Дизартрия представляет собой расстройство речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у детей дошкольного возраста обычно происходит из-за слабого снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. В результате ухудшается связь между органами речи и центральной нервной системой, что приводит к затруднениям в правильном произношении звуков.
Согласно МКБ-10, дизартрия у детей — это нарушение речи, для которого характерно затрудненное воспроизведение звуков, слогов и слов вследствие иннервации речевого аппарата. Частой причиной дизартрии у детей является недостаток поступающего от матери кислорода во время беременности, то есть гипоксия. Причины для возникновения этого состояния бывают разные: неблагоприятная экологическая обстановка в регионе, соматические заболевания, переданные как матерью во время беременности, так и имеющиеся еще до ее наступления, наличие вредных привычек и наследственная предрасположенность. Травмы при родах, ДЦП, серьезные инфекции нервной системы, такие как менингит, энцефалит оказывают негативное воздействие на дальнейшее развитие ребенка.
У детей постарше дизартрия бывает вызвана черепно-мозговыми травмами, нарушениями кровообращения, опухолями головного мозга, перенесенным инсультом или наследственными болезнями нервно-мышечной системы. Следовательно, дизартрия может быть как врожденной, так и приобретенной. Часто у таких детей уже при рождении ставится неврологический диагноз, такой как микро очаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и т.д.
Прогноз и возможность нормальной социализации зависят от выявленного уровня дизартрии у детей. Дети со стертой дизартрией имеют легкое расстройство речи, которое может остаться незамеченным родителями, поскольку речь ребенка остается ясной. На средней стадии речь становится невнятной, что создает серьезные трудности в общении и может затруднить интеллектуальное развитие, голос становится тихим, артикуляция слабая. Однако с правильной реабилитацией сохраняется способность к выражению простых мыслей и удовлетворению базовых потребностей. На последней стадии, или анартрии, речь полностью отсутствует, что прямо влияет на интеллектуальное развитие.
Регулярные обследования с раннего возраста помогают выявить задержки в развитии и принять необходимые меры. Некоторые дефекты речи в дошкольном возрасте могут считаться нормальными, они исчезают без специализированной помощи. Однако для коррекции дизартрии у детей младшего и старшего дошкольного возраста и обеспечения их наилучшей социализацией требуется систематическое и своевременное вмешательство специалистов.
Формы дизартрии у детей
При диагностировании дизартрии важно учитывать ее неврологическую классификацию, которая опирается на два основных принципа: определение местонахождения поврежденного участка нервной системы и выявление симптомов в ходе первичного обследования. Для подтверждения диагноза проводится комплексное исследование функций головного мозга и периферических нервов. Дизартрия бывает: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая.
Бульбарная дизартрия
Бульбарная форма дизартрии связана с нарушением передачи нервных импульсов в ядрах черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Эта форма дизартрии проявляется в виде следующих дефектов речевой деятельности:
1
нарушение артикуляции;
2
изменение тембра голоса;
3
нарушение сосательного и глотательного рефлексов;
4
невозможность дифференциации согласных звуков, так как они все воспроизводятся одинаково.
Данный диагноз часто ставится в первые 2 года жизни, поскольку симптомы становятся проявленными достаточно рано. Из-за нарушений в работе мышц лицевой области могут возникать трудности с принятием как твердой, так и жидкой пищи. Однако степень выраженности симптомов варьирует, и болезнь не всегда сказывается на способности к самообслуживанию и социализации.
Псевдобульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия у детей возникает при нарушении функционирования проводящих корково-ядерных путей. Это состояние проявляется повышением тонуса мышц речевого аппарата и сопровождается рядом характерных симптомов:
1
невозможность зафиксировать язык в определенном положении, трудности с его контролем во время речи;
2
нечеткая, носовая речь;
3
проблемы с произношением шипящих и свистящих согласных звуков.
Псевдобульбарная форма также сопровождается дополнительными симптомами. Например, возникает затруднение глотания, увеличивая риск попадания пищи в дыхательные пути. Также наблюдаются непроизвольные движения мимических мышц. Причина этих состояний кроется в повышенном тонусе лицевых мышц.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Подкорковая дизартрия, также известная как экстрапирамидная, происходит из-за нарушения передачи нервных сигналов в области подкорковых ядер центральной нервной системы. Основным симптомом этого типа дизартрии являются гиперкинезы, проявляющиеся в непроизвольных движениях мимических мышц или их групп. Этот синдром может возникать как в состоянии покоя, так и усиливаться при попытке произнесения слов. Тембр голоса у детей с подкорковой дизартрией часто подвержен изменениям, иногда становясь неожиданно громким или тихим. Скорость речи может быть как быстрой, так и медленной, также может изменяться, в некоторых случаях появляется заикание.
Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая дизартрия связана с нарушением передачи нервных импульсов по проводящим путям мозжечка. Основными симптомами являются:
1
дрожание языка;
2
сложности с контролем речевой деятельности и воспроизведением отдельных слов или звуков для которых требуется точное управление мышцами языка и губ;
3
нарушение четкости речи, при котором ребенок стремится к точному повторению слов, однако могут возникать изменения в тембре и громкости речи, возможны выкрики;
4
трудности с воспроизведением звуков.
Поражение мозжечка оказывает комплексное воздействие, затрагивая не только речевые способности, но и координацию движений. У детей часто наблюдаются нарушения равновесия, неустойчивость в походке и дефицит двигательных навыков. Даже в случае легкой формы болезни ребенок может испытывать затруднения с поддержанием равновесия, особенно во время активной деятельности.
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия является результатом поражения определенных участков коры головного мозга. Это состояние возникает как в раннем детстве, так и в зрелом возрасте. Основным механизмом развития является артикуляционная апраксия, характеризующаяся невозможностью выполнения сложных последовательных действий, связанных между собой. Речь пациентов с этой формой дизартрии невнятная, однако изменения в дыхании и тембре голоса обычно отсутствуют.
Симптомы и классификация
Речевая дизартрия у детей встречается в разной степени выраженности, в зависимости от того, насколько сильно нарушена иннервация и где расположено повреждение: в центральной или периферической нервной системе. Все формы этого расстройства могут сопровождаться увеличением или уменьшением мышечного тонуса речевого аппарата. Ярко выраженные случаи характеризуются следующим:
1
Гипертонус мышц, проявляющийся постоянным напряжением языка, лица и шеи, а также плотным смыканием губ, что затрудняет подвижность речевого аппарата.
2
Гипотонус мышц, при котором рот постоянно приоткрыт, язык расслаблен и не способен выполнять необходимые движения для произношения звуков и непроизвольное слюноотделение.
3
Дистония, при которой в состоянии покоя мышцы остаются расслабленными, но при попытках произнести звуки они спастически сокращаются, резко повышая тонус.
Самостоятельно родителям обнаружить такие патологические изменения довольно сложно, особенно если болезнь проявляется в «скрытой» форме. Тем не менее, раннее обнаружение играет ключевую роль в успешном преодолении дизартрии у детей, поэтому специалисты рекомендуют проведение профилактических обследований дошкольников, поскольку если дефекты речи не будут выявлены своевременно, состояние будет постепенно ухудшаться.
При дизартрии наблюдаются различные дефекты речи, в зависимости от формы и степени нарушения иннервации определенных групп мышц, которые могут выявить только логопеды:
1
нарушения произношения отдельных звуков, не четкая и размытая речь;
2
замена или пропуск отдельных звуков, замедленный темп речи;
3
смягчение согласных звуков;
4
невозможность правильного произношения шипящих и свистящих звуков;
5
неправильное произношение глухих и звонких звуков;
6
затрудненное дыхание во время речи, характеризующееся быстрым, прерывистым и поверхностным дыханием;
7
недостаточная сила голоса, тихий голос.
Дизартрия в детском возрасте имеет потенциал негативно отразиться на всестороннем развитии ребенка. Проблемы в общении могут привести к ограничению словарного запаса и нарушению когнитивных функций. Кроме того, часто возникает дисграфия, что представляет собой недостаточное развитие психических способностей, необходимых для письменной речи. Такие аспекты могут оказать серьезное воздействие на умственные способности ребенка, подчеркивая важность своевременного выявления и лечения данного расстройства.
Диагностика дизартрии у детей
Диагностика дизартрии состоит из нескольких этапов, на которых специалистом оценивается правильность дыхания, равномерность речи, воспроизведение отдельных звуков и осознание словосочетаний. Кроме того, ребенку предлагается пройти специальные тесты, направленные на определение уровня развития письменной речи, такие как переписывание фрагментов текста, диктовка и осознание написанных выражений.
