Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Особенности этапов развития ребенка

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем об этапах развития ребенка: от внутриутробного периода до старшего школьного возраста.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 32 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области психологии и контент-менеджер.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Этапы развития ребенка

Основные этапы развития детей классифицируются по следующим категориям в зависимости от возраста:

Внутриутробное развитие

Внутриутробный период является одним из самых значимых этапов жизни человека. В это время все зависит от матери и, в меньшей степени, от отца, ведь новорожденный полностью зависит от окружающей его среды. В течение беременности у плода происходит формирование всех основных органов, что дает возможность ему воспринимать звуки, а также начать осознавать зрительные образы и осуществлять дыхательные движения.

Уже на четырнадцатой неделе беременности кроха может запомнить тембр голоса своей мамы! Более того, он способен фиксировать музыкальные мотивы, особенно те, которые нравится будущей матери, если она часто их слушает.

Именно поэтому эксперты рекомендуют беременным женщинам обращать внимание на свои музыкальные предпочтения, отдавая предпочтение классической музыке, известной своими успокаивающими свойствами. Кроме того, будущим родителям стоит регулярно взаимодействовать с малышом: разговаривать с ним, читать вслух стихи и сказки для создания доверительной атмосферы.

Младенчество

Младенчество — это уникальный и значимый этап в жизни каждого человека. Это время, когда в течение всего лишь одного года ребенок проходит колоссальную трансформацию, превращаясь «из гусеницы в бабочку» — от полной зависимости от мамы до становления независимой личностью.

На этом этапе малыш особенно уязвим и нуждается в тщательном уходе и повышенном уровне комфорта. Родители играют ключевую роль в этом процессе, их задача не только состоит в том, чтобы смягчить различные дискомфортные ситуации, но и в поддержке активного развития ребенка, когда он учится поднимать головку, ползать, сидеть и в конце концов шагать.

Запреты на исследование окружающего мира через тактильные ощущения могут быть вредны. Позвольте ребенку трогать, пробовать и соприкасаться с предметами, даже если его руки иногда становятся грязными. Это необходимо для его духовного, интеллектуального и физического роста!

С момента, когда малышу исполнится полгода, его не следует ограничивать в движении, поскольку он активно исследует пространство вокруг. Ползание и использование ходунков помогут ему познавать окружающий мир.

К концу первого года жизни у малыша формируется понимание основных правил взаимодействия с предметами. Он уже способен перекладывать игрушки из одной коробки в другую, складывать небольшие вещи в более крупные, открывать ящики и даже откручивать крышки.

Ранний этап

Ранний этап развития ребенка длится с одного до трех лет и представляет собой период интенсивного роста и изменений. В это время социализация становится ключевым аспектом. Малыш начинает осваивать навыки установления отношений как с взрослыми, так и с другими детьми, познавая дружеские связи и наслаждаясь взаимодействием. Также в этом возрасте у ребенка возникает стремление к самостоятельности, поскольку он осознает и принимает себя как отдельную личность.

На этом этапе маленький исследователь активно развивает фантазию, начинает оценивать ситуации, делать прогнозы и приобретать множество новых навыков, таких как:
  • 1
    конструирование замков из кубиков;
  • 2
    сборка простых пазлов;
  • 3
    удары мяча ногой;
  • 4
    выполнение элементарных просьб от взрослых;
  • 5
    составление предложений из нескольких слов;
  • 6
    рисование вертикальных линий;
  • 7
    декламирование коротких стихов и потешек;
  • 8
    узнавание и называние частей своего тела;
  • 9
    использование горшка и туалета;
  • 10
    самостоятельное принятие пищи и питья;
  • 11
    правильное обращение с ножницами и манипуляции с бумагой;
  • 12
    навыки мытья и вытирания рук.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
К концу раннего этапа может произойти первый серьезный кризис, известный как кризис трех лет. Его переживание индивидуально для каждого ребенка и зависит от его личных особенностей и семейной атмосферы. Одни дети могут проявлять упрямство, другие — негативизм, а третьи могут испытывать агрессивные реакции. Только небольшая группа детей способна продемонстрировать гибкость и добродушие.

Эти эмоциональные реакции являются знаком нормального развития, и важно, как родители реагируют на изменения. Не стоит ни подавлять, ни поощрять нежелательное поведение. Ребенок, как правило, сигнализирует о своей потребности в большем внимании. По мере роста родители могут снизить уровень тревоги по поводу безопасности малыша, что может вызвать у него чувство неуверенности. Он привык, что все внимание направлено на него, и теперь, когда родители начинают заниматься другими делами, у ребенка может возникнуть ощущение потери значимости.

