Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
Расскажем, сколько в норме ребенок в 1 классе должен читать слов в минуту. Узнаем, почему ребенок медленно читает и с помощью каких техник можно улучшить его чтение.
Чтение является основным навыком, благодаря которому ребенок сможет успешно обучаться. Оно помогает знакомиться с новыми явлениями, развивать речевые навыки, интеллектуальные способности и эмоциональный интеллект, разнообразить словарный запас и укреплять связь с окружающими людьми.
Чтение — это вложение в будущее ребенка, поскольку именно через чтение закладывается фундамент обучения как в школе, так и в высших учебных заведениях. Расширяя кругозор, развивая умственные возможности и критическое мышление, родители готовят чадо к успешной социализации.
Многих родителей волнует вопрос «Сколько слов должен читать первоклассник за минуту?». Проверить уровень сформированности этих умений помогает техника чтения. Она представляет собой оценку скорости, способа, осознанности, правильности и выразительности чтения. Эти параметры рассматриваются в комплексе, чтобы понять, насколько глубоко ученик усваивает прочитанное. Бывают случаи, когда ребенок читает бегло, но допуская ошибки. Это означает, что смысл текста искажается, и он не сможет его достоверно передать.
В первом классе особенно важно корректировать любые сложности и проблемы, связанные с чтением, чтобы у ребенка не пропал интерес к процессу обучения. Многие школы рекомендуют выучить с ребенком алфавит и научиться читать по слогам еще до поступления в 1 класс, чтобы облегчить нагрузку. Однако учить малыша читать полноценные слова до начала учебы вовсе не обязательно. Не надо торопить события, так как заставляя ребенка читать больше и быстрее, чем для него возможно, можно столкнуться с механическим чтением, когда не получается уловить смысл прочитанного.
Нормы чтения для первоклассников
Для определения сформированности навыка чтения у первоклассников в конце каждого полугодия проводится проверка. Согласно нормативам ФГОС, в конце второй четверти ученики первого класса должны вслух читать до 20 слов, а в конце четвертой уже до 40. Эти нормы ориентировочны, поскольку важно учитывать особенности развития каждого ученика и отслеживать прогресс показателей.
Рассмотрим подробнее основные критерии оценки техники чтения:
1
Скорость.
Скорость чтения измеряется количеством прочитанных слов в минуту. На начальном этапе обучения не рекомендуется торопить ребенка. Для первоклассника лучше читать осознанно, чем быстро. Резкое увеличение темпа может привести как к неправильной артикуляции, так и неправильной расстановки интонационных пауз.
2
Способ.
Существует два способа чтения: по слогам и полностью. Со временем ребенок плавно переходит от чтения слов по слогам к чтению слов целиком.
3
Правильность.
Правильно прочитанный текст — это текст, прочитанный внимательно, без допуска ошибок и постоянных запинок, с четко проговоренными словами. Невнятная артикуляция усложнит процесс понимания смысла, поэтому важно обращать внимание на правильность чтения.
4
Осознанность.
Осознанное чтение подразумевает понимание идей и смысла прочитанного текста. Искажать понимание может низкая скорость чтения, не дочитывание окончаний слов и изменение форм слов.
5
Выразительность.
К средствам выразительности относятся интонационные паузы, тональность и правильное ударение в словах. Выразительность и осознанность связаны между собой, поскольку при всестороннем понимании прочитанного, передача необходимой интонации, соблюдение пауз, правильное произношение слов и расстановка логических ударений перестают быть сложными задачами.
К концу первой половины учебного года от первоклассников ожидается, что их чтение будет слоговым, осознанным, правильным. К концу второй половины года, они должны читать с большей осознанностью, правильно, полностью выговаривая простые слова и разбирая сложные на слоги.
Чтобы проверить технику чтения ребенка дома, родители могут провести игру. Детям бывает сложно переносить разного рода проверки и экзамены. Они могут начать волноваться и запинаться. Легкая атмосфера игры расположит ребенка к чтению, и он сможет продемонстрировать свой истинный результат.
Процесс проверки:
1
Подготовить текст и секундомер.
2
Предложить ребенку прочитать текст, будто он читает его любимым игрушкам. Текст должен быть новым для ребенка, лучше, чтобы он располагался на одном листе без иллюстраций. Хорошо подходят рассказы Л. Толстого, Н. Носова, В. Бианки, В. Драгунского.
3
Засечь минуту с момента начала чтения, не говоря ребенку о том, что время пошло.
4
Не перебивайте и не исправляйте ребенка в случае ошибок. Их лучше обсудить после того, как чтение завершится.
5
Оцените правильность, осознанность и скорость чтения.
6
Проведите повторный контроль через некоторое время, чтобы сравнить результаты.
Чтобы правильно посчитать количество прочитанных слов, опирайтесь на данные нормы:
1
союзы, частицы и предлоги, состоящие из 1–2 букв, считаются за одно слово;
2
при переносе одно слово считается как 2;
3
если слово написано через дефис, то учитывается количество букв по обе его стороны: если больше трех, то считается как 2 слова.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Одной из причин медленного чтения может быть дислексия. Это распространенное среди школьников расстройство способности к обучению, которое возможно скорректировать с логопедом.
