Игры для правильного произношения звуков

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома», мы учим говорить грамотно, а также оказываем комплексную помощь в коррекции речи детей в возрасте от 2 лет.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
Игра для детей - это всегда веселое и увлекательное занятие, которое может занять их на долгое время, но знали ли вы, что можно играть со словами? Такие игры называются речевыми, и они очень важны для общего развития ребенка. Наша команда Логопедия Дома, подготовила материал об интересных упражнениях, направленных на речевое развитие. Мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Игры, направленные на правильное произношение звуков - это важный инструмент в развитии речи ребенка. Они помогают ребенку научиться правильно произносить звуки, улучшают его дикцию и учат его слушать и понимать речь других людей.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать
Я. Коменский, чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель.
На наш взгляд, игры имеют определенные преимущества:
  • 1
    Стимулируют познавательную активность ребенка;
  • 2
    Активизируют его мышление;
  • 3
    Обогащают словарный запас;
  • 4
    Закрепляют правильное произношение звуков;
  • 5
    Развивают внимание и память;
  • 6
    Улучшают коммуникативные навыки.

Игры можно использовать дома, самостоятельно

Игры можно использовать дома, по пути в детский сад или на прогулке. Лучше всего начинать в возрасте 2-3 лет, когда у ребенка появляются первые слова и фразы, и вместе с ними возникает интерес к произношению слов. Мы хотели бы представить для вас наиболее популярные дидактические игры, которые используются педагогами на занятиях по развитию речи.
  • 1
    Игра "Во дворе"
    Чтение стихотворения и показ игрушек, соответственно. После прочтения, задаются наводящие вопросы.
    Ку-ка-ре-ку! (А. Барто).
  • 2
    Игра "Песня — песенка"
    Во время рассказа взрослый показывает игрушки-персонажи, четко произносит все звуки и просит ребенка сделать то же самое, отвечая на вопросы по рассказу. После прочтения, задаются наводящие вопросы.
    Запела девочка песенку,
    Пела, пела и допела.
    — Теперь ты, петушок, пой!
    — Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.
    — Ты спой, Мурка!
    — Мяу-мяу, — спела кошка.
    — Твоя очередь, уточка!
    — Кря-кря-кря, — затянула утка.
    — А ты, Мишка?
    — Ряв-ряв-ряв, — зарычал медведь.
    — Ты, лягушка, спой!
    — Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.
    — А ты,кукла, что споешь?
    — Ма-ма, ма-ма!
    Складная песенка!
  • 3
    Игра "Петушки и цыплята"
    Взрослый изображает петуха, а дети, в этот момент- курицу с цыплятами. Они клюют зернышки (стучит пальцами по полу). Появляется петух, и цыплята прячутся возле мамы-курочки (взрослый накрывает их простыней). Петух спрашивает: «где мои маленькие цыплята?» Курица отвечает: «Ко-ко-ко, цыплята убежали, ищи их, Петушок». Петух идет искать цыплят, находит их и бегает за ними. Цыплята разбегаются в разные стороны.
  • 4
    Игра "Гав-гав"
    Пение песни сопровождается показом картинок с изображениями животных и птиц. Ребенок повторяет звуки животных с помощью взрослого.
    «Гав! Гав!».
    (Т. Волгина).
  • 5
    Игра "На птичьем дворе"
    Прочтение стихотворение и наводящие вопросы.
    Наши уточки с утра.
    (Русская народная песня).
  • 6
    Игра "Часы тикают"
    Ребенок наблюдает за настольными часами, которые показывает взрослый, и прислушивается к их «голосу». Взрослый объясняет: «Часы тикают». Ребенок должен воспроизвести звук. Взрослый рассказывает дальше: «Часы могут быть разными - большие часы могут висеть на стене или стоять на столе, маленькие часы люди могут носить на своем запястье». Большие часы звучат громко, а маленькие - тихо.
    За тем взрослый объясняет: «Большие часы тикают медленнее». Произносит «тик-так» немного медленнее и предлагает малышу вместе воспроизвести этот звук.
    «А теперь послушай, как звучат маленькие часы», - говорит взрослый и воспроизводит «тик-так» чуть быстрее, затем предлагает малышу сделать то же самое.
  • 7
    Игра "Лошадка"
    Взрослый демонстрирует ребенку игрушку лошадки и описывает, как она издает звук “И-и-и”, который ребенок пытается повторить 2-3 раза.
    Затем взрослый предлагает сыграть в игру, в которой ребенок становится заводной лошадкой, и после того, как его “заводят” с помощью воображаемого ключа, он снова издает звук “И-и-и”. Если ребенок больше не хочет играть, взрослый может сказать, что “лошадка устала и хочет отдохнуть”.
