Постановка звука «Н»

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Звук «Н» — один из самых распространенных в русском языке. Его правильное произношение важно для понимания речи и для развития речевых навыков. В этой статье рассмотрим артикуляцию звуков Н в норме, нарушения произношения звука и способы его постановки.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Причины неправильного произношения «Н»

Звук «Н» — это особенный звук! Он является согласным, носовым и сонорным. Чтобы произнести его правильно, нужно задействовать губы, делая их плотно сжатыми, и направить воздушный поток через нос.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдете примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Н».

К причинам логопеды относят:
  • 1
    Фонематический слух.
  • 2
    Физиологические особенности — недоразвитие речевого аппарата, слабость мышц языка.
  • 3
    Неправильные речевые привычки — замена «Н» на другие звуки (например «М», «Т», «Д»).
  • 4
    Недостаточное общение с ребенком, отсутствие стимуляции речевого развития, не исправление неправильного звука.

Этапы постановка звука «Н»

Постановка звука «Н» может быть проведена логопедом или родителями в домашних условиях.

Этапы постановки:
  • 1
    Подготовка речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания, артикуляции (например, «дудочка», «хоботок», «лошадка»).
  • 2
    Постановка звука «Н» в изоляции. Объяснение правильного положения языка и губ, выработка звука «Н» перед зеркалом.
  • 3
    Автоматизация звука «Н». Повторение изолированного звука, включение в слоги, слова, фразы.
  • 4
    Дифференциация звука «Н» с другими звуками. Отработка различий между «Н» и «М», «Т», «Д» в слогах, словах, фразах.
  • 5
    Включение звука «Н» в речь. Упражнения на правильное произношение звука «Н» в речевых играх, стихах, рассказах.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Артикуляционная гимнастика для постановки звука«Н»

Подготовка артикуляционного аппарата ребенка к правильному и красивому произношению звука начинается с артикуляционной гимнастики. Она покажет малышу движения и положения, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития артикуляционного аппарата при произнесении звука «Н»:
  • 1
    «Хоботок»: вытянуть губы вперед и подержать так несколько секунд.
  • 2
    «Улыбка»: широко улыбнуться, показать все зубы.
  • 3
    «Слоник»: вытянуть язык и положить на верхнюю губу, как хобот слона.
  • 4
    «Парус»: рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться «бугорков» (альвеол) за верхними зубами.
  • 5
    «Горка»: улыбнуться, показать зубы, кончик языка поднять за верхние зубы и выдохнуть воздух, чтобы получился звук «Н».
  • 6
    «Лошадка»: щелкнуть языком, как копытами лошадки.
  • 7
    «Пила»: двигать языком вперед-назад по верхним зубам.
Артикуляционную гимнастику необходимо делать каждый день перед зеркалом. Делать их необходимо четко, плавно, не торопясь. Повторять по восемь-десять раз.

Постановка звука «Н»

У логопедов есть наиболее часто используемых два способа постановки звука «Н»:
  • 1
    по подражанию: приложить один палец ребёнка к своему носу, другой — к носу ребёнка, при этом не забудьте показать ребёнку положение языка;
  • 2
    от твёрдого звука «М»: сначала протяжно произносим звук «М» при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. После того как отработано межзубное произношение, заводим язык за верхние резцы.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Н»:
  • 1
    положение губ зависит от последующего гласного;
  • 2
    передний край языка прижимается к верхним резцам;
  • 3
    мягкое нёбо опущено, воздушная струя проходит через нос;
  • 4
    голосовые связки разомкнуты и вибрируют.

Автоматизация звука «Н»

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребенка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу еще трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Артикуляция звука:

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.

Способы постановки звука:

1 способ: по подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.
2 способ: на базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

1. Повторение слогов.

2. Повторение слов.

Звук в начале слова:

Нам, нас, наш, Ната, Надя, Наф-Наф, навага, надеть, надевать, накапать, нагибать, написать, набор, народ; ныть, нытик, нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, носить, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.

Звук в середине слова:

Она, Дина, тина, Лена, ванна, канат, бананы, дубина, комната, весна, десна, калина, малина, картина; даны, воины, батоны, бизоны, телефоны, слоны; кино, Вано, дано, окно; тонуть, кинуть, дунуть, сунуть.

Звук в конце слова:

Он, кон, вон, фон, тон, Дон, пан, сон, сан, воин, наган, закон, слон, патефон, телефон, магнитофон, граммофон, ворон, кран.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Нка, нки; нты; мно; сны, зна. Манка, гонка, дубинка, песчинка, соринка, воронка, картинка, крынка; танки, гонки, тонкий, санки; унты, винты, зонты, кранты; темно; сны, знать, знамя, знание, значок, знахарь.

3. Загадки:

Одна нога и та без сапога.
(Гвоздь)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
(Луна)

Но морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.
(Волна)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Меж двух светил посередине один.
(Нос)

На пальце одном ведерко вверх дном.
(Напёрсток)

Советы родителям

  • 1
    Будьте терпеливы и последовательны в обучении ребенка.
  • 2
    Используйте игровые методы, чтобы сделать занятия более интересными.
  • 3
    Хвалите ребенка за каждый успех, даже за самый маленький.
  • 4
    Обращайтесь к логопеду в случае трудностей с постановкой звука.
Помните, что постановка звука «Н» — это не быстрый процесс, но с усилиями и правильным подходом ребенок сможет овладеть этим звуком и говорить четко и красиво.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?