Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Культура речи

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим, что такое культура речи и какие у нее задачи. Также мы расскажем об особенностях культуры речи в разных возрастных группах.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 12 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Что такое культура речи

Культура речи — это умение правильно использовать языковые средства, учитывая содержание излагаемого, условия общения и цели высказанного. Звуковая культура речи, как ее составляющая, формируется у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с окружающими.

Звуковая культура представляет собой сложное и многогранное явление, которое необходимо исследовать с различных точек зрения. В современной литературе выделяют несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический и лингвистический.

Изучение этих различных аспектов помогает понять закономерности формирования звуковой культуры у детей и упрощает процесс ее развития. Каждому языку присуща своя уникальная система звуков, и звуковая сторона русского языка обладает характерными особенностями, такими как мелодичность гласных и мягкость произношения согласных, а также уникальность звучания каждого отдельного согласного. Эмоциональность и богатство русского языка также проявляются в разнообразии интонаций.

О. И. Соловьева подчеркивает, что основными задачами педагога в воспитании звуковой культуры речи являются: формирование у детей четкого и ясного произношения звуков в словах, правильного произношения в соответствии с нормами орфоэпии русского языка, развитие хорошей дикции и выразительности детской речи.

Задачи культуры речи

Воспитание звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях нацелено на решение ряда ключевых задач:
  • 1
    Формирование у маленьких детей правильного звукопроизношения для точной передачи смыслов.
  • 2
    Обеспечение четкости и ясности в произнесении слов в соответствии с установленными языковыми нормами.
  • 3
    Развитие голосового аппарата, которое включает в себя умение контролировать громкость произносимых фраз и слов.
  • 4
    Выработка максимально комфортного и умеренного темпа речи.
  • 5
    Обучение основам правильного речевого дыхания.
  • 6
    Формирование навыков использования интонации для придания выразительности, включая вариации высоты и силы голоса, а также ритма речи в зависимости от содержания.
  • 7
    Стимуляция развития слухового внимания и речевого слуха, что способствует более глубокому восприятию речи.

Форма и методы применения

Работа над звуковой культурой речи осуществляется в различных формах:
  • 1
    На занятиях, которые могут проходить как самостоятельные уроки по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку.
  • 2
    Элементы звуковой культуры речи могут быть интегрированы в содержание уроков родного языка.
  • 3
    Отдельные аспекты работы по звуковой культуре включаются в музыкальные занятия, такие как слушание музыки, пение и музыкально-ритмические движения.
  • 4
    Дополнительные мероприятия по звуковой культуре могут проводиться вне основных занятий, включая различные игры и упражнения в игровой форме.
Для воспитания звуковой культуры речи применяются следующие методы:
  • 1
    Дидактические игры, например, «Чей домик?».
    На первом этапе дидактической игры «Чей домик» необходимо показать детям картинки на коробках и рассказать о том, что у каждого живого существа есть свой дом, где оно прячется, отдыхает и питается.

    В ходе беседы дети учатся называть «домики» и их обитателей. Далее детям предлагается соединить животных с их «домиками», комментируя свои действия, например: «Это белка, она живет в дупле» или «Это лиса, она живет в норе».

    Игру можно сделать сложнее, покажите три карточки: одно животное и два варианта «домиков», и предложив детям выбрать правильный. Для младшей группы можно просто разложить карточки на столе, чтобы участники могли выбрать домашних и диких животных.
  • 2
    Подвижные или хороводные игры с текстом, такие как «Лошадки» и «Каравай».
  • 3
    Дидактические рассказы с включением учебных заданий для детей, например, повторение слов с трудными звуками или изменение высоты голоса.
  • 4
    Метод упражнений, включая заучивание и повторение привычных скороговорок, а также игровые упражнения, такие как «Подуем на пушинки».
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Культура речи в разных возрастных группах

Учитывая физиологические и психологические особенности детей, задачи по воспитанию звуковой культуры речи усложняются в зависимости от возрастной группы. В младшем дошкольном возрасте акцент делается на формирование навыков правильного произношения звуков и развитие речевого слуха. С переходом к старшей группе внимание смещается к выработке четкой дикции, совершенствованию интонационных средств выразительности и улучшению фонематического восприятия.

С введением ФГОС организация работы по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется через свободное речевое общение между детьми и взрослыми как в детском саду, так и в домашних условиях, а также в учебной деятельности, направленной на речевое развитие. Взрослые играют активную роль в исправлении ошибок детей, связанных с артикуляцией звуков и интонированием.

Развитие речи ребенка происходит в процессе общения со взрослыми и сверстниками в рамках совместных действий. Организованные игры способствуют взаимодействию и коммуникации между детьми, убирая психологические барьеры и повышая уверенность в собственных силах. Игры улучшают коммуникацию как с ровесниками, так и со взрослыми, а ключевыми задачами остаются формирование навыков правильного произношения и развитие хорошей дикции.

Восприятие речевых звуков у детей формируется через активный артикуляторный опыт, когда они пытаются подражать как речевым, так и неречевым движениям взрослых. В процессе артикуляции, связанной с движениями речевых органов для произнесения звуков, ребенок осваивает систему дифференциальных признаков, нужных для различения звуков родного языка.

Исследования и практический опыт подчеркивают важность правильного произношения звуков для полноценного развития личности ребенка, установления социальных контактов, подготовки к школе и, в дальнейшем, выбора профессии. Дети с хорошо развитой речью легко общаются со взрослыми и сверстниками и ясно выражают свои мысли и желания. Напротив, дефекты произношения усложняют отношения с окружающими и негативно сказываются на психическом развитии ребенка и формировании других сторон речи.

Правильное произношение становится особенно значимым при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости младших школьников по русскому языку является наличие недостатков звукопроизношения. Дети с такими проблемами испытывают трудности в определении числа звуков в слове, их последовательности и подборе слов на заданный звук. Даже при хороших умственных способностях, недостатки в звуковой стороне речи приводят к отставанию в расширении словарного запаса и освоении грамматического строя. Дети, не способные слышать и выделять звуки, сталкиваются с трудностями при обучении письму.

Несмотря на важность работы над звуковой стороной речи, не все детские сады используют все возможности для обеспечения чистого произношения у детей перед поступлением в школу. По результатам обследования, 15–20% детей приходят в школу с недостатками в произношении, среди пятилетних детей их около 50%.

Проблема формирования звуковой культуры речи сохраняет свою актуальность и практическую значимость. Воспитание этой культуры — одна из ключевых задач речевого развития в детском саду, поскольку дошкольный возраст является наиболее чувствительным для ее решения. Систематическая работа по развитию звуковой культуры поможет ребенку стать успешным в школе. Нарушения в устной речи отрицательно сказываются на письменной. Исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других показывают, что готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями речи значительно ниже, чем у нормально говорящих детей. Это подтверждает необходимость развития речи в дошкольном возрасте, так как в этот период она наиболее гибка и податлива, а нарушения устраняются легче и быстрее.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?