• /
  • /

Дидактические игры и упражнения для подготовительной группы

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим определение, цель и примеры дидактических игр для подготовительных групп.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Определение и цель дидактических игр

Дидактические игры — игры, которые нацелены на развитие навыков взаимодействия и умственных способностей.

Они используются педагогами различных образовательных учреждений в целях воспитания и обучения. Такие игры повышают умственные способности ребёнка, дает ребёнку познакомиться с различными явлениями, пополнить словарный запас, а также глубже понять окружающий его мир.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Примеры дидактических игр для подготовительной группы

1. Игра «Собери картину»

Цель: Развитие внимания, логического мышления, умения работать в команде.

Описание: На полу разложены фрагменты картинки или пазла. Можно использовать мозайку-коврик. Детям нужно собрать картинку, используя логическое мышление.

Материалы: Картинки, разрезанные на несколько частей или коврик-мозайка.

Правила:
  • 1
    Дети делятся на команды.
  • 2
    Каждой команде раздаются фрагменты разных картин.
  • 3
    За определенное время команды должны собрать свои картины.
  • 4
    Побеждают те, кто раньше соберет свою картину.
2. Игра «Слова наоборот»

Цель: Увеличение словарного запаса, улучшение внимания, умение слушать и выполнять задания.

Описание: Дети придумывают к ним антонимы.

Материалы: Изображения предметов, животных, действий, можно взять карточки или распечатать на обычной бумаге.

Правила:
  • 1
    Ведущий показывает картинку и называет слово.
  • 2
    Дети должны сказать противоположное по смыслу слово.
  • 3
    За правильный ответ дети получают баллы.
3. Игра «Угадай по описанию»

Цель: Развитие логики, способности формулировать и понимать описания.

Описание: Ведущий описывает предмет или животное, а дети должны угадать, о чем идет речь.

Материалы: изображения предметов и животных (карточки, распечатанные изображения).

Правила:
  • 1
    Ведущий описывает предмет (например: это животное любит молоко, у него четыре лапы и пушистый хвост).
  • 2
    Дети поднимают руку и пытаются угадать.
  • 3
    За каждый правильный ответ дети получают жетоны.
4. Игра «Найди отличия»

Цель: Развитие внимания, наблюдательности, мелкой моторики.

Описание: Детям предлагаются две картинки, которые немного различаются. Они должны найти каждое из отличий.

Материалы: Пары картинок с небольшими отличиями.

Правила:
  • 1
    Дети получают пары картинок.
  • 2
    За определенное время они должны найти все отличия.
  • 3
    Побеждает тот, кто найдет больше отличий за минимальное время.
Эти игры помогут развивать у детей важные навыки, такие как логическое мышление, внимательность, способность работать в команде и коммуникативные навыки.

5. Игра «Цветные ладошки»

Цель: Развитие моторики, изучение и запоминание цветов и их сочетаний.

Описание: Детям раздаются картонные ладошки разных цветов. Ведущий называет цвет, и дети должны поднять ладошки этого цвета. Вместо ладошек допустимо использовать геометрические фигуры.

Материалы: Картонные ладошки разных цветов.

Правила:
  • 1
    Ведущий называет цвет.
  • 2
    Дети поднимают ладошку соответствующего цвета.
  • 3
    Ведущий меняет цвета и добавляет задания на сочетание цветов (например, "поднимите красную и синюю ладошки").
6. Игра «Чей звук?»

Цель: Развитие слухового восприятия, изучение звуков окружающего мира.

Описание: Детям проигрываются звуки животных, природы или техники. Они должны угадать, кто или что издает этот звук.

Материалы: Аудиозаписи звуков различных животных, природы и техники.

Правила:
  • 1
    Ведущий включает звук.
  • 2
    Дети слушают и угадывают, кто или что издает этот звук.
  • 3
    За каждый правильный ответ дети получают баллы или фишки.
7. Игра «Кто где живет?»

Цель: Изучение окружающего мира, развитие логического мышления.

Описание: Детям показываются изображения животных и мест их обитания. Они должны сопоставить животных с их домами.

Материалы: Карточки с изображениями животных и их мест обитания.

Правила:
  • 1
    Ведущий раздает детям карточки с животными и местами их обитания.
  • 2
    Дети должны сопоставить карточки.
  • 3
    Обсуждение правильных ответов и объяснение, почему животные живут именно там.
8. Игра «Словесная мозаика»

Цель: Развитие словарного запаса, умение составлять слова.

Описание: Детям раздаются буквы, из которых они должны составить слова на заданную тему.

Материалы: Карточки с буквами.

Правила:
  • 1
    Ведущий задает тему (например, животные, фрукты).
  • 2
    Дети составляют слова из имеющихся у них букв.
  • 3
    Побеждает тот, кто составит больше слов.
9. Игра «Угадай профессию»

Цель: Развитие знаний о профессиях, умение описывать и понимать профессиональные обязанности.

Описание: Ведущий описывает профессию, а дети должны угадать, о какой профессии идет речь.

Материалы: Карточки с изображениями профессий.

Правила:
  • 1
    Ведущий описывает профессию, не называя ее.
  • 2
    Дети угадывают профессию.
  • 3
    За каждый правильный ответ дети получают баллы или фишки.
10. Игра «Магазин»

Цель: Развитие математических навыков, изучение понятий "покупка" и "продажа".

Описание: Дети играют в покупку и продажу товаров в магазине, учатся считать деньги и сдачу.

Материалы: игрушечные деньги, товары (игрушки, картинки с изображением товаров).

Правила:
  • 1
    Один ребенок играет роль продавца, остальные – покупателей.
  • 2
    Покупатели выбирают товары и расплачиваются за них.
  • 3
    Продавец считает деньги и выдает сдачу.
11. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие тактильных ощущений, умение описывать предметы на ощупь.

Описание: в мешочек кладутся различные предметы. Дети на ощупь должны определить, что это за предметы.

Материалы: мешочек, различные небольшие предметы (игрушки, фрукты, канцелярские принадлежности).

Правила:
  • 1
    Ведущий кладет предмет в мешочек.
  • 2
    Ребенок на ощупь определяет, что это за предмет, и описывает его.
  • 3
    За правильное определение ребенок получает фишку или балл.
Эти игры помогут детям развивать важные навыки, такие как внимание, логическое мышление, мелкую моторику и словарный запас, а также сделают процесс обучения увлекательным и интересным.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?