Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Её используют для коррекции нарушений звукопроизношения у детей.
Проблемы постановки звуков С, Ц, З
Звуки С, Ц, З относятся к категории свистящих звуков, которые являются одними из самых сложных для правильного произношения, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Неправильное произношение этих звуков может привести к различным проблемам в речевом развитии ребенка.
Основные проблемы при постановке звуков «С», «З», «Ц»:
1
Межзубное произношение. Ребенок вместо «С», «З», «Ц» произносит «В», «Ф», «Д». Причина — неправильное положение языка, который находится между зубами.
2
Носовой сигматизм. Ребенок произносит «С», «З», «Ц» нечетко, с носовым оттенком. Причина — слабость мягкого нёба.
3
Шипящий сигматизм. Вместо «С», «З», «Ц» ребенок произносит «Ш», «Ж», «Ч». Причина — напряженность языка, выпуклая спинка языка.
4
Для исправления ошибок в произношении свистящих звуков необходимо проводить систематическую логопедическую работу. Она включает в себя:
Артикуляционную гимнастику для укрепления мышц артикуляционного аппарата.
Постановку звука с помощью специальных приемов.
Автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Дифференциацию смешиваемых звуков.
Также важную роль играет работа родителей с ребенком дома по закреплению правильного произношения. Систематические занятия и поддержка близких помогут ребенку преодолеть нарушения произношения свистящих звуков.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Губы и положение языка такие же, как и при произнесении звука «С».
Воздушная струя также проходит между языком и верхними зубами, но при этом включаются голосовые связки.
3
Звук «Ц»:
Губы растянуты в улыбке, образуя небольшую щель.
Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка приподнята к верхним зубам.
Воздушная струя проходит быстро и резко, создавая характерный цокающий звук.
Важно, чтобы ребёнок научился правильно артикулировать эти звуки. Для этого необходимо регулярно выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата.
Овладение правильной артикуляцией звуков «С», «З», «Ц» является важным этапом в формировании чёткой и выразительной речи ребёнка. Регулярные занятия помогут ему научиться правильно произносить эти сложные свистящие звуки.
Комплекс упражнений
Свистящие звуки относятся к группе переднеязычных согласных. При их произнесении кончик языка упирается в нижние резцы, а средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. Упражнения, которые мы предлагаем, помогут ребёнку научиться управлять своим языком и правильно произносить эти звуки.
Упражнение «Лопатка»
Цель: научить ребенка расслаблять язык. Описание: рот открыт, язык лежит плоско, широким краем касается нижних зубов, боковые края языка касаются щек. Попросите ребенка подержать язык в таком положении несколько секунд.
Упражнение «Трубочка»
Цель: подготовить мышцы языка к произнесению свистящих звуков. Описание: губы сомкнуты, язык высунут изо рта, его кончик поднят вверх. Попросите ребенка подуть на язык так, чтобы он стал похож на трубочку.
Упражнение «Чашечка»
Цель: отработать подъём средней части спинки языка к твердому нёбу. Описание: приоткрытый рот, широкий кончик языка опущен вниз, средняя часть спинки поднята к твердому нёбу. Следите, чтобы боковые края языка не касались щек.
Упражнение «Качели»
Цель: развить подвижность кончика языка. Описание: ребенок открывает рот, кончик языка поочерёдно касается верхних и нижних резцов. Следите, чтобы язык не высовывался изо рта.
Упражнение «Чистим зубки»
Цель: улучшить скоординированность движений языка и нижней челюсти. Описание: кончик языка касается нижних резцов, затем медленно перемещается от одного зуба к другому, имитируя движения зубной щётки.
Упражнение «Горка»
Цель: очень важен при постановке свистящих. он помогает их правильно произносить. Описание: рот приоткрыть. Язычок сделать широким. Его боковые края прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.
Помните, что артикуляционную гимнастику нужно выполнять ежедневно. Каждое упражнение повторяйте 6–8 раз. Если ребёнок устал, предложите ему отдохнуть и продолжить занятие позже.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.