  • 8
    Игра "У ляли болят зубы"
    Взрослый демонстрирует ребенку куклу, матрешек и повествует: «Погляди, к матрешкам направляется кукла Ляля. У нее ноет зуб, вот так: „О-о-о“. Как ноет Ляля? Повтори».
    Педагог говорит, что вылечит зуб Ляли, и та перестанет плакать. Взрослый «лечит» зуб куклы, затем укачивает ее, предлагая ребенку подпевать «О-о-о…». Кукла засыпает, и к ней подходят матрешки. Ребенок рассказывает им, как Ляля стонала от боли «О-о-о». Одна из матрешек просит повторить этот звук.
    Взрослый смотрит, чтобы ребенок произносил звук «О» с округленными губами.
  • 9
    Игра "Ослик"
    Взрослый вспоминает с ребенком, как голос лошадки звучит долго и протяжно (повторяет звук “И”), как куколка Лиля стонала, когда ее беспокоил зуб (тоже долгий звук “О”). Потом показывает игрушку ослика и обращает внимание на его длинные ушки. Спрашивает у ребенка, какие ушки у ослика.
    Предлагает ребенку прикоснуться к ослику, потрогать его ушки. Рассказывает дальше историю: когда ослик голоден, он издает звуки “И-и-и-О-о-о”. Просит ребенка повторить, как ослик кричит.
    Важно следить за громкостью и длительностью звуков и помогать ребенку произносить их на одном дыхании.
    “И-и-и-O-o-o, И-и-и-O-o-o!” - кричит ослик, потому что ему грустно одному, и он хочет поиграть с кем-нибудь, - продолжает взрослый. “Смотрите, вот зайчик прыгает и говорит: - Привет, ослик с длинными ушами! - Привет…”
  • 10
    Игра "Гости"
    Родитель показывает картинку животного и задает вопрос: «Как это называется? Выслушав ребенка, говорит: „Когда корова пасется и ест траву, она мычит „Мм-у-у“. Как она это делает?“
    Потом взрослый показывает козочку и повторяет те же вопросы. Выслушав ответы ребенка, продолжает: „Да, это козочка. Она тоже дает молоко. Но козочка не умеет мычать. Она кричит „Мм-е-е“. Как козочка кричит?“
    После этого взрослый показывает кошку и спрашивает: „Как ее зовут? Как она мяукает, когда хочет кушать?“ Ребенок отвечает.
    В конце взрослый произносит скороговорку и предлагает ребенку повторить ее: "М-у по дороге идет и м-у. М-е по дорожке идет и м-е. М-я на траве сидит и м-я".
  • 1
    Игра "Мышка"
    Кто это пищит? Это мышка! Она прибежала и спряталась под стулом.
    Мышка, ты боишься кота? Не бойся, его здесь нет.
    Давай попищим, как мышка. Пи-пи-пи!
    А теперь поиграем в прятки. Я спрячу мышонка в ладошке, а ты попробуй его найти.
    Где же мышонок? Пи-пи-пи! Я здесь!
    Мышонок, ты любишь сыр? У меня есть для тебя кусочек сыра.
    Спасибо, я очень люблю сыр. А что вы любите есть? Наверное, суп?
    Да, мы любим суп! Уп-уп-уп!
    Мышка, мышка, вылей воду.
  • 2
    Игра "Автомобиль"
    Если ребенок не знает, как сигналит машина, кукла может спросить его об этом. Если ребенок все еще не знает ответа, взрослый может подсказать ему: “Би-бип, би-бип”. Затем взрослый предлагает ребенку повторить этот звук сначала вместе с ним, а затем самостоятельно.
    После этого родитель показывает ребенку две машины - большую и маленькую. Он говорит, что большая машина сигналит громко: “Би-би-би!”, а маленькая - тихо: “Би-би-би”. Ребенок должен повторить эти звуки то громко, то тихо.
  • 3
    Игра "Барабан"
    Я покажу тебе барабан и научу тебя, как он звучит. Слушай внимательно: “Бам-бам-бам!”
    Теперь твоя очередь. Поиграй на барабане и спой его песенку.
    Как громко ты можешь сыграть на барабане? Давай попробуем!
    Хорошо. А теперь давай сыграем на барабане тихо.
    Ты молодец! Ты правильно произносишь звук “Б”.
  • 4
    Игра "Отгадай, кто к нам пришел"
    Взрослый говорит: Давай вспомним, как мычит корова. Ты помнишь, как она звучит?
    Хорошо, а как кричит коза?
    Отлично, теперь давай помяукаем, как котята.
    Замечательно, теперь давай попищим, как мышата.
    Хорошо, теперь вспомни, как гудит машина.
    Отлично, а теперь вспомни, как стучит барабан.
    Прекрасно, а теперь давай поиграем в угадайку. Я буду издавать разные звуки, а ты должен будешь угадать, какое животное или предмет их издает.
    — «Му-у-у, му-у-у», — кто это мычит?
    — «Мяу-мяу», — кто это к нам пришел?
    — Кто подошел к Кате и сказал «Ме-е-е, ме-е-е»?
    — А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-пи»?
    — «Ко-ко-ко», — кто это остановился рядом с Катей?
    — «Ква-ква-ква», — а это кто?
    — «Ку-ку, ку-ку», — а это чей голос?