Что же делать в этой ситуации? Потратьте больше времени на общение с вашим ребенком, поддерживая положительные проявления поведения и стараясь не акцентировать внимание на негативе. Вместо выражений «не бегай» или «не кричи» следует использовать фразы: «подойди ко мне спокойно» или «пожалуйста, говори потише». Вместо пугающих предупреждений о возможных падениях лучше ограничиться простым «это опасно» и добавить: «Я переживаю за тебя. Твои действия могут иметь серьезные последствия». Старайтесь избегать негативных моментов в общении и наполните детство радостью, смехом и безусловной любовью, независимо от возникающих кризисов и изменений в поведении ребенка.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст охватывает период от трех лет до момента, когда ребенок начинает школьное обучение. В эти годы формируются важные личностные качества малыша и развиваются специфические механизмы поведения, которые будут влиять на его жизнь в будущем.

В этом возрасте дети подобны губкам, впитывающим все вокруг — не только информацию, но и социальные навыки. Например, если родитель требует от своего ребенка, чтобы тот не кричал, но сам часто повышает голос, малыш не только не усвоит этот урок, но и может начать подражать такому поведению. Этот этап жизненно важен как для детей, так и для их родителей. Известная пословица гласит: «Если хочешь воспитать ребенка, начни с себя». Действительно, в конце концов, ребенок станет отражением своих родителей. Это важный аспект, который должен быть учтен каждым взрослым, лучше всего — с акцентом на собственное развитие.

Пример для подражания играет ключевую роль в жизни ребенка и, конечно, должен быть положительным. Важно помнить, что таких примеров может быть множество. Даже у идеальных родителей могут вырасти капризные или трудные дети. В таких случаях стоит обратить внимание на близкое окружение: бабушек и дедушек, друзей из детского сада или соседей, с которыми малыш проводит много времени. Эти люди также могут оказать значительное влияние на формирование поведения и убеждений крохи, особенно если у него с ними сложилась эмоциональная связь.

В дошкольный период очень важно начать подготовку ребенка к школе, развивая его внимание, память, способности к мышлению и воображению. Также следует прививать ему чувство ответственности — за свои действия и поступки.

Не менее важен в этом возрасте кризис шести лет, который может проявляться в демонстративном поведении. Ребенок может часто менять свое настроение, увлекаться играми и кривляться. Это состояние связано с стремительным физическим развитием, изменением пропорций тела, появлением постоянных зубов и осознанием себя как независимой личности, обладающей множеством прав и минимальными обязанностями, которые пока что не накладываются на него.

К числу навыков, умений и знаний, которые осваивает дошкольник, можно отнести:
  • 1
    понимание различных размеров, высоты и длины;
  • 2
    знание основных геометрических фигур;
  • 3
    сравнение чисел;
  • 4
    различение предметов по цвету и форме;
  • 5
    определение лишнего объекта среди похожих;
  • 6
    составление рассказов на основе иллюстраций;
  • 7
    участие в монологах и диалогах.

Младший школьный возраст

Начало школьного обучения — это этап, когда ребенок постепенно становится самостоятельным. В то же время это период, который может быть связан с различными трудностями, возникающими вследствие изменений в окружающей обстановке, смены авторитетов и изменениями в приоритетах. Прежде всего, важно, чтобы первый класс стал для ребенка радостным событием и положительным стартом на пути к взрослой жизни. К сожалению, без поддержки родителей такого результата не достичь. Основная задача родителей — это выбрать подходящую школу и первого учителя, после чего дальнейший процесс будет зависеть от усилий ребенка.

Этот этап отчетливо очерчивает новую главу в жизни малыша, ибо он переходит в учебное заведение, открывающее безграничные возможности. В данный период идет активное развитие интеллекта: ребенок начинает принимать на себя новую социальную роль и осваивает нормы и правила, с ней связанные.

В это время близкие должны быть рядом, оказывая поддержку ребенку и становясь его партнерами в решении возникающих задач и проблем. Важно понимать, что выполнять все за ребенка не следует. Настало время немного отдалиться от привычного уюта материнской заботы, но при этом оставаться в поле зрения родителей, чтобы сохранять эмоциональную связь и ощущение безопасности.

Старший школьный возраст

Этот период является важным этапом на пути к взрослости, когда ребенок превращается в подростка. Хотя он по-прежнему остается частью семьи, на этом этапе он ожидает уважения, поддержки и большего внимания, чем когда-либо прежде. Однако такое внимание должно быть другим – свободным от излишних нравоучений и поучений. Взаимодействие с подростком лучше всего строить на основе открытого и честного общения.

В подростковом возрасте молодые люди активно стремятся освоить поведение взрослых, подражая им в своих поступках, речи и манерах. Поэтому важно, чтобы взрослые тоже приспосабливали свое поведение, общаясь с ними. Необходимо помнить, что психическое и физическое состояние подростка в этот период остаются довольно нестабильными, и зачастую он может проявлять высокую эмоциональность, раздражительность, упрямство и склонность к конфликтным ситуациям.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?