Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В данной статье мы рассмотрим правильную артикуляция звуков [С] и [Ш], ошибки в их произношении, а также дадим эффективные упражнения, направленные на автоматизацию [С] и [Ш].
Звуки [С] и [Ш] обычно появляются в речи ребенка в возрасте от 3 до 4,5 лет. К этому времени дети уже начинают осваивать основные артикуляционные навыки, необходимые для произношения данных звуков.
Правильная артикуляция звуков [С] и [Ш]
Правильная артикуляция звуков [С] и [Ш] является основой для их успешного различия и произношения. Оба звука являются фрикативными, но имеют различия в положении органов артикуляции и характере воздушного потока.
Артикуляция звука [С]
1
Поставьте кончик языка к нижним зубам, не касаясь их. Средняя часть языка поднимается к альвеолам, образуя узкую щель для прохода воздуха.
2
Губы слегка растянуты в стороны, как при улыбке.
3
Воздух проходит через узкую щель между языком и альвеолами, создавая характерный шипящий звук.
4
Звук «С» является глухим, поэтому голосовые связки не вибрируют.
Артикуляция звука [Ш]
1
Кончик языка поднимается к верхним альвеолам, но не касается их. Задняя часть языка приподнята к мягкому нёбу, создавая более широкую щель, чем при звуке «С».
2
Губы округлены и слегка вытянуты вперед.
3
Воздух проходит через широкую щель между языком и альвеолами, создавая мягкий шипящий звук.
4
Звук «Ш» также является глухим, поэтому голосовые связки не вибрируют.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Правильная артикуляция звуков [С] и [Ш] является ключевым аспектом развития речи у детей. Однако часто возникают ошибки, которые могут затруднять правильное произношение этих звуков.
Ошибки в артикуляции звука [С]
1
Межзубное произношение: кончик языка выдвигается между зубами.
2
Латеральное произношение: воздух проходит по бокам языка, создавая неправильный звук.
3
Замена звука [С] на [Т].
Важно помнить, что диагностика — это не просто выполнение ряда тестов. Это комплексный процесс, в котором учитываются результаты всех обследований, наблюдения за ребенком и информация, полученная от родителей. Только на основе всех этих данных специалист может сделать правильные выводы и разработать эффективную программу помощи ребенку.
Ошибки в артикуляции звука [Ш]
1
Фронтальное произношение: кончик языка слишком близко придвинут к передним зубам, поэтому звук получается неправильным.
2
Назализация звука, то есть когда воздух проходит через нос, и звук становится гнусавым.
3
Замена звука [Ш] на [С].
Упражнения для дифференциации и автоматизации
1
Упражнения с зеркалом: произношение звуков [С] и [Ш] перед зеркалом, наблюдая за положением языка и губ.
2
Речевая гимнастика: повторяйте слоги и слова, содержащие звуки [С] и [Ш]