Звук [ц] и буква Ц

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

Детей важно познакомить с буквой ц и звуком [ц], чтобы в последующем они могли различать их при письме, в том числе под диктовку. В статье приведены примеры упражнений, которые можно выполнять дома, чтобы развивать фонематический слух, внимание, навык звукового анализа и четкого проговаривания слов.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Фонетические особенности звука [ц]

Фонетическая характеристика звука [ц]: согласный, глухой, непарный, шумный, твердый.

Примеры:

Цитрус — [цытрус]

Часто возникает вопрос: «Ц — какой звук: твердый или мягкий?»

Ответ на этот вопрос прост, поскольку звук [ц] всегда твердый.

Звук [ц] остается твердым даже перед гласной и.

Танец — [тан’ец]

Звук [ц] глухой в конце слова.

Цель — [цэл’]

Звук [ц] глухой перед гласным звуком.

Сочетание букв –тьс- и –тс- дают звук [ц]:

Лечиться — [л’ич’ица]

Кажется — [кажыца]

В звуке нет тональности, но присутствует шум.

В речевом аппарате отсутствуют препятствия в дыхательном горле, однако имеются препятствия в ротовой полости.

По акустической классификации данный звук относится к категории невокальных и консонантных звуков.

Для установления связи между всеми свистящими звуками и определения основного, или базового, звука необходимо изучить характеристики каждого звука и сравнить их артикуляцию.

Для согласных звуков способ и место образования являются ключевыми характеристиками. В данной группе все звуки являются щелевыми по способу образования и переднеязычными по месту образования. Исключением является звук [ц], который является смычно-щелевым. Однако звуки [з] и [з'] отличаются от [с] и [с'] наличием голоса. Артикуляция звуков [с’] и [з'] отличается от артикуляции с подъемом средней части спинки языка. Артикуляция звука [ц] отличается от артикуляции с добавлением смычки к щели.

Таким образом, в группе свистящих звуков базой является артикуляция звука [с]. Если он произносится правильно, то добавив голос, мы получим звук [з]. Добавив подъем средней части спинки языка, получим [с’] и [з']. Добавив смычку перед щелью, т.е. соединим [т] и [с] получим [ц]. Поэтому нарушения звуков [с'], [з], [з'], [ц] часто аналогичны нарушениям произношению звука [с].

Если сравнивать произношение звука [ц] и [с], то можно заметить, что при произношении звука [ц] губы приподнимаются в улыбке, кончик языка направлен к передним нижним зубам, передняя часть спинки языка немного отходит от верхних бугорков. Поток воздуха прерывистый, голосовые складки разомкнуты. При произношении звука [с] губы также улыбаются, но кончик языка опускается за нижние зубы, лежит спокойно около бугорков. Поток воздуха обильный, непрерывный и направлен к кончику языка. Голосовые складки также разомкнуты.

При артикуляции звука [ц] губы округляются и немного выдвигаются вперед, зубы не соединяются, кончик язык поднимается наверх и соединяется с верхними альвеолами, а затем размыкается, после чего сохраняется щель между языком и зубам. Воздушный поток проходит по средней линии языка, голосовые связки разомкнуты.

Упражнения на умение распознавать звуки

Выполнение упражнений по распознаванию звуков важно для детей как дошкольного возраста, так и учеников младших классов по нескольким причинам. Во-первых, такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха, что является основой для формирования навыков чтения и письма. Умение различать звуки в словах помогает детям распознавать и анализировать звуковую структуру слов, что в свою очередь улучшает их навыки чтения и орфографии.

Во-вторых, упражнения на распознавание звуков способствуют развитию слухового восприятия и концентрации внимания. Дети учатся сосредотачиваться на звуках, различать их и ассоциировать с соответствующими буквами или звуковыми образами. Это улучшает их способность воспринимать и анализировать речевую информацию.

В-третьих, упражнения на распознавание звуков могут помочь выявить возможные проблемы со слухом или фонематическим восприятием у детей, что важно для своевременного начала коррекционных мероприятий, если таковые необходимы.

