Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье речь пойдет о гласных звуках, их образовании, различиях между звуками и буквами, ударной и безударной позиции гласных звуков.
Речь человека состоит из звуков, которые формируются в слова при помощи артикуляции. Артикуляция — это работа органов речи, в результате которой возникают голосовые вибрации. Разделение звуков на гласные и согласные происходят из-за способа образования звука.
Основой звука является воздух, и поэтому человек произносит звуки на выдохе. Для создания звуков речи задействуется речевой аппарат: воздушный поток выходит из легких, проходит через гортань, где вибрируют голосовые связки, и затем выходит через рот или нос. В ротовой полости могут участвовать язык, губы, зубы и небо. Когда воздух встречает препятствие только в гортани и затем свободно проходит через ротовую полость, подобно дыханию, создается звук, который называется голосом или тоном. Так формируются гласные звуки.
Гласные звуки включают в себя голос, отсюда и происходит их название — «гласные», то есть созданные голосом. Благодаря этому их можно пропевать, например: и-и-и-и-и, о-о-о-о-о.
Образование звуков [и], [ы], [о], [у] и других зависит от положения языка и губ во время артикуляции.
Для произнесения звуков [о] и [у] необходимо вытянуть губы вперед, поэтому эти звуки называют лабиализованными или огубленными. Кроме того, в зависимости от положения языка при выдохе и образовании звука, гласные делятся на:
1
звуки переднего ряда, где язык находится в передней части ротовой полости: [и], [е];
2
звуки заднего ряда, где язык расположен в задней части ротовой полости: [о], [у];
3
звуки среднего ряда, где язык занимает промежуточное положение: [а], [ы].
Второй характеристикой является подъем языка, который может быть высоким, средним или низким:
1
при высоком подъеме язык максимально приближается к небу, создавая звуки [и], [ы], [у];
2
при среднем подъеме образуются звуки [э], [о];
3
при низком подъеме звуки [а].
Различие между буквами и звуками
Гласные буквы и гласные звуки — это два взаимосвязанных, но не идентичных понятия в русском языке.
Гласные звуки являются основой речевого потока. Они образуются с помощью голоса при свободном прохождении воздушного потока через гортань и ротовую полость, без значительных препятствий. Характерные особенности гласных звуков включают:
1
Вибрация голосовых связок.
Гласные звуки создаются за счет вибрации голосовых связок, что придает им звучание.
2
Проход воздуха.
Воздушный поток проходит через ротовую полость свободно, без значительных препятствий.
3
Ряд и подъем.
Звуки различаются по ряду (передний, средний, задний) и подъему (высокий, средний, низкий) в зависимости от положения языка и губ.
Звуки играют ключевую роль в формировании слогов. Благодаря ним можно разделить речевой поток на фразы, слова и слоги. Слог является самой маленькой фонетической единицей, характеризующейся слитностью входящих в него звуков. Это сочетание звуков, произносимых на одном выдохе воздуха, например, [ма]-[ма].
Гласные звуки формируют слоги и могут делать это даже без согласных, тогда как согласные не способны образовать слоги без гласных.
Гласные буквы представляют собой графические символы, используемые для обозначения гласных звуков в письменной речи. В русском языке существует десять гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Гласные буквы могут обозначать как одиночные гласные звуки, так и сочетания звуков в зависимости от их позиции в слове и окружающего контекста. Например, буква «е» может обозначать звук [е] или сочетание звуков [й'э]. поэтому гласных букв больше, чем звуков.
Запомнить, какие буквы обозначают сочетание звуков, можно по этой таблице:
Подводя итоги, отметим основные отличия букв от звуков:
1
Количество.
В русском языке больше гласных звуков, чем гласных букв. Это связано с тем, что некоторые буквы могут обозначать несколько звуков.
2
Функции.
Гласные звуки участвуют в произнесении речи и различении слов на слух, тогда как гласные буквы используются для записи речи и различения слов на письме.
3
Вариативность.
Одна и та же гласная буква может обозначать разные гласные звуки в зависимости от позиции в слове и фонетического окружения.