Первоклассник может быть развит абсолютно нормально, не испытывать сложностей в играх и в общении со сверстниками. Однако освоение навыка чтения может вызывать затруднения. Ребенок не улавливает смысл текста, систематически допускает ошибки и не может пересказать прочитанный рассказ.
Выявить дислексию сложно, так как наряду с ней существует ряд причин медленного чтения:
1
Маленький словарный запас.
Чтение новых слов занимает больше времени, поэтому следует регулярно пополнять словарный запас ребенка через чтение книг дома, а также научить его записывать новые слова и заучивать их.
2
Сниженная концентрация внимания.
Ребенок может сбиваться в процессе чтения, отвлекаясь на посторонние звуки.
3
Зрительная регрессия.
Ученики 1 класса зрительно возвращаются к прочитанным словам из одной строки не менее 20 раз. Чтобы снизить это количество, рекомендуется использовать указательный палец.
4
Неподходящий по уровню текст.
Сложный текст с обилием знаков препинания, диалогов и незнакомых слов будет замедлять первоклассника в прочтении.
5
Психологическое состояние.
Напряженная обстановка дома, буллинг со стороны одноклассников, недостаток внимания от родителей или учителя повышают тревожность и понижают способность к развитию новых навыков.
6
Особенности развития и здоровья ребенка.
Проблемы со зрением, слухом, заикание также влияют на показатели скорости чтения. Также особенности характера и темперамента влияют на скорость чтения. Например, медлительный и спокойный ребенок будет читать неспешно, а после будет долго обдумывать ответы на вопросы по тексту. Это стоит учитывать.
Как улучшить технику чтения
Если первоклассник в конце 1 полугодия читает 15 слов в минуту, а в конце 2 полугодия — 35, это считается средней скоростью речи. Если же скорость чтения значительно расходится со стандартами, то важно заниматься с ребенком в игровом формате.
Медленное чтение — сигнал о том, что следует уделять больше времени этому навыку. Достаточно до 30 минут ежедневных занятий, чтобы помочь ребенку научиться бегло читать.
Мотивацией ребятам может служить:
1
получение в конце занятия наклейки или картонной звездочки, которые можно приклеивать на «доску успеха» и видеть свой результат;
2
заниматься в формате игры, например, читать с плюшевыми игрушками или домашним питомцам;
3
подбирать тексты, соответствующие интересам ребенка;
4
устраивать соревнования по чтению между братьями и сестрами, друзьями и сверстниками.
Для улучшения разных показателей техники чтения, существуют разные упражнения.
Для ускорения темпа чтения:
1
Чтение по слогам.
2
Перечитывание одного и того же текста по нескольку раз.
3
Упражнение «Буксир».
Родитель ведет пальцем по строчке, тем самым задавая темп чтения, а ребенок подстраивается под него и старается постепенно ускоряться в чтении.
4
Упражнение «Вершки да корешки».
Родитель прикрывает верхнюю или нижнюю часть букв, а ребенок читает эти слова.
5
Чтение перевернутой вверх ногами книги.
6
Упражнение «Молния».
Происходит попеременное чтение в комфортном для ученика темпе и ускоренном на 15 секунд по команде «Молния!».
7
Чтение с окошком для предотвращения зрительной регрессии.
Для правильности:
1
Занятия артикуляционной гимнастикой.
2
Проговаривание скороговорок и чистоговорок.
3
Упражнения на исправление порядка слов в предложениях.
4
Упражнения на удаление ненужного слова в предложении.
Для понимания:
1
Упражнение «Чтение волной».
Ребенок читает вслух, а после пересказывает.
2
Составление плана прочитанного текста.
3
Чтение текста про себя с последующим пересказом и выражением собственного мнения о прочитанном.
4
Обсуждение новых слов и выражений.
5
После прочтения нарисовать иллюстрацию к прочитанному отрывку.
Для выразительности:
1
Читать простые тексты по ролям.
2
Пробовать читать и разговаривать то тише, то громче, тренируя гибкость голоса.
3
Устраивать домашние спектакли по мотивам любимых книжных историй.
4
«Оживлять» прочитанное мимикой.
Беглое и осознанное чтение улучшает память, внимание и активирует образование новых нейронных связей в головном мозге ребенка. Поэтому улучшение техники чтения — это не только улучшение академического показателя, необходимого для успешной аттестации ребенка, но и залог его успешного будущего.
Чего ни в коем случае нельзя делать
В процессе освоения нового навыка главное — поддерживать интерес ребенка. Негативные или даже агрессивные реакции родителей на ошибки ребенка приведут к полному отсутствию желания совершенствовать любой навык в дальнейшем.
Стоит избегать:
1
Уговоров и принуждений.
Вместо этого лучше предложить ребенку почитать вместе по ролям, в игровой форме или устроить дружеское соревнование.
2
Грубости.
Крик и ругань никогда не давали положительных результатов. Корректируйте ошибки тактично, после того как ребенок прочтет текст целиком. Просите повторно перечитать отрывки с большим количеством ошибок помедленнее, чтобы отрывок стал более понятен первокласснику.
3
Наказаний чтением.
Угрозы по типу «Никакой улицы пока не дочитаешь!» скорее оттолкнут ребенка от чтения. Лучше преподносить это занятие как приятное времяпровождение.
Соблюдение этих простых рекомендаций поможет приблизиться к нормам техники чтения и научить ребенка читать самостоятельно и с удовольствием.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.