• /
  • /

Инклюзивное образование в России: что это и как работает в РФ

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

Иногда особенности развития ребенка требуют организации особой формы образования — инклюзивной. В этой статье мы расскажем о том, что это такое, и как реализовано в РФ. Для создания данной статьи ушло 10 человеко-часов.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Что такое инклюзивное образование

По Конституции у каждого гражданина Российской Федерации есть право на образование. Что делать родителю, если нет возможности возить куда-то ребенка, а ребенку надо получать образование?

Инклюзивное образование — это возможность для детей обучаться в обычных учебных заведениях, имея ограниченные умственные и физические способности. Образовательные учреждения сами создают условия для совместного обучения.

Возможность обучаться на инклюзивном образовании гарантирует закон ст. 5, ст. 79 закона «Об образовании в РФ».

В чем преимущество инклюзивного образования

При совместном обучении дети учатся взаимодействовать с людьми не только с различным характером, но и разным развитием. Это помогает понять, насколько разные люди живут среди нас.

Причины перевода ребенка на инклюзивное образование

На процесс нормального развития могут повлиять как внешние, так и внутренние факторы. Последние еще называют биологическими, они и вызывает более серьезное отклонение в психическом развитии:
  • 1
    пороки развития мозга;
  • 2
    родовые травмы;
  • 3
    внутриутробные нарушения;
  • 4
    серьезное отклонение в соматическом состоянии матери;
  • 5
    несовместимость резус-факторов у родителей;
  • 6
    опухоли;
  • 7
    наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Также особую роль в развитии ребенка имеют внешние факторы, например, психологическая среда в семье, либо условия проживания ребенка. Это может привести к психологическим нарушениям и возникновению различных отклонений.

Каких детей называют «ребенок с ОВЗ»?

В зависимости от характера нарушений выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
  • 1
    нарушением слуха;
  • 2
    с нарушением зрения;
  • 3
    с нарушением речи;
  • 4
    с нарушением функции опорно-двигательного аппарата;
  • 5
    с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения например РАС;
  • 6
    с нарушением интеллекта;
  • 7
    с задержкой психического развития;
  • 8
    со сложными недостатками развития.
Ребенок с ОВЗ — это не диагноз, а просто категория обучающегося. Если вы будете проходить ПМПК, то в заключении вам это укажут.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Как добиться инклюзивного образования

Если ребенку необходима адаптивная программа и специальные условия, учебное заведение создает их и корректирует программу на основании заключения ПМПК, психолого-медико-педагогической комиссии. Там указано каких специалистов необходимо включить в процесс школьного образования, какое оборудование необходимо для успешного завершения школы.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Есть ли специальные учреждения для детей с ОВЗ?

При прохождении ПМПК сама комиссия дает список учреждений, либо они размещают их на стендах с информацией. Он включает в себя как дошкольные, так и школьные учебные заведения. Иногда их может быть гораздо больше, но не всегда их включают в эти списки. Поэтому если вы знаете что данное учебное заведение работает с детьми с ОВЗ, позвоните руководству и уточните о количестве мест.

Проблемы инклюзивного образования

Несмотря на законодательство, образовательный процесс все равно осложнен некоторыми проблемами. Одно из них является формирование толерантного отношения у всех, кто взаимодействует с ребенком. То есть это не только нормально развивающиеся сверстники, но и их родители. Не каждый готов к тому, что его чадо будет общаться с другим ребенком, не таким как их.

Иногда возникают проблемы и с педагогами. Их необходимо обучать работать с детьми с ОВЗ. Поэтому важно работать не только с детьми, но и со взрослыми в плане толерантности к детям с отставанием в развитии.

Толерантность — это терпимость к чужому образу жизни, поведению, привычкам, чужим мнением и идеям. Это не уступка, снисхождение или притворство. Это активное отношение признание прав и свобод человека.

Здесь также стоит добавить термин «Педагогическая толерантность» то есть это способность понять и принять ребенка таким какой он есть, просто с иными ценностями логикой и формой поведения.

Выделяют четыре подхода к формированию толерантности у сверстников к детям с ОВЗ:
  • 1
    включение мотивации в игровую деятельность;
  • 2
    формирование толерантности посредством психического развития детей;
  • 3
    воспитание толерантного самосознания;
  • 4
    развитие взаимодействия дошкольников через создание специальных социальных ситуаций.
Также при инклюзивном образовании необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. По данным Д. Митчелл выделяют пять уровней вовлеченности родителей.
  • 1
    Информированность: когда школа оповещает родителя о существующих программах, родители соответственно запрашивают информацию.
  • 2
    Участие, когда родители частично вовлечены в деятельность школы.
  • 3
    Диалог и обмен мнениями, когда родители приглашают и рассказывают, что нужно школе.
  • 4
    Участие в принятии решений. Запрос мнения родителя на то или иное решение.
  • 5
    Полноправное участие в образовательном процессе. Полноценное вовлечение в учебный процесс со стороны родителей : вплоть до общения на тему образовательной программы.
Педагогу необходимо создать среду для правильного обучения. Для этого используют три основных фактора:
  • 1
    отношения, где люди поддерживают и помогают друг другу;
  • 2
    личностное развитие, когда улучшается личностный рост;
  • 3
    системная поддержка, когда порядок в классе есть ясное понимание педагогами их ожиданий, контроль и реакция на изменения.

Техническая часть инклюзивного образования

Организация создает специальные условия, которые обеспечат особые образовательные потребности детей. Это не только способы подачи информации, изменение учебного плана, но и введение разделов или исключение сложных тем, увеличение количества часов на прохождение той или иной темы. Весь материал должен предоставляться пошагово, четкую формулируя цели и будущий результат.

Также возможно изменения сроков, формы и сдачи выполненного задания и его организации. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по Системе Брайля. Некоторым ученикам необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков в кабинете.

Рекомендации педагогам по обучению детей с ОВЗ инклюзивно

Тем, кто обучает детей с ограниченными возможностями, рекомендуется:
  • 1
    давать больше времени на написание работ, в том числе включать время между уроками или разрешать после уроков;
  • 2
    принимать работу после дедлайна, оценивать прогресс ребенка через призму его усилий, с его точкой «А»;
  • 3
    выдавать задание, четко разбитое по шагам, для облегчения его выполнения;
  • 4
    разрешать выходить на пару минут или давать задание, связанное с движением, для тех кому тяжело высидеть 45 минут.

Тьюторство в инклюзивном образовании

Тьюторство многое значит для инклюзивного образования. С английского слово «tutor» означает наставник или опекун. В России тьютор помогает адаптироваться ребенку в среду обучения.

Успешность вовлечения можно оценить по знания или навыкам, коммуникации, сохранение психологического настроя во время учебы и самостоятельности.

Тьютор назначается только тем, кому даны такие рекомендации в заключении ПМПК.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?