Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.
  • /
  • /

Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем про виды коррекции, которые помогают детям с дизартрией, рассмотрим цели и задачи такой работы. Также мы поделимся упражнениями, которые помогут в коррекции.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 28 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Зачем нужна коррекция

Дизартрия представляет собой нарушение фонетической стороны речи, связанное с органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Целью коррекции произношения у детей с дизартрией является достижение четкого и дифференцированного произношения. Работа логопеда с детьми, страдающими дизартрией, основана на понимании структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, а также на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Система логопедического вмешательства при дизартрии предполагает комплексный подход: коррекция звукопроизношения сочетается с развитием навыков звукового анализа и синтеза, улучшением лексико-грамматической стороны речи и формированием связного высказывания.

Важные элементы работы включают дифференцированный логопедический массаж и гимнастику, логопедическую ритмику, а в некоторых случаях — общую лечебную физкультуру, физиотерапию и медикаментозное лечение.

Результативность логопедических занятий во многом зависит от их своевременного начала и регулярного проведения.

Цели и задачи логопедической коррекции

Цель логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией, заключается в коррекции звуковой стороны речи в ее самом широком понимании, а также в восстановлении других аспектов речи и формирования личности, которые пострадали в ходе развития из-за основного нарушения.

Ключевые задачи логопедического вмешательства включают:
  • 1
    устранение текущих нарушений речевой моторики;
  • 2
    подавление или замедление неправильных речевых образцов;
  • 3
    формирование новых, корректных речевых навыков;
  • 4
    закрепление этих навыков до достижения уровня автоматизма.
В процессе работы с детьми, имеющими псевдобульбарную дизартрию, особый акцент должен быть сделан на развитие речевой моторики. Эта деятельность состоит из нескольких этапов:
  • 1
    занятия по артикуляционной гимнастике;
  • 2
    массаж;
  • 3
    пассивная гимнастика с постепенным переходом к активным упражнениям;
  • 4
    активная гимнастика.

Упражнения при коррекции

Упражнения для развития артикуляционной моторики:
  • 1
    Упражнение «Лопатка» (или «Блинчик») — разведите язык в стороны, делая его широким и плоским.
  • 2
    Упражнение «Жало» (или «Иголочка») — свейте язык в узкую и напряженную форму.
  • 3
    Упражнение «Оближи губки» — последовательно оближите сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
  • 4
    Упражнение «Вкусное варенье» — облизывайте верхнюю губу кончиком языка, начиная сверху и двигаясь вниз.
  • 5
    Упражнение «Качели» — тяните язык к носу и подбородку, чередуя эти движения.
  • 6
    Упражнение «Лошадка» — производите щелчки языком, меняя темп и громкость звуков.
  • 7
    Упражнение «Жало – Лопатка» — чередуйте положения языка, переходя от «Жала» к «Лопатке».
  • 8
    Упражнение «Заборчик» — широко улыбнитесь, показывая зубы.
  • 9
    Упражнение «Трубочка» — сожмите губы и вытяните их в трубочку.
  • 10
    Упражнение «Заборчик – Трубочка» — меняйте позиции губ между «заборчиком» и «трубочкой».
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Логопедический массаж, как средство коррекции

Логопедический массаж — это активный способ механического воздействия, который влияет на состояние мышц, нервной системы, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Данная методика является одним из элементов логопедической терапии, целью которой является нормализация фонетических аспектов речи и улучшение эмоционального состояния людей с речевыми расстройствами.

Перед началом массажа желательно выполнить предварительные упражнения для расслабления напряженных мышц. Процедура проводится с использованием теплых рук, при этом массаж обычно начинается и завершается мягким поглаживанием. Дополнительно могут применяться легкие похлопывания и пощипывания, но стоит избегать чрезмерной нагрузки, так как это может усугубить гиперкинезы и спастичность.

Основное внимание уделяется массажу мускулатуры щек, губ, верхней части языка и мягкого нёба, в зависимости от области поражения.