Дополнительные этапы диагностики направлены на определение пораженной области нервной системы. Это достигается с помощью специфических методик, таких как:
1
электрофизиологические исследования, включая электроэнцефалографию и оценку активности лицевых мышц;
2
исследование головного мозга с использованием транскраниального магнитного резонанса (ТМР)
Из сопровождающей медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимую информацию о сопутствующих диагнозах пациента, его психоневрологическом состоянии, а также результатах дополнительных исследований, таких как церебральная МРТ, ЭНМГ и ЭЭГ. Во время беседы с родителями уточняются данные о прежнем психомоторном и речевом развитии ребенка, ходе заболевания и его текущих жалобах. Логопедическая диагностика дизартрии включает в себя следующие этапы:
1
Оценка строения и функции артикуляционного аппарата, с учетом выраженности и симметрии носогубных складок, состояния тонуса лицевой мускулатуры, наличия слюнотечения и синкинезий. Проводятся статические и динамические функциональные пробы на выявление дизартрии.
2
Исследование дыхания и голоса с определением типа, ритма и объема дыхания, а также характеристик голоса. У детей с дизартрией часто наблюдается поверхностное и неровное дыхание, а также слабый и назальный голос.
3
Обследование лексико-грамматической подсистемы для оценки сенсорной и моторной речи, объема лексического запаса, а также навыков согласования, формирования фраз и связных высказываний.
4
Исследование фонематических процессов, включая тестирование на акустическое различение фонем, фонематический синтез, анализ и представления. Проводится также проверка слухового различия всех оппозиционных фонем.
5
Обследование фонетической подсистемы языка, начиная с проверки гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, а затем изучается произношение всех остальных фонем, а также состояние звуко-слоговой структуры слов и просодики.
При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующие неврологические состояния: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы и оральная апраксия. В заключении логопеда обычно отмечается речевой статус (органическое или функциональное нарушение) и клиническая форма дизартрического синдрома, что помогает в подборе лечения.
Лечение дизартрии у детей
В процессе лечения дизартрии, логопедическая работа должна проводиться параллельно с медицинской терапией и физической реабилитацией. Помимо логопеда, дети с дизартрией находятся под наблюдением детского невропатолога и врача ЛФК. В течение года им необходимо пройти несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов и сосудистых препаратов.
Неотъемлемой частью лечения являются немедикаментозные мероприятия, такие как ЛФК, массаж, физиотерапия, гидрокинезиотерапия и рефлексотерапия. В последние годы также активно используются новые технологии реабилитации: Бобат-терапия, Войта-терапия и метод Кастильо Моралес.
В работе с детьми, страдающими дизартрией, логопедическая коррекция имеет следующие основные задачи:
1
Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры при помощи логопедического массажа, пассивно-активной речевой гимнастики и логопедического тейпирования.
2
Развитие общей и тонкой моторики через логопедическую ритмику, пальчиковую гимнастику, биоэнергопластику и су-джок терапию.
3
Улучшение функции дыхания и силы голоса с помощью дыхательных и фонопедических упражнений.
4
Формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций и звукопостановка.
Занятия с ребенком с дизартрией особенно сложна из-за необходимости долгого формирования и закрепления артикуляционных навыков. Процесс автоматизации звуков может занимать продолжительное время, и логопедические занятия часто проводятся годами, иногда до вплоть до старшего школьного возраста.
Чтобы отслеживать результаты работы, необходимо проводить промежуточные обследования детей. Это поможет вовремя скорректировать план лечения, если это необходимо.
Профилактика дизартрии у детей
Последующая адаптация детей, страдающих от дизартрии, непосредственно связана с причинами ее возникновения и степенью выраженности речевых и неврологических симптомов, а также от эффективности лечебно-коррекционных мероприятий. У детей с легкой формой дизартрии обычно наблюдается хорошая компенсация речевых нарушений, что редко препятствует коммуникации и дальнейшей самореализации в обществе. Однако для детей с серьезными двигательными и когнитивными нарушениями требуется постоянная поддержка и уход.
Профилактика дизартрии направлена на предотвращение факторов, способных вызвать речевые нарушения, таких как травмы головы, нейроинфекции, церебральная гипоксия и токсическое воздействие на мозг в различные периоды развития. Обращение к логопеду в раннем возрасте помогает избежать психологических травм, связанных с трудностями в общении и обучении, и способствует наилучшей адаптации ребенка.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.