Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет
Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет
Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы взаимодействия с ними. В этой статье мы разберем, как происходит психологическое развитие ребенка от рождения до 3-х лет.
Психология развития ребёнка в период новорожденности
Период новорожденности представляет собой сложный переходный этап от внутриутробной жизни к жизни вне материнского организма. В это время происходит приспособление ребенка к новым условиям существования при помощи наследственно закрепленных механизмов.
Одним из таких механизмов является система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение), которая обеспечивает удовлетворение основной потребности новорожденного –— потребности в питании. Также у ребенка проявляются безусловные рефлексы защитного и ориентировочного характера.
На протяжении первого месяца жизни начинают формироваться первые условные рефлексы. Например, ребенок начинает реагировать на позу кормления, но в целом условные рефлексы развиваются позже.
Психическая жизнь новорожденного тесно связана с недостаточно зрелыми подкорковыми центрами и корой головного мозга. Ощущения ребенка не дифференцированы, они нераздельно связаны с эмоциональными переживаниями, что Л.С. Выготский называл «чувственными эмоциональными состояниями».
Важными вехами развития в этот период являются появление слухового (2-3 неделя) и зрительного (3-5 неделя) сосредоточения.
Социальная ситуация развития новорожденного характеризуется крайней беспомощностью, биологической связью с матерью и полной зависимостью от взрослого.
Психология развития ребёнка в период младенчества
Познавательное развитие ребенка в младенческом возрасте характеризуется активным развитием восприятия. К 4 месяцам ребенок не просто видит, но уже смотрит, реагирует на увиденное и начинает двигаться. Он способен воспринимать форму предметов, выделять их контур и другие элементы, реагировать на цвет. Развивается и пространственное восприятие, в том числе восприятие глубины.
Для полноценного развития познавательных способностей ребенка важно удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, окружая его разнообразной и интересной средой. Младенец в этот период обладает целостным восприятием окружающего мира.
В сфере движений и действий к 4-5 месяцам появляются движения рук, направленные к предмету, и ощупывание предметов. В 5-6 месяцев ребенок начинает хватать предметы, что требует сложной зрительно-двигательной координации — это первые целенаправленные действия. Позже развиваются цепи одинаковых повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже называл круговыми реакциями. После 7 месяцев наблюдаются соотносящие действия, например выкладывание мелких предметов в большие. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, хоть и еще не предметные (подражание взрослым).
Восприятие и действия ребенка позволяют судить о зарождении наглядно-действенного мышления. Постепенно усложняются познавательные задачи, которые он способен решать сначала в плане восприятия, а затем используя двигательную активность.
В области памяти первым появляется узнавание — ребенок в 4 месяца отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа. Эмоциональное развитие младенца в первые 3-4 месяца характеризуется разнообразными эмоциональными состояниями: удивление, тревожность, расслабление. После 3-4 месяцев он начинает улыбаться знакомым, а в 7-8 месяцев — испытывать беспокойство при виде незнакомцев. Примерно в этом же возрасте появляется страх расставания. К концу первого года малыш стремится не только к эмоциональным, но и к совместным действиям со взрослыми.
Речевое развитие ребенка в первом полугодии связано с формированием речевого слуха и гулением. Во втором полугодии появляется лепет, часто сочетающийся с жестикуляцией. К концу года ребенок понимает 10-20 слов взрослых и сам произносит одно или несколько первых слов, что знаменует начало нового этапа психического развития.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
В течение первого года жизни представление ребенка о себе прогрессирует, становясь более детальным и в то же время более целостным. В младенческом возрасте ощущения ребенка были разрозненными — когда взрослые прикасались к разным частям его тела во время переодевания или игр с ручками и ножками, он воспринимал их отдельно.
К концу первого года жизни эти отдельные ощущения постепенно собираются в более целостный образ себя. При этом ребенок учится лучше дифференцировать свои ощущения. Теперь, если у него что-то болит, он может показать это место, тогда как раньше большинство неприятных ощущений воспринимались как боль в животе.