    — «Тик-так, тик-так», — что это?
  • 5
    Игра "Стоит домик"
    Взрослый говорит: Я покажу тебе игрушки, а ты слушай внимательно. Вот это домик. В нем живет девочка по имени Оля.
    Мимо домика проходят гуси. Они говорят: “Га-га-га! Мы хотим плавать и нырять!”
    Оля просит гусей остаться с ней, но они уходят.
    Затем мимо проходят утки. Они крякают: “Кря-кря-кря! Мы тоже хотим плавать и нырять.”
    Оля и уток просит остаться, но они тоже уходят.
    Потом появляется индюк. Он говорит Оле: “Я хочу с тобой поиграть!” Но Оля его боится и отказывается играть.
    Тогда индюк сердится и говорит: “Бал-бал-бал! Оля такая глупая!” И уходит.
  • 6
    Игра "Как мы птичек кормили"
    Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова:
    На дворе зима. На деревьях, на земле, на крыше лежит белый... — снег!
    Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и ... — расчищаем дорожки и делаем горку.
    Из снега можно лепить. Мы лепим... — снеговика (зайца, мишку).
    Однажды на наш участок прилетели ... — птички, снегири, воробьи.
    Они хотели есть и мы насыпали им... — зернышек и крошек.
    Зернышки и крошки мы насыпали ... — в кормушку.
    Они теперь каждый день прилетают... — к кормушке.
    А мы каждый день выносим им... — корм.
    Птички благодарят нас за вкусное угощение и поют... — песенки.
    Родитель говорит: Из леса прилетела большая сова. Когда она кричит, то делает так: “Уу-ух, уу-ух”. Повтори, как кричит сова.
    Кто это кричит: “Ко-ко-ко, ко-ко-ко”? Это курочка! Покажи, как курочка квохчет.
    Вот и петушок идет. Ой, посмотри, лиса крадется к нему! Она хочет съесть петушка! Скажи петушку, чтобы он скорее убегал.
    Молодец! Теперь петушок в безопасности. Он взлетел на забор, и лиса не может его достать. Петушок смеется над лисой и кричит ей: “Ха-ха!” Повтори, что говорит петушок лисе.
    В конце нашего занятия давай вспомним, кто покрыт перьями, а кто мехом.
  • 7
    Игра "Утенок, гусенок и цыпленок"
    Сейчас я представлю тебе трех гостей. Это утенок Кряк. Он имеет широкий клюв и выглядит как маленькая красная лопата. Кряк очень толстый и ходит вразвалку. Он крякает вот так: “Кряк-кряк-кряк”. Расскажи мне о нем.
    А это гусенок Вилли. У него очень длинная шея.
    Вилли умеет говорить “Га-га-га!”. Расскажи мне про него.
    И последний гость - это цыпленок Цып. Он очень маленький, желтого цвета и пушистый. Цып умеет пищать “Пи-пи-пи”. Расскажи мне про Цыпа.
    Теперь ты можешь позвать гостей. Кряка можно позвать так: “Теги-теги!” Гусенка Вилли - “Ути- ути!” А цыпленка Цыпа - “Цыпа- цыпа!” Попробуй позвать их всех.
    В заключение взрослый читает рассказ К.Ушинского «Гуси»:
    «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»
    А гуси шеи длинные вытянули, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти!»
    Видит хозяюшка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла длинную хворостину и погнала их домой».
  • 8
    Игра «Зайка»
    Дети становятся в круг, взрослый — в центре. Он говорит и показывает движения:
    Зайка серенький сидит.
    (Русская народная песня).
  • 9
    Игра "Собака гавкает"
    Взрослый показывает малышу игрушечную собачку и говорит: "Посмотри, как собачка лает - “Аф-аф-аф!” Затем объясняет, что собачка широко открывает рот, когда лает. Ребенок повторяет за взрослым, сначала вместе с ним, а потом самостоятельно.
    Собачка подходит к кепке или шапке и пытается залезть в нее. Взрослый грозится пальцем и говорит: “Нельзя!” Если собачка продолжает пытаться залезть в головной убор, ребенок повторяет “Нельзя!” вместе со взрослым.
    Он объясняет, что большая собака лает громче, чем маленькая. Затем спрашивает ребенка, как лают большая и маленькая собака. Ребенок должен ответить правильно. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, умеренно громко и громко.
    В конце взрослый говорит: “Смотри, наши собачки увидели кого-то”.
  • 10
    Игра "Кап — кап — кап"
    Взрослый показывает ребенку изображение дождливого дня и говорит: “Пошел дождь. Сначала он закапал тихонько: “Кап-кап-кап” (ребенок повторяет за взрослым эти звуки тихим голосом), затем дождь усилился: “Кап-кап-кап!” (ребенок повторяет эти звуки уже более громким голосом), потом дождь опять стал капать тише и совсем прекратился”.
    В конце игры взрослый читает потешку:
    Дождик, дождик. (Русская народная песенка).
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

