Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.
  • /
  • /

Определяем темперамент ребенка и учитываем его при воспитании

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, как определить темперамент ребенка. Также вы узнаете, как темперамент связан с характером, и каким образом учесть особенности ребенка при воспитании.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 60 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, психолог и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Темперамент детей: его значение и диагностика

Определение темперамента детей играет важную роль в их развитии и воспитании.

Темперамент — это совокупность врожденных психологических и физиологических свойств личности, которые определяют поведение, реакцию на окружающий мир и эмоциональные проявления.

Вот зачем определяется темперамент:
  • 1
    Понимание поведения.
    Определение темперамента помогает родителям и педагогам лучше понять, почему дети ведут себя определенным образом. Например, некоторые дети более эмоциональны и активны, в то время как другие могут быть спокойными и наблюдательными.
  • 2
    Индивидуальный подход.
    Зная темперамент ребенка, можно разработать индивидуальные методы воспитания и обучения. Это позволяет создать комфортную среду для развития, где учитываются потребности и особенности конкретного ребенка.
  • 3
    Социальная адаптация.
    Осознание темперамента помогает ребенку лучше адаптироваться в обществе. Понимание своих сильных и слабых сторон способствует успешной социализации в коллективе.
  • 4
    Профориентация.
    Темперамент может влиять на выбор будущей профессии. Например, экстраверты могут лучше подходить для работы в команде, тогда как интроверты часто проявляют успехи в аналитической или творческой деятельности.
Существует несколько методов определения темперамента детей, среди которых:
  • 1
    Наблюдение за поведением: внимание к реакциям и действиям ребенка в различных ситуациях.
  • 2
    Анкеты и опросники для родителей и педагогов: ответы на вопросы о поведении и эмоциональном состоянии могут помочь выявить темперамент.
  • 3
    Психологические тесты: использование специализированных тестов, которые позволяют детально анализировать личностные черты.

Что необходимо знать о темпераменте

Психологи уже давно отказываются от строгой классификации типов темперамента, утверждая, что индивидуальные особенности человека редко укладываются в заранее заданные рамки. В связи с этим о темпераменте часто говорят в контексте типов характера. Рассмотрим, как типы темперамента понимаются в психологии. Тест на определение темперамента можно найти на различных психологических ресурсах.

Итак, что важно учитывать в отношении темперамента.

Сангвинический тип

Люди с этим темпераментом обладают жизнерадостным и общительным характером. У них стабильно хорошее настроение, они приятны в общении и легко находят друзей. Их энергия и активность помогают им без труда начинать новые проекты и увлечения.

Холерический тип

Холерики отличаются высокой возбудимостью. Их беспокойство ни на миг не покидает, и они не знают, что такое душевное спокойствие. Эти люди испытывают сильные эмоции, которые ярко проявляются, что делает их чувства — как любви, так и неприязни — заметными для окружающих.

Флегматический тип

Флегматики способны сохранять внутреннее равновесие даже в сложных ситуациях. Их настроение стабильно, а эмоции выражаются очень слабо. Они уверенно и спокойно выполняют свои обязанности, им чужды неопределенные тревоги и необъяснимые переживания. Чувства таких людей размеренные и устойчивые.

Меланхолический тип

Меланхолики склонны к глубоким переживаниям. Даже обычные события способны вызывать у них бурю эмоций и негативные выводы. Однако они умеют понимать чувства других и проявляют сочувствие.

Сангвиническим и холерическим темпераментам присуща экстраверсия (ориентированность на внешний мир и открытость к нему). В то время как флегматический и меланхолический типы проявляют интроверсию (интерес к своему внутреннему миру и склонность к закрытости).

Как темперамент влияет на воспитание

При воспитании ребенка родителям, даже если они не являются психологами, приходится решать множество психологических задач для формирования полноценной личности. Взрослым необходимо научить малыша:
  • 1
    строить дружеские отношения;
  • 2
    отстаивать свою позицию;
  • 3
    выражать эмоции, не причиняя неудобств окружающим;
  • 4
    эффективно получать информацию и работать с ней;
  • 5
    признавать авторитет, не позволяя подавлять себя;
  • 6
    добиваться успеха.
Изучая различные типы темперамента, становится очевидным, что подход к детям не может быть универсальным. Взрослым следует осознавать, как ребенок воспринимает жизненные ситуации и какие психологические особенности это сопровождает. Чтобы воспитание давало положительные результаты, важно найти «волшебный ключик» к внутреннему миру ребенка. Знание типа темперамента позволяет понимать сильные и слабые стороны своего чада.