В целом, выполнение упражнений на распознавание звуков играет ключевую роль в развитии навыков чтения и письма у детей, поэтому это важная составляющая обучения в начальной школе и дошкольном возрасте.

Лови звук. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ц]

Хлопни, если услышишь в слове звук [ц], прыгни, если услышишь [с], и подними руки вверх, если услышишь [з].

Колесо, цапля, зонтик, конец, сурок, цемент, заяц, пузырь, ласка, птица, улица, роса, заря, паста, цыпленок, царь, лоза, принцесса, лист, забор.

Вспомните другие слова, в котором есть новый звук.

Произнесите вместе звук [ц]. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? В чем особенность этого звука?

Обращаем внимание ребенка , что звук [ц] всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары, он — непарный.

Повторите цепочки слогов со звуком [ц]

ац — оц — иц
цо — ца — ци
ец — уц — оц
цо — ца — цу
иц — ыц — ац
цу — цо — це
ца — це — цу
цу — цы — цо — це — цу — ы
цы — цу — ца

Повторите слова (сначала повторяйте за взрослым, затем самостоятельно)

Отец, боец, борец, конец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, продавец.

Заяц, палец, ранец, танец, колодец, мизинец, братец.

Цапля, овца, кузница, луковица, курица, мельница, пуговица, куница, рукавица, водица, певица, теплица, граница, больница, горчица, умница, кузница, царапина.

Цыпленок, улицы, пальцы, цыганка, ножницы, пловцы, рукавицы, лекция, милиция, акация, циркуль, птицы.

Цветы, цепь, цифры, блюдце, полотенце, мотоцикл.

Замените в слове первую букву на звук [ц]

мех — …ех
сель — …ель
ларь — …арь
мена — …ена
свет — …вет
лапка — …апка

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Повторите словосочетания

Бойцы на границе, огурцы и луковицы, целая цепочка,больница на улице, полотенце в горнице, целебные цветы, в колодце водица, птенец в яйце, ценное кольцо, кольцо с цирконием,разноцветные цветы, цепкие пальцы, конец улицы, цветок цикламена,цирковая медведица, кузнец в кузнице, цветы под оконцем.

Чистоговорки

Ца-ца-ца — вот идет овца.
Цо, цо, цо, — на руке кольцо.
Цо, цо, цо, — на руке кольцо.
Цу-цу-цу — не боюсь овцу.
Цы-цы-цы — поспели огурцы.
Цы, цы, цы, — поспели огурцы.
Ец-ец-ец — мы ели огурец

Игра «Волшебная цепочка»

Подберите слова, в которых есть буква «Ц» так, чтобы конечная буква предыдущего слова была начальной буквой последующего.

Ответ: цветок — красавец — цвет — танцор — рубец — царство— огурец.

Игра «Вспомните сказки»

Назовите как можно больше слов из сказок с буквой «ц».

Ответ: царство, цветочек аленький, царь, царевич, царевна Несмеяна, царевна-лягушка, царевна-лебедь, златая цепь, зеркальце, Жар-птица, падчерица.

Игра «Слоговой аукцион»

Подберите слова, оканчивающиеся на –ца (курица, куница, единица, луковица, синица, овца), на -цо (кольцо, яйцо, крыльцо), на -цы (ножницы, концы, птенцы, огурцы).

Игра «Доскажи словечко»

  • 1
    Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста,
    Но тому, кто так высок,
    Не легко сорвать… (цветок)
  • 2
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка.
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?.. (Цапля)

«Один — много»

Курица — курицы
Мельница — …
Больница — …
Рукавица — …
Пуговица — …
Луковица — …
Граница — … .

«Большой — маленький»

Дерево — деревце
Блюдо — …
Болото — …
Зеркало — …
Тело — …
Масло — …
Дело — …
Мыло — … .

«Назови женскую профессию»

Учитель — учительница
Воспитатель — …
Писатель — …
Художник — …
Охотник — …
Укротитель — … .

«Во что положим?»

Вафли положим в вафельницу
Хлеб — …
Конфеты — …
Пепел — …
Мыло — … .