Таким образом, гласные буквы и звуки выполняют разные, но взаимодополняющие функции в языке, объединяя фонетический и графический аспекты речи.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука, как в словах [дом], [дым], [дача], [кот], [рыба]. Здесь соответствие между буквой и звуком достаточно очевидно.
Гласные буквы е, ё, ю, я служат для обозначения мягкости предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без этого смягчения согласные р, м, л произносились бы как [рэка], [мот], [лубоф], [мач]. Гласные звуки делают согласные мягче: [р’эка], [м’от], [л’убоф’], [м’ач’].
Важно отметить, что в середине слова гласные буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость предыдущего согласного. Однако если эти буквы стоят в начале слова, к ним присоединяется мягкий согласный й, образуя с ним пару:
1
енот — [й’энот];
2
ёлка — [й’олка];
3
юла — [й’ула];
4
яблоко — [й’аблоко].
То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ:
1
съел — [сй’эл];
2
пьёшь — [пй’ош’];
3
вьюга — [вй’уга];
4
моя — [май’а].
Гласные буквы е, ё, ю, я сами по себе звуками не являются. Особую роль играет буква и — она обозначает мягкость предыдущего согласного звука: [к’иска], [м’иска], [л’иса]. В ударной позиции буква и соответствует звуку [и]. Однако в разговорной речи звук [и] может слышаться и в таких словах: этажерка, часы, бегемот.
То есть, в безударных слогах, хотя буквы могут быть разными — э, а, е — звук остается одним и тем же — [и].
Ударная и безударная позиция гласных звуков
Гласные звуки в русском языке могут находиться как в ударной, так и в безударной позиции, и их произношение в этих позициях существенно различается.
В ударной позиции гласные звуки произносятся наиболее четко и ясно. Они характеризуются устойчивостью и полнотой звучания. В этой позиции гласные сохраняют свои качественные характеристики и легко различимы на слух. Например:
1
молоко — [мaлaкo] ударение на последней «о»;
2
серпантин — [с'ирпант'ин] ударение на последней «и»;
3
вездеход — [в'изд'ихoт] ударение на последней «о»;
В безударной позиции гласные звуки часто подвергаются редукции, то есть изменению и ослаблению звучания. Безударные гласные звучат менее внятно и могут превращаться в другие фонемы. Например:
молоко — [мaлaкo] первая и вторая "о" редуцируются до [а];
серпантин — [с'ирпант'ин] первая "е" редуцируется до [и];
вездеход — [в'изд'ихoт] первая "е" редуцируется до [и];
В безударных слогах происходит качественное изменение гласных:
1
о и а редуцируются до [a]: дoм — дaмa;
2
е редуцируется до [и]: бeг — бигa.
Редукция гласных в безударной позиции может затруднять их различие на слух и создает сложности в правильном написании слов. Например:
молоко — [мaлaкo] безударные "о" редуцируются до [a];
серпантин — [с'ирпант'ин] безударная "е" редуцируется до [и];
вездеход — [в'изд'ихoт] безударная "е" редуцируется до [и].
Для проверки правильного написания безударной гласной в слове, необходимо изменить форму слова так, чтобы гласная оказалась под ударением:
1
в лесу — лес;
2
травяной— травка.
Правильное ударение в словах необходимо для того, чтобы речь была понятной и четкой. Ударение помогает выделить определенные слоги и акцентировать на них внимание, что облегчает восприятие и понимание слов. Оно также играет ключевую роль в разграничении слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение в зависимости от ударения, например, зАмок и замОк.
Кроме того, правильное ударение способствует соблюдению норм литературного языка, что важно для культурного и профессионального общения. Неправильное ударение может привести к недопониманию и вызвать у слушателя негативное впечатление о грамотности говорящего. В некоторых случаях неверное ударение может исказить смысл фразы, что особенно критично в деловой и академической среде.
Таким образом, правильное ударение необходимо для точности и ясности общения, поддержки норм литературного языка и предотвращения искажения смысла высказываний.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.