Логопедия: цели и задачи

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем что такое логопедия, рассмотрим ее цели и задачи. На написание статьи у копирайтера, редактора, контент-менеджера и логопеда ушло 15 человеко-часов.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Что такое логопедия

Логопедия — это наука, которая изучает и корректирует нарушения речи, которые возникают у детей и у взрослых.

Главный объект логопедии для изучения и взаимодействия — это человек с нарушениями в процессе воспроизведения речи и формирования звуков. Несмотря на то, что наука изучает нарушения как у детей, так и у взрослых, преимущественно клиентами логопедов становятся дети, у которых наблюдаются либо нарушение речи либо ее полное отсутствие при нормальном развитии.

Логопедия охватывает широкий спектр речевых проблем, таких как задержки речевого развития, дислалии, дисграфии, алалии, афазии и другие.

Цели и задачи логопедии

Если спросить кого-то «зачем нужен логопед?», то в 90% случаев ответ будет «поправить звуки». Это неполный ответ. Основными целями логопедии являются:
  • 1
    Диагностика нарушения в речи и определение причины возникновения расстройств.
  • 2
    Коррекция этих нарушений: создание и внедрение эффективных программ, использование определенных инструментов и методик.
  • 3
    Профилактика: разработка и реализация профилактических мер для предупреждения речевых нарушений у детей и взрослых.
Однако задач у логопедии гораздо больше.
  • 1
    Изучение закономерностей речевого развития как у детей, так и у взрослых.
  • 2
    Разработка диагностических методик для точной диагностики различных речевых расстройств.
  • 3
    Разработка и внедрение методик для коррекции и лечения речевых нарушений.
  • 4
    Психолого-педагогическая поддержка педагогов и родителей в области работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
  • 5
    Проведение исследований для более корректного понимания причин и механизмов речевых нарушений и разработки новых методов их устранения.

Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками

Название «Логопедия» происходит из древнегреческого λόγος (логос) — слово и παιδεύω (пайдео) — воспитываю, обучаю. Поэтому чтобы добиваться целей и выполнять задачи в запуске и коррекции речи в полном объеме, наука связана с другими дисциплинами и развивается вместе с ними.

На внутресистемном уровне логопедия связана:
  • 1
    с педагогикой (с дошкольной и школьной педагогикой, а также с методиками обучения предметам, таким как родной язык и математика);
  • 2
    с психологией;
  • 3
    с дефектологией.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Межсистемные связи логопедии:
  • 1
    Медико-биологические науки: анатомия, физиология, нейрофизиология, оториноларингология, педиатрия, невропатология.
  • 2
    Лингвистика и психолингвистика.
Логопедия использует данные этих наук для разработки методов диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений, что позволяет более эффективно решать поставленные задачи.

Принципы, на которые опирается логопедия

Логопедия основывается на нескольких ключевых принципах, обеспечивающих эффективность диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений:
  • 1
    Принцип комплексного подхода:
    интеграция различных методов и техник, включая логопедические, психологические и медицинские подходы для всестороннего решения речевых проблем.
  • 2
    Принцип индивидуализации:
    учет индивидуальных особенностей каждого ребенка или взрослого, адаптация методов и программ коррекции под конкретные потребности.
  • 3
    Принцип системности:
    рассмотрение речи как сложной функциональной системы, взаимодействие всех компонентов речевого процесса.
  • 4
    Принцип активности и сознательности:
    активное вовлечение пациентов в процесс коррекции, формирование у них осознанного отношения к выполнению логопедических упражнений.
  • 5
    Принцип постепенности и последовательности:
    постепенное усложнение упражнений и методов коррекции, последовательное продвижение от простых заданий к более сложным.
  • 6
    Принцип междисциплинарного взаимодействия:
    сотрудничество логопедов с педагогами, психологами, медиками для комплексного подхода к лечению и коррекции речевых нарушений.
Эти принципы позволяют логопедам эффективно работать с пациентами, обеспечивая устойчивые результаты в коррекции и профилактике речевых нарушений.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?