«Назови, кто это»

В пехоте служит пехотинец
Ходит по канату…
Подковывает лошадей…
Продает…
Поет…
Плавает…
Борется… .

Буква Ц

Согласная буква ц всегда обозначает твердый звук [ц], который имеет свою уникальность. В русском языке он образуется слиянием букв т и с. Буква ц встречается в алфавитах русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, а также в некоторых алфавитах неславянских народов. В старославянском и церковнославянском алфавитах она называется "ци" или "цы". В славяно-русской письменности буква ц сначала имела схожее начертание с буквами у и ч, но в современных шрифтах она изображается как перевернутая п с "хвостиком".

Наиболее часто звук "Ц" встречается в словосочетании «Цыц!», означающем «Прекрати!» или «Замолчи!»

Обращаясь к правилам грамматики, важно обратить внимание на следующие моменты:
  • 1
    после буквы ц преимущественно следует буква и, например: цирк, цифра, цивилизация. Однако есть и исключения:цыган, цыпленок, цыпочки, цыкать;
  • 2
    в суффиксе притяжательных прилагательных -ын после основы на ц: птицын, сестрицын, Солженицын;.
  • 3
    в окончаниях прилагательных на -ый после основы на ц: белолицый, куцый;
  • 4
    в окончании -ы существительных после основы на ц: улицы, отцы, лисицы, братцы;
  • 5
    в иностранных именах собственных в соответствии с правилами транскрибирования, например: Цы Си, Цынцэрэни.
В 1960-е годы существовал проект реформы правописания, в рамках которого предлагалось писать букву и после ц во всех случаях. Этот проект вызвал широкие общественные обсуждения и оставил след в памяти того времени в виде варианта написания слов типа «огурци» через и.

Обучение букве и звуку «Ц»

Автоматизация звука [ц] возможна при систематическом выполнении данных упражнений:
  • 1
    «Песенка кузнечика».
    Задача прерывисто произносить: «Ц — ц — ц …».
  • 2
    Повторение обратных слогов:
    Повторение обратных слогов:
    Ац — ац — ац — ац — ац
    Оц — оц — оц — оц — оц
    Уц — уц — уц — уц — уц
    Ыц — ыц — ыц — ыц — ыц
    Иц — иц — иц — иц — иц
    Ец — ец — ец — ец — ец
    Ёц — ёц — ёц — ёц — ёц
    юц — юц — юц — юц — юц
    яц — яц — яц — яц — яц
  • 3
    Проговаривание слов, в которых звук [ц] стоит в конце:
    Ац: бац
    Ец: боец, конец, отец, певец, танец, птенец, индеец, мизинец, кузнец китаец, немец, купец, гонец
    Яц: паяц, заяц
  • 4
    Проговаривание слов, в которых звук [ц] находится в середине:
    Ца: овца, птица, певица, пуговица, единица, куница, умница, охотница, модница, водица, девица, темница, медведица, пятница, конница.
    Цо: яйцо, пунцовый.
    Цы: танцы, отцы, певцы, концы, птенцы, пуговицы, немцы, зубцы, куцый.
    Ци: акация, авиация.
    Це: зацепка, зацепить, оценка.
  • 5
    Проговаривание слов, в которых звук [ц] находится в начале:
    Цо: цокать, цокот;
    Цу: цукат;
    Цы: цыган, цыганка, цыпки, цып-цып;
    Ци: циновка, цинк;
    Це: цепь, цемент, цех, цена, цедить, цепкий.
  • 6
    Проговаривание словосочетаний:
    Цветные пуговицы, цветные нитки, меткая охотница, цыганская кибитка, мохнатая овца, тонкая циновка, пунцовый цветок, букет цветов, утиное яйцо, дикая медведица, немецкий язык, тонкая акация.
  • 7
    Проговаривание предложений от 3 до 7 слов:
    Я иду гулять.
    На даче цветет сирень
    Брат отведет меня в цирк.
    Бабушка на окне вырастила красивые цветы.
    У купца — цветные нитки и цветные пуговицы.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?