Например, психологи указывают на следующие моменты:
  • 1
    Холерика бесполезно просто наказывать за истерику в магазине; лучше отвлечь его сильным стимулом, так как он быстро переключается.
  • 2
    Меланхолика не стоит ругать за беспричинно испорченное настроение, поскольку он очень чувствителен.
  • 3
    Медлительность флегматика — это проявление его основательности и спокойствия, поэтому лучше всего сохранять самообладание.
  • 4
    Сангвиник полон энергии и организаторских способностей, что следует использовать для активного вовлечения в семейные и школьные дела.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Разгадав тайну характера, можно понять многое:
  • 1
    как строить общение с детьми разного темперамента;
  • 2
    насколько важны слова поддержки и одобрения для конкретного характера;
  • 3
    допустимы ли наказания и какими они могут быть.
Понимание темперамента детей — это ключ к эффективному и гармоничному воспитанию, которое способствует их развитию и счастью.

Связь темперамента с характером

Хотя типов темперамента всего четыре, на их основе формируется широкая классификация типов характера. Характер соединяет врожденные черты (темперамент) и стереотип поведения, который личность принимает как норму. Именно он влияет на поведение человека в различных ситуациях. Понимание типов темперамента детей в семье может дать представление о том, какой характер у каждого из них может развиться.

Важно помнить, что темперамент ребенка является основой с рождения, а воспитание и окружение определяют, каким станет внутренний мир и поведение взрослеющего человека.

На основе науки о темпераментах психологи выделили основные типы характера, знание которых может помочь в семейном воспитании:

Гипертимный

Основан на сангвиническом темпераменте с холерическими нотками. Дети-гипертимы открыты новому, подвижны, инициативны и легко начинают игры. Учеба дается им легко, но они неусидчивы и требуют частой смены деятельности. Вспыльчивы, но быстро «остывают». Общительны и являются «заводилой», легко заводят новых друзей.

Замкнутый

Отмечаются меланхолические черты. Эти дети избирательны в общении, молчаливы и застенчивы. Они избегают привлечения внимания, ранимы и склонны драматизировать мелкие конфликты. В учебе могут возникать проблемы, так как замкнутые дети редко вызываются на ответ и часто стесняются. Не умеют выстраивать отношения и начинать игры.

Напряженный

У таких детей прослеживаются черты флегматика и холерика. Они сосредоточены, упрямы и энергичны. Взявшись за дело, стремятся его завершить. Однако могут быть вспыльчивыми: гнев накапливается и долго не проявляется, а потом вызывает сильную вспышку. Могут проявлять эгоизм и неспособность сочувствовать.

Тревожный

Этот характер наблюдается у меланхоликов. Дети чувствительны, ранимы, быстро утомляются и имеют слабую нервную систему. Они внимательны к окружающим и сопереживают им, не избегают общения, но часто испытывают трудности в построении отношений и сильно привязаны к родителям. Часто болеют.

Демонстративный

Характерен для сангвиников с холерическими чертами. Эти дети не боятся привлекать внимание и стремятся стать центром общества. С ранних лет могут манипулировать взрослыми. У них хорошая фантазия, что иногда приводит к искажению действительности. Сложности в учебе возникают из-за чрезмерной подвижности и неспособности сосредоточиться.

Эмоционально-лабильный

Этот характер свойственен в большей степени меланхоликам. Дети склонны к самопожертвованию, даря любовь и тепло другим. Иногда ими пользуются, манипулируя. Их душевное состояние в значительной степени зависит от поддержки взрослых, а успехи в школе — от настроения.

Неустойчивый

Этот тип характера может «вырасти» из сангвинического темперамента при несерьезном отношении взрослых. Такие дети стремятся к легким удовольствиям, не желая ни учиться, ни работать. Это веселые и компанейские ребята с множеством приятелей, однако нуждаются в постоянном контроле.

Этот тип характера требует повышенного внимания родителей. Отсутствие строгого контроля может привести к негативным последствиям.

Конформный

Характер, свойственный флегматикам. Дети склонны придерживаться установленного порядка, противятся новому. Они послушны и редко выражают собственное мнение, что делает их уязвимыми для влияния различных точек зрения, особенно через СМИ. Также конформные дети легко попадают под влияние дурной компании.

Особенности воспитания детей с различными темпераментами

Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны, что крайне важно для родителей. Понимание этих особенностей помогает выявить, где требуется поддержка, а где направляющее воздействие. Психологи дают советы по воспитанию детей в зависимости от их темперамента и уточняют нюансы.

