Постановка звука [Х] у детей

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
В этой статье мы расскажем, как поставить правильное произношение звука [Х] у детей дошкольного возраста. Вы узнаете о причинах нарушения этого звука, формах сигматизма и симптомах на разных возрастных этапах. Мы дадим подробные пошаговые инструкции по выполнению артикуляционной гимнастики, коррекционных техник для постановки [Х] и упражнений для автоматизации звука в слогах, словах и связной речи. В конце также приведем советы логопедов по организации домашних занятий и созданию развивающей среды.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Причины нарушения звука [Х]

Нарушение произношения звука [Х], называемое сигматизмом, может быть вызвано разными причинами. Рассмотрим основные из них:
  • 1
    Анатомические дефекты строения артикуляционного аппарата — высокое или узкое небо, крупный язык и т.д. Из-за этого затруднена подвижность органов речи.
  • 2
    Нарушения слуха — при тугоухости или глухоте ребенок искаженно воспринимает звуки, в том числе [Х], и не может их правильно воспроизвести.
  • 3
    Нарушения слуха — при тугоухости или глухоте ребенок искаженно воспринимает звуки, в том числе [Х], и не может их правильно воспроизвести.
  • 4
    Вредные привычки — длительное сосание пустышки, соски, грызение ногтей препятствуют правильному формированию артикуляционных навыков.
  • 5
    Подражание дефектному окружению — если близкие люди произносят звук [Х] неправильно, ребенок может закрепить этот неверный артикуляционный стереотип.
  • 6
    Педагогическая запущенность — если вовремя не начать коррекцию нарушения, со временем оно только усугубится.
Выявление и устранение первопричин сигматизма позволяет более эффективно поставить правильное произношение звука [Х].

Физиология артикуляции звука [Х]

Важно понимать, какая сложная работа органов речи требуется для четкого произнесения звука [Х]. При артикуляции этого звука:
  • 1
    Кончик языка опущен и прижат к нижним резцам, но не высовывается изо рта.
  • 2
    Боковые края языка прижаты к коренным зубам, не пропуская воздушную струю.
  • 3
    Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, образуя щель.
  • 4
    Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуху в нос.
  • 5
    Голосовые связки разведены, активно работают выдыхательные мышцы,продвигая воздушную струю.
  • 6
    Губы растянуты в полуулыбку, несколько вытянуты вперед трубочкой.
Малейшее нарушение координации этих тонких движений приводит к искажению артикуляции звука [Х]. Постановка его требует системной работы логопеда и семьи.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Формы сигматизма (капаацизма) на звук [Х]

Несмотря на кажущуюся простоту артикуляции, нарушения произношения звука [Х] могут быть самыми разными. Наиболее распространенные формы:
  • 1
    Боковой сигматизм — воздушная струя вырывается через одну из щек из-за неплотного прилегания языка к зубам.
  • 2
    Горловой или велярный сигматизм — звук [Х] произносится с присвистом в горле за счет чрезмерного зажима корня языка. Это придает хрипловатость звуку.
  • 3
    Смягченный сигматизм — оглушение [Х], утрата резкости из-за неподвижного положения спинки языка.
  • 4
    Искажение путем замены — замещение [Х] звуками [К], [Т], [С], [Ш] или [Ф]. Например, «солодный», «тлеб»
  • 5
    Пропуски и перестановки — выпадение [Х] из слов или смешение со звуками в других слогах.
Чем раньше родители с помощью логопеда выявят форму сигматизма, тем быстрее можно будет приступить к ее устранению.

Симптомы сигматизма раннего возраста

Внимательные родители могут заподозрить нарушение звука [Х] еще в раннем детском возрасте по следующим признакам:
  • 1
    После 2 лет в речи малыша отсутствует звук [Х] или он заменяет его другими звуками.
  • 2
    Ребенок 3–4 лет совсем не произносит этот звук или искажает его в знакомых ему словах.
  • 3
    К 4 годам у малыша явные трудности с артикуляцией [Х] — он пропускает звук, меняет его местами, заменяет другими.
  • 4
    В 5–6 лет нарушение произношения [Х] становится очевидным при общении и на занятиях в детском саду.
Чем раньше семья обратится за логопедической помощью, тем легче будет поставить звук. Если пропустить благоприятный период до 5 лет, потребуется больше времени и усилий на коррекцию.

