Су-Джок терапия для детей: коррекция речи простыми методами

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
В этой статье мы расскажем об уникальном нетрадиционном методе коррекции речевых нарушений у детей — Су-Джок терапии. Объясним основные принципы метода, способы диагностики и лечения. Также поделимся статистикой результативности.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Что такое Су-Джок терапия

Знакомы ли вы с таким необычным методом как Су-Джок терапия? Он пришел к нам из Южной Кореи от профессора Пак Чжэ Ву. «Су-Джок» образовано от двух корейских слов «Су» (кисть) и «Джок» (стопа). То есть основным принципом метода является воздействие на кисти и стопы для оздоровления всего организма.

Су-Джок терапия объединяет достижения традиционной восточной медицины с современными научными разработками. Ее создатель заметил, что на кистях и стопах имеются точки, связанные с различными органами тела по принципу подобия форм. Их массаж и стимуляция помогают лечить соответствующие заболевания.

Для коррекции речевых расстройств у детей специалисты активно используют Су-Джок терапию в комплексе с другими методиками уже более 30 лет.

Су-Джок терапия применяется в качестве массажа при коррекции дизартрических и других речевых расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Она показала высокую результативность даже при тяжелых нарушениях речи.

Основы Су-Джок терапии

В основе Су-Джок терапии лежит система соответствия различных участков кисти и стопы органам тела. Согласно ей, форма конечностей подобна строению человека. Поэтому их рельеф можно интерпретировать как уменьшенную копию всего организма.

На кистях и стопах выделены зоны соответствия, массаж и стимуляция которых оказывают прямое воздействие на определенные органы. Например:
  • 1
    Область ушей находится на безымянном пальце.
  • 2
    Рот и язык соответствуют кончикам пальцев.
  • 3
    Носоглотка — это зона под ногтями.
Схема соответствия может быть стандартной или «насекомое». На фигуре стандартной схемы различным частям тела человека соответствуют зоны на ладонях и ступнях:
На схеме «насекомое» тело человека изображено в виде насекомого с вытянутой шеей и ногами:
Воздействие на выделенные зоны рук и ног, которые соответствуют речевым органам, стимулирует определенные зоны в мозге. Таким образом активизируется работа артикуляционного аппарата, улучшается кровоснабжение проблемных зон. Также Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Су-Джок терапия безопасна, доступна в домашних условиях и показывает высокую эффективность при разных речевых нарушениях. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред — оно будет просто неэффективно, поэтому технику можно применять как педагогам, так и родителям под наблюдением логопеда.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Диагностика речевых зон в Су-Джок

Прежде чем начать Су-Джок терапию для коррекции речи, необходимо провести диагностику. Цель — выявить на кистях и стопах ребенка наличие уплотнений, болезненных точек, рубцов в зонах, соответствующих речевым органам.

Обычно чем тяжелее речевое расстройство, тем сильнее проявляются изменения в «проблемных» точках при надавливании. Это подтверждается многочисленными научными исследованиями:
  • 1
    При легких речевых нарушениях выявляется небольшая болезненность активных точек.
  • 2
    У 83% детей с диагнозом алалия и ОНР наблюдаются выраженные уплотнения и повышенная чувствительность в речевых зонах.
Для диагностики применяются специальные щупы Су-Джок с наконечниками разного диаметра. Но можно использовать и обычные предметы: спички, карандаши, излюбленную игрушку малыша.

Основная цель Су-Джок терапии — разбить эти уплотнения и болезненные точки, стимулировать «застойные» речевые зоны на кистях и стопах.

Стимуляция речевых зон

После диагностики специалисты подбирают оптимальные методы стимуляции речевых зон на кистях и стопах ребенка. Рассмотрим основные из них.

Аппликаторы

Один из самых распространенных методов — наклеивание различных аппликаторов на активные точки при помощи бумажного пластыря. Проще всего использовать натуральные аппликаторы:
  • 1
    Маленькие галечные камушки, горох, бусины, пуговицы.
  • 2
    Семена различных растений — горчицы, кунжута, гречихи, гороха.
В последнем случае говорят о семянотерапии. Живые семена обладают высокой биоэнергетической активностью, поэтому их колющее воздействие на точки гораздо интенсивнее. Особенно хороши при работе с речевыми зонами гречневые семена.

Кроме натуральных, применяются и специальные аппликаторы Су-Джок в виде металлических звездочек или даже магнитных. Они усиливают эффект стимуляции речевых точек.

