ей от зубов к альвеолам с напором. Рот при этом широко открыт. Воздушная струя с языка формирует звук [С].
3
От опорных звуков.
Сначала малыш произносит протяжно звук [Ф], а потом быстро убирает нижнюю губу, получая отчетливое [С].
4
Постановка от [Т].
Ребенок произносит [Т], широко раскрывает рот, приближая язык к нёбу. Логопед пальчиком подталкивает язык и получает [С].
5
От звука [Ц].
Малыш четко произносит [Ц], а логопед слегка подталкивает его язык вниз кончиком шпателя, получая [С].
Важно тщательно отрабатывать артикуляцию. Пусть ребенок следит за своими ощущениями, напрягает язык и направляет воздушную струю. Взрослый корректирует мельчайшие неточности.
Закрепляйте поставленный звук в таких упражнениях:
1
Протяжное произнесение с разными ударениями: ссссС, Ссссс.
2
На выдохе: С-с-с-с. Контролируйте силу и длительность выдоха.
3
Чередование с другими звуками: Са-са-са, Су-су-су.
4
Тянуть звук с закрытым ртом, с зажатым носом.
5
В слогах: Са-со-сы-сэ-су и т.д.
Только усердная отработка позволит автоматизировать правильную артикуляцию.
Этап 3: доводим до автоматизма
После того, как звук [С] хорошо поставлен и закреплен в слогах, наступает следующий важный этап — автоматизация звука в речи. Цель — научить малыша произносить [С] в словах, предложениях и свободной речи.
1
Сначала отрабатываем звук в хорошо знакомых ребенку словах с [С] в разных позициях: в начале (сок, соль), в середине (коса, весло) и в конце слова (грибы, глаза).
Произносим слова протяжно, по слогам, с выделением звука голосом и хлопками. Просим малыша повторить слово в обычном темпе, хорошо прислушиваясь к звучанию [С].
2
Затем переходим к фразам:
«У Софьи сушка», «В саду сидит сова», «Самолет летит высоко» и т.п.
Ребенок внимательно вслушивается и четко проговаривает каждую фразу. При ошибках взрослый ненавязчиво поправляет.
3
Следом включаем звук [С] в короткие рифмовки и стихи.
Например: «Ус и усики У кошки усатой. А у коровушки Усики бархатные». Веселые стишки-чистоговорки помогут закрепить правильное произношение: «Съела Соня сахар», «Семь веселых гусей спрятались в овсе». Читайте ребенку вслух, четко артикулируя звук [С]. Затем пусть он повторяет с вами хором, а после самостоятельно.
4
Следующий этап — автоматизация звука в пересказах и свободной речи.
Расскажите малышу интересную короткую историю, используя много слов со звуком [С]. Попросите его пересказать вам этот рассказ. Если ребенок допускает ошибки, мягко поправляйте его.
Можно составлять описательные рассказы по серии сюжетных картинок. Задавайте наводящие вопросы: «Что это? Кто это? Что он делает?»
Закрепляйте навык и в повседневном общении. Следите за произношением малыша, вежливо исправляйте ошибки. Хвалите за успехи!
Постепенно звук [С] полностью автоматизируется, и ребенок будет четко произносить его в любых словах и фразах.
Советы логопеда родителям по постановке звука [С]
Давайте подытожим основные моменты постановки трудного звука [С]:
1
Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой дома. Это необходимая подготовка.
2
Будьте настойчивы и терпеливы на этапе постановки звука. Это кропотливая работа.
3
Используйте разные коррекционные техники по рекомендации логопеда. Одна не всегда срабатывает.
4
Обязательно доводите звук до автоматизации в речи. Это залог устойчивого результата.
Хвалите малыша за старания. Ваша поддержка очень важна для него.
При систематических домашних занятиях и терпении у большинства детей удается поставить звук [С] за 2–4 месяца. Если через полгода нет существенных подвижек — обратитесь к логопеду за новыми рекомендациями.
В целом, перспективы коррекции звука [С] благоприятные. При правильной методике и должном упорстве он закрепляется очень прочно. Единственное требование — начать вовремя, до 5 лет. В старшем возрасте исправить сигматизм сложнее.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.