Для того, чтобы помочь малышу лучше чувствовать свое тело, взрослым рекомендуется делать ему легкий массаж от головы до ног, называя при этом каждую часть его тела. Приятные ощущения, которые ребенок получает при этом, помогают ему лучше ощутить границы своего физического я. В этом возрасте ребенок становится очень подвижным — он начинает ходить, а затем и бегать, активно исследуя окружающий мир. Неизбежные при этом падения и ушибы также помогают ему познавать свое тело, его возможности и ограничения.
Таким образом, в течение первого года жизни представление ребенка о себе проходит путь от разрозненных ощущений к более целостному образу, чему способствуют как специально организованные взрослыми занятия (массаж), так и самостоятельная двигательная активность малыша.
Кризис 1 года жизни ребенка
Кризис 1 года жизни — переломный момент в развитии ребенка, который знаменует переход от младенчества к раннему детству. Этот период характеризуется значительными изменениями в физическом, психическом и социальном становлении малыша.
К концу первого года жизни заметно ускоряются темпы роста и развития ребенка. Он начинает уверенно ходить, формируются навыки самообслуживания. Двигательная активность возрастает, что позволяет малышу более самостоятельно познавать окружающий мир.
В этот период происходит качественный скачок в развитии восприятия, памяти, мышления и речи ребенка. Увеличивается словарный запас. Ребенок начинает активно манипулировать предметами, решать простые задачи. Формируется элементарное мышление.
Одним из основных новообразований кризиса 1 года является становление самосознания малыша. Он начинает четко различать я и не-я, что ведет к формированию чувства автономии и стремлению к самостоятельности. Ребенок становится более активным во взаимодействии со взрослыми, проявляет упрямство и негативизм.
Бурные изменения, происходящие в жизни ребенка, приводят к появлению ряда характерных кризисных симптомов: негативизма, упрямства, капризности, эмоциональной лабильности. Малыш может отказываться от еды, одежды, игрушек, бурно протестовать против действий взрослых. Это свидетельствует о стремлении ребенка к самостоятельности и независимости.
В этот непростой период родителям важно проявлять терпение, гибкость и эмпатию. Необходимо поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, но при этом оставаться чуткими и отзывчивыми к его потребностям. Правильное понимание и принятие кризиса 1 года жизни помогает благополучно пройти это сложное, но важное жизненное испытание.
Психология развития ребёнка в 1,5 года
Полуторагодовалый ребенок находится на важном этапе своего психического развития. В этот период происходят значительные изменения во всех сферах его жизни. Рассмотрим основные особенности развития ребенка в возрасте 1,5 года.
К 1,5 годам ребенок значительно вырастает и набирает вес. Он становится более ловким и координированным в движениях. В этом возрасте дети уже свободно ходят, могут бегать, лазать, прыгать. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок может рисовать, манипулировать мелкими предметами, застегивать пуговицы. Развиваются навыки самообслуживания – малыш учится есть самостоятельно, умываться, одеваться.
В 1,5 года речь ребенка становится более развернутой. Он активно использует не только отдельные слова, но и предложения из 2-х слов. Словарный запас может достигать 30-40 слов. Дети этого возраста любят повторять услышанные слова, впервые пытаются задавать вопросы. Родители должны много разговаривать с ребенком, читать ему книги, чтобы стимулировать развитие речи.
В 1,5 года познавательная активность ребенка возрастает. Он проявляет большой интерес к окружающему миру, активно исследует предметы, экспериментирует с ними. Дети этого возраста быстро овладевают представлениями о форме, цвете, размере предметов. Начинает формироваться мышление — малыш учится решать задачи, манипулируя с предметами.
Ведущей потребностью ребенка в 1,5 года становится потребность в общении со взрослыми. Он активно использует невербальные средства общения — жесты, мимику. Малыш стремится к совместным действиям со взрослым, ждет от него одобрения и поощрения. В этом возрасте ребенок начинает проявлять признаки самостоятельности, упрямства, негативизма, что свидетельствует о формировании его личности.