Ребенок сангвиник

  • 1
    Положительные стороны: общительность, открытость, энергичность, разнообразные способности.
  • 2
    Отрицательные стороны: непостоянство, поверхностность, стремление быть в центре внимания. Неспособность долго концентрироваться может стать причиной низкой успеваемости. Проблемы с дисциплиной часто приводят к шалостям на уроках.
Рекомендации для родителей:
  • 1
    Поддерживайте творческие и познавательные инициативы, не подавляя их.
  • 2
    Помогайте организовать время, поддерживая четкий режим дня.
  • 3
    Старайтесь сделать увлечения более стабильными, поддерживая интерес.
  • 4
    Контролируйте, но делайте это с доброжелательностью.
  • 5
    Хвалите только тогда, когда это действительно заслуженно.

Ребенок холерик

  • 1
    Положительные стороны: энергичность, целеустремленность, сильное выражение эмоций.
  • 2
    Отрицательные стороны: истеричность, перепады настроения, нетерпимость к критике.
Холерики могут успешно учиться, но часто испытывают проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями. Эмоции иногда сложно контролировать, что может проявляться в агрессивности.

Рекомендации для родителей:
  • 1
    Будьте уверенными в себе.
  • 2
    Старайтесь не повышать голос.
  • 3
    Если ребенок перевозбужден, выслушивайте его и успокаивайте.
  • 4
    Избегайте жесткой критики, подчеркивая достоинства и, если необходимо, упоминая недостатки.

Ребенок флегматик

  • 1
    Положительные стороны: устойчивость, целеустремленность, спокойствие.
  • 2
    Отрицательные стороны: отсутствие гибкости, упрямство, низкая эмоциональность.
Флегматики могут демонстрировать хорошие результаты в учебе, если проявляют усердие. Воспитание таких детей требует учета следующих рекомендаций.

Рекомендации для родителей:
  • 1
    Приучайте к заботе о близких, давая соответствующие поручения.
  • 2
    Проявляйте свои чувства, чаще говорите о любви.
  • 3
    Учите анализировать ситуации и формировать собственное мнение.

Ребенок меланхолик

  • 1
    Положительные стороны: способность к сопереживанию, эмоциональность, теплота в проявлении чувств.
  • 2
    Отрицательные стороны: повышенная нервозность, склонность к драматизации, неуверенность.
Меланхолики могут показывать хорошие оценки, но результаты нестабильны и во многом зависят от чувства уверенности. Отношения с одноклассниками играют важную роль.

Рекомендации для родителей:
  • 1
    Чаще хвалите, что способствует повышению самооценки.
  • 2
    Пресекайте манипуляции со стороны сверстников.
  • 3
    Наказывайте только в крайних случаях.
  • 4
    Избегайте повышенных требований и демонстрации разочарования.
Ни один тип темперамента не является «хорошим» или «плохим». Каждый ребенок может принести радость своим родителям. Главное — принять его особенности и поддержать в сложных ситуациях.

Тесты на определение типа детского темперамента

Темперамент детей дошкольного возраста можно определить в домашних условиях. Психологи разработали множество диагностик, которые используют педагоги и родители для наблюдений за детьми. Специальные тесты помогут родителям получить более качественные и быстрые результаты. Тестирование может быть адресовано взрослым или предполагает ответы детей.

Вариант 1 (для родителей)