Поэтапный путь к правильной артикуляции [Х]

Логопеды рекомендуют системный поэтапный путь к постановке звука [Х]. Его можно повторить и в домашних условиях.

Этап 1 — Артикуляционная гимнастика

Первый обязательный шаг — развитие силы и подвижности органов артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений. Только подготовив мышцы губ, языка, челюсти к сложной работе, можно переходить к постановке [Х].

Вот подробные инструкции к базовым упражнениям артикуляционной гимнастики:
  • 1
    «Трубочка»
    Сложите губы в плотную трубочку и удерживайте 5–10 секунд. Начинайте с короткого промежутка и постепенно увеличивайте время выдержки. Упражнение укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность.
  • 2
    «Молоточек»
    Широко откройте рот и постучите кончиком языка, напряженным как молоточек, сначала за верхними, затем за нижними зубками, имитируя стуки молоточка.
  • 3
    «Часики»
    Приоткройте рот и медленно передвигайте язык из одного уголка рта в другой, как маятник часов. Затем ускорьте движение языка, описывая полукруг. И в одну, и в другую сторону по 5–10 раз.
  • 4
    «Змейка»
    Высуньте язык и сделайте им волнообразные движения из стороны в сторону, имитируя извивающуюся змейку. Старайтесь максимально растягивать язык.
  • 5
    «Качели»
    Приоткройте рот и поочередно то открывайте его максимально широко, то смыкайте губы, как на качелях. Челюсть должна совершать размашистые движения.
Эти упражнения очень эффективны для тренировки артикуляционного аппарата. Выполняйте их ежедневно по 5–10 минут перед основными логопедическими занятиями.

Этап 2 — Ставим звук по подражанию

После артикуляционной гимнастики переходим к непосредственной постановке звука [Х] с помощью специальных коррекционных техник.
  • 1
    Покажите ребенку, как правильно произносится звук [Х]. Расскажите, что кончик языка упирается в нижние зубки, губы вытянуты в хоботок, а воздушная струя идет посередине языка.
  • 2
    Предложите малышу подуть на ладошку, бумажку, зеркало, произнося [Х] по вашему образцу.
  • 3
    Если артикуляция не выходит, возьмите чистую палочку. Приложите ее ребенку под нос горизонтально так, чтобы он вытянул губы хоботком и язык лег на нижнюю губу. В этой позе проще выдохнуть [Х].
  • 4
    При затруднениях используйте пальцевую технику. Ребенок кладет язычок на нижнюю губу, а вы большим пальцем приоткрываете ему рот и просите выдохнуть воздух, произнося [Хххх].
  • 5
    Техника вибрационного укрепления поможет ощутить звук. Положите руку на горлышко ребенка и попросите произносить [Ххх] с напряжением, чтобы он чувствовал вибрацию гортани.
Первые шаги всегда самые сложные. Не опускайте рук, если сразу не получается. Усиленно тренируйтесь, и правильная артикуляция обязательно выработается.

Этап 3 — Вводим звук в слоги и слова

Как только ребенок научился четко произносить изолированный звук [Х], переходите к следующему важному этапу — отработке его в слогах и словах.

Начинайте с открытых прямых слогов ХА, ХО, ХУ, ХЭ, закрепляя их сначала по отдельности, затем в чередовании: ХА-ХО-ХУ-ХЭ, ХО-ХА-ХЭ-ХУ и т.д.

Затем возьмитесь за обратные слоги: АХ, ОХ, УХ, ЭХ, чередуя их произношение разными сочетаниями.
Следующий шаг — слоги со стечением согласных: ХР, ХВ, ХТ, ХН и т.п. в начале и в середине. Отрабатывайте каждое новое сочетание отдельно, например: ХРА-ХРО-ХРУ или ПРО-ХРУ-ПРОХ.

