Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.
  • /
  • /

Психофизиологические основы развития мелкой моторики

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем об основах психофизиологического развития мелкой моторики. Также вы узнаете, как влияет развитие мелкой моторики на совершенствование речи.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 60 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, логопед и контент-менеджер.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Что такое мелкая моторика

Моторика представляет собой совокупность движений, умений, навыков и сложных двигательных действий, характерных для человека. В рамках коррекционной работы выделяют три основные категории моторики: общую, тонкую (или мелкую) ручную и артикуляционную.

Одним из важных показателей успешного физического и нервно-психического развития ребенка считается развитие его рук, кистей и ручных навыков, известное как мелкая пальцевая моторика.

Моторная речь является результатом деятельности мозга, который выполняет роль управления. В этом процессе отбираются движения, необходимые для произнесения определенных звукосочетаний, а также устанавливается их последовательность, то есть разрабатывается программа для действий мышц артикуляционного аппарата.

Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в комбинации со зрительной системой. Она имеет значительное значение при выполнении мелких и точных движений пальцев и кистей рук. Вопросы, касающиеся необходимости и важности развития мелкой моторики, чаще поднимаются, когда говорят о маленьких детях. Это связано с тем, что в раннем возрасте происходит интенсивное развитие головного мозга.

Наиболее активное созревание двигательной коры наблюдается в первый год жизни ребенка и продолжается в моторной области до трех лет.

Таким образом, мелкая моторика является важной составляющей двигательной сферы, которая непосредственно влияет на освоение предметных действий, развитие продуктивных видов деятельности, а также на процесс письма и речи ребенка.

Развитие мелкой моторики

Исторически движения пальцев рук имеют тесную связь с речевой функцией. Первые формы общения первобытных людей основывались на жестах, где особенно важную роль играла рука, позволяя развивать первичный язык с помощью движений и знаков. Со временем жесты стали сочетаться с возгласами и криками. В процессе эволюции словесной речи она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией, и эта связь сохраняется и в наши дни. Исследования ученых, изучающих детскую психологию и мозг, подтверждают значительное стимулирующее влияние активности рук на развитие детей.

В.М. Бехтерев подчеркивал, что движения рук тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Психолог Д. Сели также отмечал важность «созидательной работы рук» для формирование мышления и речи у детей.

С течением времени движения пальцев рук становились все более сложными, так как люди выполняли более тонкую работу, что, в свою очередь, приводило к увеличению площади двигательной проекции кисти руки в мозге. Развитие функций рук и речи у человека происходило параллельно.

Аналогично происходит и развитие речи у детей. Сначала развивается крупная моторика, потом мелкая моторика пальцев, а затем возникает артикуляция слогов; дальнейшее совершенствование речи напрямую связано с тренировкой движений пальцев.

У многих детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями установлено, что не только крупная моторика, но и мелкие движения пальцев рук развиты недостаточно. Отставание в развитии тонкой моторики у дошкольников затрудняет овладение навыками самообслуживания, мешает манипуляциям с мелкими предметами и тормозит развитие некоторых видов игровой активности.

Это подчеркивает необходимость целенаправленной работы по коррекции и развитию мелкой моторики. Авторы, такие как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и Н.И. Кузьмина, описывают различные подходы к развитию моторики у детей.

Исследования Е.М. Мастюковой и других специалистов показывают, что уровень речевого развития детей прямо коррелирует с развитием мелкой моторики пальцев. Также работа М.М. Кольцовой доказала, что влияние «кинестетических импульсов» от рук значительно в детском возрасте, пока формируются речевые моторные зоны.

М.М. Кольцова пришла к выводу, что формирование речевых областей осуществляется под воздействием кинестетических сигналов от рук, особенно от пальцев. Этот факт должен учитываться в работе с детьми, где развитие речи происходит своевременно, и особенно в случаях задержки или отставания в моторной речи.

Как развивается мелкая моторика у детей по возрастам

Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение.