Выберите верный вариант ответа, вспомнив приведенные ситуации или попытайтесь их представить.
  • 1
    Нарушен строгий запрет. Какова реакция на проявление родителями недовольства?
    А. Соглашается, что поступил плохо. Вскоре забывает об этом.
    Б. Волнуясь, объясняет причины поступка. Старается оправдаться.
    В. Молча выслушивает. Нехотя признает неправоту.
    Г. Плачет, долго переживает случившееся.
  • 2
    Идет игра, требующая быстрых решений. Характерное поведение:
    А. Действует ровно, уверенно, с хорошим настроением.
    Б. Активен, стремится победить.
    В. Обдумывает действия и спокойно выполняет.
    Г. Волнуется, сомневается. Может отказаться играть.
  • 3
    У детей завязался спор. Каковы действия малыша?
    А. Выслушивает других, но настаивает на своем.
    Б. Волнуется, кричит, перебивая остальных.
    В. Слушает других.
    Г. Не решается высказать мнение.
  • 4
    Насколько быстро появляется усталость?
    А. Способен бегать целый день, как заводной. Утомляется к вечеру.
    Б. Бывает очень активным, потом резко жалуется, что устал.
    В. Отличается средней энергичностью, не слишком подвижен.
    Г. Легко утомляется.
  • 5
    Какие эмоции проявляются, если предстоит войти в новый коллектив (класс, группу, команду)?
    А. Настроен положительно, ждет интересного общения.
    Б. Волнуется, возбужден.
    В. Не проявляет беспокойства.
    Г. Нервничает, хочет остаться дома.
  • 6
    Особенности речи:
    А. Говорит живо, эмоционально, иногда слишком много.
    Б. Часто повышает голос, плохо сдерживается.
    В. Тщательно подбирает слова.
    Г. Разговаривает тихо, позволяет себя перебивать.
  • 7
    Роль в детской компании:
    А. Лидер, весельчак.
    Б. Стремится к лидерству. Раздражается при неудаче.
    В. Средние роли.
    Г. Подчиняется большинству.
  • 8
    Как воспринимается одиночество?
    А. Быстро начинает скучать.
    Б. Легко находит интересное занятие.
    В. Спокойно играет.
    Г. Чувствует себя комфортно. Умеет интересно провести время.
  • 9
    Какие игры предпочитает?
    А. Подвижные, спортивные.
    Б. Логические.
    В. Несложные.
    Г. Настольные игры без соревновательного момента.
Теперь подсчитайте количество ответов каждой категории. Каких больше всего? Результат интерпретируется так:
  • 1
    А – сангвиник.
    Подвижен, весел, открыт для общения. Всегда бодрое настроение. Неудачи переживает легко. Не терпит однообразной работы. Именно сангвиники запускают бумажные самолетики на уроках.
  • 2
    Б – холерик.
    Яркая, энергичная личность. Общителен, стремится быть лидером, не терпит критики. Легко раздражается, повышает голос.
  • 3
    В – флегматик.
    Спокоен, медлителен. Может казаться неэмоциональным, слабо выражает чувства. Спокойная ровная речь. Несколько замкнут.
  • 4
    Г – меланхолик.
    Тревожен, волнуется из-за пустяков. Легко плачет. Стеснителен, испытывает сложности в общении.

Вариант 2 (для детей)

Тест состоит из двух блоков. Результаты подсчитываются отдельно. Взрослый создает спокойную доверительную обстановку и помогает понять ситуации, если у дошкольника возникают вопросы.

Блок А (общительность):
  • 1
    Пойти вечером в гости интереснее, чем быть дома?
  • 2
    Играть с ребятами лучше, чем собирать конструктор?
  • 3
    Игры на улице веселее, чем домашние?
  • 4
    Тебе нравится в садике?
  • 5
    Ты умеешь знакомиться с детьми?
  • 6
    Бегать на улице интереснее, чем рисовать?
Каждый положительный ответ этого блока дает 1 балл. Сумма интерпретируется так:
  • 1
    1 балл – выраженная замкнутость, склонность к уединению. Возможно, стеснительность, неуверенность. Слабое проявление эмоций.
  • 2
    2-3 балла – небольшая потребность общаться. Контакты в необходимой степени.
  • 3
    4-5 баллов – общительность, открытость. Готовность узнавать новое.
  • 4
    6 баллов – выраженная открытость для общения, уверенность. Подвижность, энергичность. Ярко проявляемые чувства.
Высокая степень общительности характерна для холерического и сангвинического типов. Низкая наблюдается у меланхоликов и флегматиков.

Блок Б (эмоциональная устойчивость):
  • 1
    Если тебя ударят, можешь ударить в ответ?
  • 2
    Страшно ли оставаться дома одному?
  • 3
    Удобно рисовать, если за тобой наблюдают?
  • 4
    Ты часто просыпаешься ночью?
  • 5
    Тебя сильно обижают насмешки?
  • 6
    Ты часто болеешь?
Положительный ответ также дает 1 балл. Интерпретация:
  • 1
    1 балл – эмоциональная устойчивость. Слабая зависимость от чужого мнения. Уверенность, спокойствие.
  • 2
    2-3 балла – средняя степень устойчивости. Обдуманное подчинение нормам поведения.
  • 3
    4-5 баллов – неустойчивость. Бурное проявление эмоций. Зависимость настроения от окружения.
  • 4
    6 баллов – сильная неустойчивость. Высокая степень тревожности, способность волноваться по пустякам.
Высокой степенью эмоциональной устойчивости характеризуются сангвиники и флегматики. Низкая выражена у холериков и меланхоликов.

Проводя тестирование, нужно помнить о его главной цели – узнать особенности личности. Ежедневное общение с детьми не всегда означает понимание их характера. Возможно, результаты тестов помогут сделать необходимые выводы.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?