Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение.
Исследования показали, что движения выпрямленных рук ребенка, поднятых над грудью, развиваются и закрепляются в рамках эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс формируется в первые месяцы жизни, когда младенец фокусирует взгляд на лице человека, склонившегося над ним, улыбается, активно движет руками и ногами, издавая тихие звуки. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка начинают возникать ощупывающие движения, что инициирует активное включение центров тактильного анализатора в коре больших полушарий.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе формирования кинестетического чувства, связанного с позицией и перемещением тела в пространстве. Это связано с становлением зрительно-тактильно-кинестетических связей. После их формирования движения рук начинают выполняться под контролем зрения, и предмет становится стимулом для движения руки в его направлении.
Таким образом, развитие движения рук начинается постепенно в течение первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, начинает расправляться, а пальцы учатся захватывать предметы. Таким образом, рука начинает функционировать как специфический инструмент.
Среди всех движений особое значение имеют движения пальцев рук, так как они значительно влияют на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Исследования подтвердили, что своевременное развитие ручных умений положительно сказывается на психических процессах.
До 3,5-4 месяцев движения рук являются безусловно-рефлекторными, что означает наличие стереотипных реакций на внешние воздействия, не требующих условий для их возникновения.
У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вставляет указательные пальцы в ладонь ребенка, тот сжимает их сильно. Малыша можно даже слегка приподнять, но все эти действия происходят на рефлекторном уровне, и малышу еще не хватает высокого мозгового контроля для сознательного выполнения движений.
На 4-4,5 месяца у ребенка появляются простые движения, направленные на взаимодействие с объектами: он может притянуть случайно задевший его предмет и ощупать его. Однако такие действия пока случайные и не требуют целенаправленного усилия.
С 4 до 7 месяцев у ребенка наблюдается следующий этап развития действий с предметами — этап простого «результативного» действия. Характерно активное открытие скрытых свойств объектов.
В возрасте от 7 до 10 месяцев наступает этап «соотносящих» действий. В этот период малыш уже способен соотнести предмет с определенным местом в пространстве. С 8–9 месяцев он крепко сжимает игрушку, если ее пытаются у него забрать, а также берет мелкие предметы двумя пальцами, а крупные - всей ладонью.
С 10 месяцев до 1 года и 3 месяцев появляются функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что отражают социальную значимость предметов и определяют их назначение. В этот период улучшаются действия рук: кулачок разжимается, пальцы начинают функционировать более независимо и автономно.
С 1 года 2 месяцев до 1 года 3 месяцев активно развиваются движения большого пальца и указательного пальца. Продолжает наблюдаться интенсивное развитие тонких движений всех пальцев, и это развитие продолжается на протяжении всего раннего детства. Только к трем годам движения пальцев малыша становятся близкими к движениям рук взрослого человека. Участие в играх с песком и глиной становится важным, а также он учится открывать крышки и пользоваться ножницами.
2–3 года. Ребенок начинает исследовать окружающий мир: открывает ящики и раскидывает их содержимое. Рисование пальцем и нанизывание бус - составные части его творческой деятельности. Он может вращать диск телефона, чертить простые линии и фигуры. Также он пробует собирать и разбирать пирамиды, не учитывая размер колец, и успешно использует ножницы.
3–4 года. В этом возрасте ребенок начинает манипулировать мелкими предметами (крошками, бисером, песчинками), используя для этого кончики большого и указательного пальцев. Он научился держать карандаш и может повторять простые рисунки геометрических фигур с образца. Обводит контуры, копирует крест, воспроизводит различные формы, включая шестигранник. Умеет собирать и строить конструкции из девяти кубиков, а также разбирать и складывать матрешку из трех частей. Подходит к объектам с целью, опуская фигуры в соответствующие прорези, и конструирует по образцу с помощью кубиков. Кроме того, способность собирать разрезные картинки из 2-3 частей достигается благодаря пробам. Также ему доступны такие действия, как чередующееся сгибание пальцев, легкие удары кулаком по ладони и постукивание собранными в щепоть пальцами.
4–5 лет. Его зрительное восприятие улучшилось: он может складывать разрезные картинки и рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Он начинает копировать заглавные печатные буквы, изображает простые дома и людей, а также может сложить бумагу несколько раз. Научившись нанизывать бусины и определять предметы на ощупь, он также активно лепит из пластилина. В этом возрасте у него развиваются навыки шнуровки и координации движений пальцев.
5–6 лет. Ребенок уже способен аккуратно вырезать картинки, писать буквы и цифры. Он может копировать более сложные изображения и добавлять недостающие элементы к картинкам. У него есть навыки работы с молотком, и он воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру и заштриховывает фигуры. Также он упражняется в рисовании геометрических фигур в клетчатых тетрадях и продолжает развивать координацию движений.
6–7 лет. К этому времени ребенок полностью овладевает мелкой моторикой и может выполнять сложные действия, такие как завязывание шнурков, игра на музыкальных инструментах, заплетение кос и штопка. Он свободно различает большой палец, мизинец и указательный палец, что свидетельствует о высоком уровне развития его моторных навыков.