Психология развития ребенка в 2-2.5 года
Период от 2 до 2,5 лет в жизни ребенка характеризуется значительными изменениями во всех сферах его развития. Это время активного познания мира и становления личности малыша.
К 2 годам ребенок значительно увеличивается в росте и весе. Двигательные навыки становятся более совершенными — он уверенно ходит, бегает, легко поднимается по лестнице, может прыгать. Мелкая моторика также прогрессирует, что позволяет малышу рисовать, конструировать, застегивать пуговицы. Возрастает выносливость и работоспособность ребенка.
Речь 2-2,5-летнего ребенка становится более развернутой, он использует все больше слов, фраз и даже простых предложений. Активно расширяется словарный запас — к 2,5 годам он может достигать 800-1000 слов. Малыш охотно вступает в диалог, задает множество вопросов «что?», «кто?». Совершенствуется звукопроизношение, хотя возможны некоторые нарушения.
В этом возрасте ребенок проявляет огромный интерес к окружающему миру, активно исследует предметы, экспериментирует с ними. Он начинает понимать простые причинно-следственные связи, овладевает обобщениями. Память становится более произвольной, ребенок может запомнить и воспроизвести короткие стихи, потешки.
Центральным новообразованием в 2-2,5 года является развитие самосознания и формирование образа «Я». Ребенок четко осознает свое отделение от взрослого, отстаивает свою самостоятельность. Это ведет к возникновению негативизма, упрямства, капризности. Но в то же время малыш становится более общительным, проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками. Он активно экспериментирует с социальными ролями, манипулируя предметами в сюжетно-ролевых играх. Таким образом, в период 2-2,5 лет характеризуется становлением самостоятельности и инициативности малыша, что требует от взрослых гибкости, последовательности и терпения в воспитании.
Психология развития ребенка в 3 года
В три года у ребенка формируется прочное целостное переживание себя, что становится фундаментом для дальнейшего построения его личности. Он способен обозначить свое отношение как к себе, так и к другим людям.
К 3 годам ребенок уже может сформулировать, что именно его отличает от других: «Я хорошо играю в футбол, а Данил быстро бегает». Сравнивая себя с окружающими, он получает более точное представление о себе. В этом возрасте появление в семье младшего ребенка или визит гостей уже не будет восприниматься как угроза для его личности.
Не следует беспокоиться, если в 3 года ребенок все еще считает себя центром Вселенной. Возможно, он еще не готов принять тот факт, что во Вселенной существует множество других людей и объектов. Для малыша крайне важно считать себя сильным и значимым, пока он не сможет утвердиться в социуме.
Ощущение собственной уникальности и важности в этом возрасте является необходимым условием для дальнейшего развития самосознания ребенка. Постепенно, по мере взросления, он будет учиться учитывать интересы и потребности окружающих, выстраивая гармоничные отношения с социумом.
Кризис 3 года
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка - это кризис 3 лет, который описывает Л.С. Выготский. В этот период происходит разрушение и пересмотр старой системы социальных отношений, а также кризис выделения своего «Я».
Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский выделяет 7 характеристик кризиса 3 лет:
1
Негативизм — негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия — сделать наоборот.
2
Меняется мотивация поведения ребенка. Он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию, его поведение определяется отношениями с другим, взрослым человеком.
3
Упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
4
Строптивость — направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
5
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.
6
Конфликты с родителями становятся регулярными, появляется протест-бунт или деспотизм (в случае единственного ребенка) и ревность (в случае нескольких детей в семье).
7
Обесценивание — ребенок может начать ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку, его отношение к другим людям и к самому себе меняется, он психологически отделяется от близких взрослых.
Таким образом, кризис 3 лет представляет собой сложный период в жизни ребенка, связанный с разрушением старых и формированием новых социальных отношений, а также с обретением чувства собственного «Я».
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.