Исследования показали, что движения выпрямленных рук ребенка, поднятых над грудью, развиваются и закрепляются в рамках эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс формируется в первые месяцы жизни, когда младенец фокусирует взгляд на лице человека, склонившегося над ним, улыбается, активно движет руками и ногами, издавая тихие звуки. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка начинают возникать ощупывающие движения, что инициирует активное включение центров тактильного анализатора в коре больших полушарий.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе формирования кинестетического чувства, связанного с позицией и перемещением тела в пространстве. Это связано с становлением зрительно-тактильно-кинестетических связей. После их формирования движения рук начинают выполняться под контролем зрения, и предмет становится стимулом для движения руки в его направлении.

Таким образом, развитие движения рук начинается постепенно в течение первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, начинает расправляться, а пальцы учатся захватывать предметы. Таким образом, рука начинает функционировать как специфический инструмент.

Среди всех движений особое значение имеют движения пальцев рук, так как они значительно влияют на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Исследования подтвердили, что своевременное развитие ручных умений положительно сказывается на психических процессах.

До 3,5-4 месяцев движения рук являются безусловно-рефлекторными, что означает наличие стереотипных реакций на внешние воздействия, не требующих условий для их возникновения.

У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вставляет указательные пальцы в ладонь ребенка, тот сжимает их сильно. Малыша можно даже слегка приподнять, но все эти действия происходят на рефлекторном уровне, и малышу еще не хватает высокого мозгового контроля для сознательного выполнения движений.

На 4-4,5 месяца у ребенка появляются простые движения, направленные на взаимодействие с объектами: он может притянуть случайно задевший его предмет и ощупать его. Однако такие действия пока случайные и не требуют целенаправленного усилия.

С 4 до 7 месяцев у ребенка наблюдается следующий этап развития действий с предметами — этап простого «результативного» действия. Характерно активное открытие скрытых свойств объектов.

В возрасте от 7 до 10 месяцев наступает этап «соотносящих» действий. В этот период малыш уже способен соотнести предмет с определенным местом в пространстве. С 8–9 месяцев он крепко сжимает игрушку, если ее пытаются у него забрать, а также берет мелкие предметы двумя пальцами, а крупные - всей ладонью.

С 10 месяцев до 1 года и 3 месяцев появляются функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что отражают социальную значимость предметов и определяют их назначение. В этот период улучшаются действия рук: кулачок разжимается, пальцы начинают функционировать более независимо и автономно.

С 1 года 2 месяцев до 1 года 3 месяцев активно развиваются движения большого пальца и указательного пальца. Продолжает наблюдаться интенсивное развитие тонких движений всех пальцев, и это развитие продолжается на протяжении всего раннего детства. Только к трем годам движения пальцев малыша становятся близкими к движениям рук взрослого человека. Участие в играх с песком и глиной становится важным, а также он учится открывать крышки и пользоваться ножницами.

2–3 года. Ребенок начинает исследовать окружающий мир: открывает ящики и раскидывает их содержимое. Рисование пальцем и нанизывание бус - составные части его творческой деятельности. Он может вращать диск телефона, чертить простые линии и фигуры. Также он пробует собирать и разбирать пирамиды, не учитывая размер колец, и успешно использует ножницы.

3–4 года. В этом возрасте ребенок начинает манипулировать мелкими предметами (крошками, бисером, песчинками), используя для этого кончики большого и указательного пальцев. Он научился держать карандаш и может повторять простые рисунки геометрических фигур с образца. Обводит контуры, копирует крест, воспроизводит различные формы, включая шестигранник. Умеет собирать и строить конструкции из девяти кубиков, а также разбирать и складывать матрешку из трех частей. Подходит к объектам с целью, опуская фигуры в соответствующие прорези, и конструирует по образцу с помощью кубиков. Кроме того, способность собирать разрезные картинки из 2-3 частей достигается благодаря пробам. Также ему доступны такие действия, как чередующееся сгибание пальцев, легкие удары кулаком по ладони и постукивание собранными в щепоть пальцами.

