1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Важно: следим, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Важно: следим, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
3. «Чистим зубки 2» (для подъема языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Важно: губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следим, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Представляем , что на самом краю языка лежит конфетка мамбы/ириски, «приклеиваем» кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Важно: следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открываем на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать палец/карандаш/палочки для суши/стёрку, вставленные между коренными зубами. Выполняем медленно.
5. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Важно: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются уголков рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем/ватными палочками приподнять на верхнюю губу.
6. «Чашечка» (вырабатываем правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, похлопав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Важно: следим, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль, р, рь)
7. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Важно: следим, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
8. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, подъязычной связки).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Важно: следим, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
9. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных звуков с гласными).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Важно: следим, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
10. «Чистим зубки 2» (для подъема языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Важно: губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следим, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
11. «Индюк» (отработка подъема языка вверх, развитие подвижности передней части языка).
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
Важно: следим, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
12. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Важно: упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следим, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
13. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).
Описание: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Важно: губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следим, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, но не высовывался изо рта.
14. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по альвеолам (бугоркам) за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
Важно: произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы языка.