Аппликаторы рекомендуется носить курсами по 3–4 недели. В перерывах между курсами массируйте обработанные зоны для лучшего воздействия.

Также стоит учитывать, что маленькие дети не могут самостоятельно указать болевые точки на своем теле. Поэтому хорошо выкладывать на речевую зону целую цепочку из семян и закреплять ее бумажным пластырем. Эти точки затем нужно массировать по 3–5 минут 1–3 раза в час или 3–4 раза в день.

Тактильно-кинестетическая стимуляция

Еще один способ — тактильно-кинестетическая стимуляция (ТКС) речевых зон при помощи различных массажных приспособлений. Этот метод эффективнее применять, если сложно определить точное расположение активных точек.

Для ТКС используются специальные эргономичные массажеры:
  • 1
    массажные коврики с шипами или разными наполнителями;
  • 2
    пальчиковые бассейны или ванночки с различными наполнителями (крупы, гидрогель и т.п.);
  • 3
    валики и аппликаторы Кузнецова с натуральными наполнителями.
В работе с речевыми зонами хорошо показали себя такие ТКС упражнения:
  • 1
    Массаж пальчиков при помощи шариков, валиков и аппликаторов Кузнецова. Ребенок катает их по ладошке или вдавливает в проблемные точки.
  • 2
    Игры на тактильную стимуляцию в пальчиковой ванночке с наполнителем (гидрогель, крупы, песок), когда малыш опускает ручки в наполнитель и ищет спрятанные объекты.
  • 3
    Использование массажного коврика Су-Джок. Ребенок катает по нему ладошки и пальчики под чутким руководством логопеда.
Немаловажным нюансом является цвет массажных приспособлений. Обычно:
  • 1
    холодные тона помогают успокоить и расслабить возбужденных детей;
  • 2
    теплые цвета активизируют более вялых малышей.

Массаж ладоней и стоп

Не забудем про методику массажа, позволяющую интенсивно стимулировать речевые зоны. В процессе разминания ладоней и стоп, нужно использовать:
  • 1
    Легкое разминание подушечками пальцев. Эффективно при работе с гречневым зернышком или массажным сказочным валиком.
  • 2
    Растирающие движения указательным и средним пальцами от центра к краям ладони. Задействуем всю руку с упругими разминающими движениями.
  • 3
    Постукивание подушечками пальцев, имитируя стук в дверь, будто рассказываем ладошке сказку о путешествии.
  • 4
    Нужно размять каждую пору каждой фаланги длинным втирающим движением от центра к краям.
МАССАЖ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА

Очень эффективен массаж большого пальца, отвечающий за функции головы человека и повышающий активность мозга. Приведем пример такого массажа, используя основную стандартную систему соответствия. При массаже используются различные техники:
  • 1
    линейный,
  • 2
    вращательный массаж,
  • 3
    прерывистое давление,
  • 4
    защипывание,
  • 5
    трение,
  • 6
    вибрация.
МАССАЖ НОГТЕВЫХ ПЛАСТИН

Чрезвычайно важен для коррекционной работы. Существуют различные техники профилактического массажа ногтевых пластин. Одна из них:

«Надавливание на ноготь в семи основных направлениях»
  • 1
    сверху вниз;
  • 2
    в направлении, противоположном росту ногтя;
  • 3
    в направлении роста ногтя;
  • 4
    с боковых сторон;
  • 5
    в области свободного края ногтя в Инь-сторону (внутреннюю);
  • 6
    в области свободного края ногтя в Ян-сторону (внешнюю).

Результаты и рекомендации

Су-Джок терапия показывает высокую эффективность при коррекции речевых нарушений.

По данным исследований, у 72% детей с диагнозами алалия и общее недоразвитие речи (ОНР) после комплексной терапии с применением Су-Джок, уровень речевого развития приближается к норме в возрасте 5–6 лет.

Помните, что этот метод является вспомогательным в логопедии, но не основным. Поэтому следуйте таким рекомендациям:
  • 1
    Начинайте применение Су-Джок терапии только после консультации со специалистами.
  • 2
    Четко следуйте всем инструкциям по выполнению упражнений.
  • 3
    Уделяйте внимание разъяснениям терминологии и анатомических особенностей на понятном для детей языке.
  • 4
    Проводите курсы терапии регулярно и непрерывно по назначению логопеда.
  • 5
    Обязательно комбинируйте Су-Джок с другими коррекционными методами под контролем специалиста.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?