4–5 лет. Его зрительное восприятие улучшилось: он может складывать разрезные картинки и рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Он начинает копировать заглавные печатные буквы, изображает простые дома и людей, а также может сложить бумагу несколько раз. Научившись нанизывать бусины и определять предметы на ощупь, он также активно лепит из пластилина. В этом возрасте у него развиваются навыки шнуровки и координации движений пальцев.

5–6 лет. Ребенок уже способен аккуратно вырезать картинки, писать буквы и цифры. Он может копировать более сложные изображения и добавлять недостающие элементы к картинкам. У него есть навыки работы с молотком, и он воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру и заштриховывает фигуры. Также он упражняется в рисовании геометрических фигур в клетчатых тетрадях и продолжает развивать координацию движений.

6–7 лет. К этому времени ребенок полностью овладевает мелкой моторикой и может выполнять сложные действия, такие как завязывание шнурков, игра на музыкальных инструментах, заплетение кос и штопка. Он свободно различает большой палец, мизинец и указательный палец, что свидетельствует о высоком уровне развития его моторных навыков.

Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи

Формирование словесной речи у ребенка начинается в тот момент, когда движения пальцев рук становятся достаточно точными. Развитие мелкой моторики рук создает предрасполагающую основу для формирования речи.

В ходе исследований, посвященных высшей нервной деятельности детей, было установлено, что ритмические движения пальцами рук значительно увеличивают согласованность работы лобных и височных долей мозга.

Таким образом, можно заключить, что развитие мышления начинается с движений рук. По мере взросления детей происходит усовершенствование координации пальцев. Особенно важен период, когда ребенок начинает противопоставлять большой палец остальным, что открывает доступ к выполнению тонких движений. С достижением необходимой точности движений пальцев начинается процесс развития словесной речи. Развитие моторики пальцев рук фактически подготавливает базу для дальнейшего формирования психической активности.

Работу по развитию моторики рук можно начинать уже с 7–8 месяцев. На данном этапе важно проводить массаж: поглаживание кистей от кончиков пальцев к запястьям, а также сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности в течение 2–3 минут ежедневно. С десяти месяцев ребенка можно вовлекать в активные упражнения для пальцев рук, увеличивая амплитуду движений. Упражнения подбирают с учетом возрастных особенностей, начиная с перебирания ярких и крупных предметов, а затем переходя к более мелким.

Говоря о развитии движений пальцев, нельзя не отметить проблему леворукости. Левши часто оказываются амбидекстрами, владеющими обеими руками. Они стремятся использовать левую руку, тогда как окружающие стараются научить их пользоваться правой. Вопрос о том, хорошо ли быть левшой, скорее позитивен: развитие обеих рук способствует формированию речевых зон в обоих полушариях мозга, что, по мнению неврологов, является защитой против возможных потерь речи при повреждении левого полушария.

Учитывая эти факты, имеет смысл развивать обе руки у всех детей. Не стоит заставлять левшу становиться правшой, так как это может привести к возникновению заикания и другим нарушениям речи. Вместо этого необходимо активизировать его правую руку, что лучше всего достигается через игры.

Специалисты утверждают, что игры с вовлечением рук и пальцев способствуют гармонии между телом и разумом, поддерживая мозговые структуры в отличном состоянии.

Хватательный рефлекс также играет важную роль, позволяя ребенку удерживать предметы в руках. С развитием мозга этот рефлекс трансформируется в умение не только хватать, но и отпускать. Чем чаще ребенок выполняет хватательные движения, тем лучше происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Движения пальцев рук совершенствовались на протяжении поколений, поскольку люди выполняли все более тонкие и сложные задачи. Это способствовало увеличению площади двигательной проекции кисти рук в мозге. Таким образом, развитие моторных функций рук и речи шло в параллельном направлении. Благодаря активным движениям рук также происходило развитие речевых функций.

Вопрос взаимосвязи моторных умений рук и развития речи ребенка активно исследовал канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он разработал «карту» речевых зон мозга и визуализировал проекции различных частей тела на коре головного мозга, известную как гомункулус Пенфилда.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?