• /
  • /

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «С», «З», «Ц»

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
В этой статье мы расскажем об артикуляционной гимнастике для свистящих звуков «С», «З», «Ц».

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Её используют для коррекции нарушений звукопроизношения у детей.

Проблемы постановки звуков С, Ц, З

Звуки С, Ц, З относятся к категории свистящих звуков, которые являются одними из самых сложных для правильного произношения, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Неправильное произношение этих звуков может привести к различным проблемам в речевом развитии ребенка.

Основные проблемы при постановке звуков «С», «З», «Ц»:
  • 1
    Межзубное произношение. Ребенок вместо «С», «З», «Ц» произносит «В», «Ф», «Д». Причина — неправильное положение языка, который находится между зубами.
  • 2
    Носовой сигматизм. Ребенок произносит «С», «З», «Ц» нечетко, с носовым оттенком. Причина — слабость мягкого нёба.
  • 3
    Шипящий сигматизм. Вместо «С», «З», «Ц» ребенок произносит «Ш», «Ж», «Ч». Причина — напряженность языка, выпуклая спинка языка.
  • 4
    Для исправления ошибок в произношении свистящих звуков необходимо проводить систематическую логопедическую работу. Она включает в себя:
    • Артикуляционную гимнастику для укрепления мышц артикуляционного аппарата.
    • Постановку звука с помощью специальных приемов.
    • Автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях, связной речи.
    • Дифференциацию смешиваемых звуков.
Также важную роль играет работа родителей с ребенком дома по закреплению правильного произношения. Систематические занятия и поддержка близких помогут ребенку преодолеть нарушения произношения свистящих звуков.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Правильная артикуляция звуков «С», «З», «Ц»

Рассмотрим, какова должна быть правильная артикуляция каждого из этих звуков:
  • 1
    Звук «С»:
    • Губы слегка растянуты в улыбке, образуя небольшую щель между ними.
    • Язык упирается кончиком в нижние резцы, спинка языка приподнята к верхним зубам, образуя ровную поверхность.
    • Воздушная струя проходит узким каналом между языком и верхними зубами, создавая четкий свистящий звук.
  • 2
    Звук «З»:
    • Артикуляция аналогична звуку «С», но голосовые связки работают, создавая звонкое произношение.
    • Губы и положение языка такие же, как и при произнесении звука «С».
    • Воздушная струя также проходит между языком и верхними зубами, но при этом включаются голосовые связки.
  • 3
    Звук «Ц»:
    • Губы растянуты в улыбке, образуя небольшую щель.
    • Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка приподнята к верхним зубам.
    • Воздушная струя проходит быстро и резко, создавая характерный цокающий звук.
Важно, чтобы ребёнок научился правильно артикулировать эти звуки. Для этого необходимо регулярно выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата.

Овладение правильной артикуляцией звуков «С», «З», «Ц» является важным этапом в формировании чёткой и выразительной речи ребёнка. Регулярные занятия помогут ему научиться правильно произносить эти сложные свистящие звуки.

Комплекс упражнений

Свистящие звуки относятся к группе переднеязычных согласных. При их произнесении кончик языка упирается в нижние резцы, а средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. Упражнения, которые мы предлагаем, помогут ребёнку научиться управлять своим языком и правильно произносить эти звуки.

Упражнение «Лопатка»

Цель: научить ребенка расслаблять язык.
Описание: рот открыт, язык лежит плоско, широким краем касается нижних зубов, боковые края языка касаются щек. Попросите ребенка подержать язык в таком положении несколько секунд.

Упражнение «Трубочка»

Цель: подготовить мышцы языка к произнесению свистящих звуков.
Описание: губы сомкнуты, язык высунут изо рта, его кончик поднят вверх. Попросите ребенка подуть на язык так, чтобы он стал похож на трубочку.

Упражнение «Чашечка»

Цель: отработать подъём средней части спинки языка к твердому нёбу.
Описание: приоткрытый рот, широкий кончик языка опущен вниз, средняя часть спинки поднята к твердому нёбу. Следите, чтобы боковые края языка не касались щек.

Упражнение «Качели»

Цель: развить подвижность кончика языка.
Описание: ребенок открывает рот, кончик языка поочерёдно касается верхних и нижних резцов. Следите, чтобы язык не высовывался изо рта.

Упражнение «Чистим зубки»

Цель: улучшить скоординированность движений языка и нижней челюсти.
Описание: кончик языка касается нижних резцов, затем медленно перемещается от одного зуба к другому, имитируя движения зубной щётки.

Упражнение «Горка»

Цель: очень важен при постановке свистящих. он помогает их правильно произносить.
Описание: рот приоткрыть. Язычок сделать широким. Его боковые края прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.

Помните, что артикуляционную гимнастику нужно выполнять ежедневно. Каждое упражнение повторяйте 6–8 раз. Если ребёнок устал, предложите ему отдохнуть и продолжить занятие позже.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?