Теперь можно переходить к простейшим словам типа «хор», «муха», «у-хо», «ух-ты» и постепенно усложнять артикуляционный материал.

Выполняйте эти упражнения ежедневно, вовлекая ребенка в веселую игровую форму. Произносите слоги и слова хором, с разными голосами и интонациями, с звукоподражанием и движениями. Чем интереснее сделать процесс, тем быстрее пойдет отработка.

Помните, что частые повторы с постепенным усложнением позволят со временем полностью закрепить в речи малыша новый долгожданный звук [Х].

Этап 4 — Вводим [Х] в предложения и связную речь

Когда сложные слоги и слова со звуком [Х] будут хорошо отработаны, самое время смело вводить его в предложения, а затем и в связную речь ребенка.

Начните с коротких распространенных предложений из 3–5 знакомых слов со звуком [Х]: «У Хомы мухи», «Хор хорошо поет», «Хочу хлеба с халвой».

Затем усложняйте конструкции и расширяйте их новыми словами с отработанным звуком: «Худой хохочущий хомяк хохочет, хватая хлопушку", «Храбрый хорек хватко хватал хомяков».

Не ограничивайтесь предложениями, вводите слова со звуком [Х] в пересказы небольших рассказов и сказок, которые уже знакомы ребенку. Сначала делайте это на материале логопеда, затем придумывайте собственные истории.

Помимо этого, заучивайте с ребенком скороговорки, чистоговорки, стихи и рифмовки, специально подобранные для отработки звука [Х]:

«Ах ты, хохма ходячая, хромая, хиляка хилящая! Хохотушки хохотали, хохоча, хохоча-хохоча!»

Постарайтесь насытить речь вашего малыша словами с задействованным звуком [Х], чтобы его артикуляция становилась все более автоматизированной и прочной. Это важно для формирования стойкого навыка.

Советы логопеда родителям по постановке звука [Х]

Комплексный путь постановки звука [Х] требует от родителей системной работы, терпения и настойчивости. Чтобы достичь максимального успеха, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
  • 1
    Выполняйте все домашние задания логопеда регулярно. Только постоянная практика приведет к закреплению навыка.
  • 2
    Создавайте для ребенка поддерживающую, доброжелательную обстановку на занятиях. Похвала, игровые формы и смена деятельности помогут сохранить мотивацию.
  • 3
    Придумывайте интересные истории, сказки, превращайте упражнения в веселые квесты и приключения. Задействуйте любимых героев малыша.
  • 4
    Моделируйте ситуации из повседневной жизни, включайте звук [Х] в бытовой лексикон ребенка: «Хочешь сухарики?», «Ох, какая вкусная хурма!»
  • 5
    Закрепляйте отработанный материал в совместных играх, на прогулках, во время рисования и других активностей. Повторение — ключ к успеху.
  • 6
    Будьте терпеливы и последовательны. Иногда требуется много времени, чтобы звук окреп и закрепился. Не торопите события.
  • 7
    Если прогресс замедлился, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, нужна смена методики или дополнительные процедуры.
  • 8
    Создайте развивающую среду дома — заведите альбом с картинками на звук [Х], собирайте книги и рассказы богатые этим звуком, придумывайте свои стишки.
  • 9
    По возможности сократите воздействие негативных факторов — соску-пустышку, ротацизм у близких, просмотр длительного ТВ.
  • 10
    Верьте в успех! Ваши старания и упорство в сочетании с профессионализмом логопеда обязательно приведут к овладению чистым звуком [Х].
При своевременном выявлении нарушения и систематической работе прогноз на полную коррекцию звука [Х] очень благоприятный. Главное — приложить усилия на ранних этапах. Тогда в дальнейшем ребенок будет развиваться наравне со сверстниками без рецидивов.

В некоторых сложных случаях процесс коррекции может затянуться из-за анатомических, неврологических, психологических причин. Не отчаивайтесь, просто скорректируйте программу вместе с логопедом. Возможно, понадобится помощь остальных специалистов.

Самое важное — быть рядом с малышом, сохранять теплую домашнюю атмосферу и придерживаться позитивного настроя.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?