ТОП 6 игр, которые можно приобрести на маркетплейсах

Фонетические нарушения речи. 350 игр для правильного произношения звуков, Рязанцева Юлия Евгеньевна. Приобрести можно по ссылке:

Купить на Ozon
Купить на Wildberries

Развивающее детское домино. Приобрести можно по ссылке:

Купить на Ozon
Купить на Wildberries

Развивающий логопедический набор "Звуковая головоломка". Приобрести можно по ссылке:

Купить на Ozon
Купить на Wildberries

Логопедические карточки. Новиковская Ольга Андреевна. Приобрести можно по ссылке:

Купить на Ozon
Купить на Wildberries

Развивающий логопедический набор "Логоцветик". Приобрести можно по ссылке:

Купить на Ozon
Купить на Wildberries

Комплект Занимательных карточек. Приобрести можно по ссылке:

Купить на Ozon
Купить на Wildberries

Мы искренне надеемся, что наш материал послужит для вас источником вдохновения и поможет в обучении ребенка. Будьте терпимы, и у вас обязательно все получится!

Наша команда Логопедия Дома объединяет исключительно квалифицированных педагогов, которые любят детей и посвящают свою жизнь этому делу. Мы способствуем гармоничному развитию навыков вашего ребенка. Ждем вас на наших занятиях!

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?