Процедура способствует улучшению капиллярного кровообращения и венозного оттока, что ускоряет заживление травм и формирование рубцов. Массаж мягкого нёба может помочь также его удлинению.

Следует отметить, что массаж в полости рта противопоказан при таких состояниях, как стоматиты, ангина, острые респираторные инфекции и высокая температура. В подобных случаях рекомендуется заменить массаж полосканием горла настоями трав (шалфей, ромашка, календула) 2–3 раза в день.

Рекомендуется обучить ребенка и его близких этой практике. Процедура массажа должна проводиться только чистыми, сухими и теплыми руками с коротко остриженными ногтями, используя подушечки пальцев. Нагрузку следует увеличивать постепенно, а продолжительность массажа может составлять от 2 до 10 минут.

Логопедический массаж должен проводиться квалифицированным логопедом, имеющим знания в области анатомии мышц, участвующих в речевой деятельности, и прошедшим специальное обучение.

Логопедический массаж оказывает общее положительное влияние на организм, способствуя благоприятным изменениям в нервной и мышечной системах, которые играют решающую роль в процессе речеобразования.

Цели логопедического массажа:
  • 1
    восстановление нормального тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры;
  • 2
    уменьшение проявлений парезов и параличей мышц, связанных с артикуляцией;
  • 3
    снижение патологических двигательных реакций мышц речевого аппарата (таких как синкинезия, гиперкинезы, судороги и др.);
  • 4
    стимуляция проприоцептивных ощущений;
  • 5
    увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • 6
    активация недостаточно активных мышечных групп периферического речевого аппарата;
  • 7
    развитие произвольных и скоординированных движений органов артикуляции.

Виды и методы массажа в логопедической практике

В логопедической практике используются разнообразные виды массажа:
  • 1
    Дифференцированный массаж — это массаж, который может быть как активирующим, так и расслабляющим, основываясь на принципах классического массажа.
  • 2
    Точечный массаж — этот метод ориентирован на биологически активные точки, с возможностью как активации, так и успокоения организма.
  • 3
    Массаж с использованием специализированных инструментов включает «зондовый» массаж, который проводят с помощью логопедических зондов, шпателей, зубных щеток, игольчатых молоточков, вибромассажеров и других приспособлений.
  • 4
    Самомассаж — это набор техник, которые пациент может выполнять самостоятельно для укрепления и развития мышц.
При осуществлении логопедического массажа следует учитывать важную взаимосвязь между силой воздействия и реакцией тканей. Легкое, медленное поглаживание, как правило, снижает возбудимость и оказывает успокаивающее влияние, создавая ощущение тепла и способствуя состоянию комфорта и релаксации. Этот прием особенно рекомендуется при повышенном мышечном тонусе.

С другой стороны, активные и быстрые движения способны повышать раздражимость тканей, активируя мышечный тонус, и они подходят для случаев, когда наблюдается пониженный тонус мышц.

Коррекция речевого дыхания при дизартрии

При дизартрии отмечаются явные расстройства дыхательной функции. Неречевое дыхание у страдающих от дизартрии обладает характерными чертами: оно, как правило, является поверхностным, а его ритм часто нестабилен и может нарушаться в условиях эмоционального напряжения.

Речевое дыхание представляет собой сложный и высокоорганизованный процесс, в котором дыхательные движения и артикуляция должны быть гармонично согласованы в момент произнесения речевых высказываний.

У людей с дизартрией эта координация зачастую оказывается нарушенной даже при попытке вести плавную речь. К примеру, перед началом высказывания они могут не делать достаточно глубокий вдох, что мешает им произнести интонационно и смыслово завершенный фрагмент текста. Более того, часто наблюдается, что дизартрики (как молодые, так и взрослые) говорят на вдохе или в фазе полного выдоха.

В процессе коррекции дизартрии одним из ключевых методов, способствующих развитию плавности речи, является регулирование речевого дыхания.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?