Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.
  • /
  • /

Что такое образная память, или как запоминают дети

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, что собой представляет образная память. Также рассмотрим механизм ее работы и преимущества высокого развития.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 20 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области психологии и контент-менеджер.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Что такое образная память

Образная память — это способность запоминать образы, картины природы и жизненные моменты, а также звуки, запахи и вкусы. Она проявляется в различных формах: зрительной, слуховой, вкусовой, осязательной и обонятельной.

Когда начинает развиваться образная память

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личных качеств ребенка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования памяти, особенно образной. Образная память включает в себя запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимаемых объектов и явлений реальности. Существуют различные подвиды образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая.

Как утверждал Л. С. Выготский, память становится ведущей функцией и значительно развивается именно в дошкольный период. Ни до, ни после этого возраста дети не обладают такой легкостью в усвоении разнообразного материала. А. А. Люблинская подчеркивает, что образная память, состоящая из представлений и сохранившихся образов предметов, является основным содержанием памяти ребенка-дошкольника. Это прежде всего касается представлений об окружающих, их действиях, а также о животных, птицах, пространстве и времени.

Память можно охарактеризовать как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти три подпроцесса являются основными для памяти. Они различаются не только по своей структуре и результатам, но и по степени развития у разных людей. Например, некоторые люди могут испытывать трудности с запоминанием, но превосходно воспроизводят и долго сохраняют информацию, обладая развитой долговременной памятью. В то же время есть такие, кто быстро запоминает, но также быстро и забывает, что указывает на сильное развитие кратковременной памяти.
  • 1
    Кратковременная память — это тип памяти, при котором сохранение информации ограничено определенным, как правило, коротким сроком, и связано с актуальным сознанием.
  • 2
    Долговременная память, напротив, рассчитана на длительный срок хранения информации и не зависит от актуального сознания; она предполагает возможность воспоминания о том, что было запомнено ранее.
    В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется, долговременная память требует акта воспоминания.
  • 3
    Слуховая память характеризуется хорошим запоминанием и точным воспроизведением звуков (речевых, музыкальных), что особенно необходимо музыкантам и лингвистам.
  • 4
    Словесно-логическая память позволяет быстро и точно запомнить смысл событий и текстов, и таким образом обычно развита у научных работников и преподавателей.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Существует множество типов памяти, в том числе осязательная, обонятельная и вкусовая — все они составляют образную память. Исследования в области генетики, молекулярной физиологии и кибернетики также способствовали изучению биологических основ и физиологических механизмов памяти, включая нейронные исследования, которые изучают работу отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания.

Механизм работы образной памяти

Сначала человек воспринимает окружающий мир безразлично — события, цифры, буквы, слова — через ранее упомянутое озарение. Это восприятие не сводится к ограниченному набору знаний, а основывается на безграничном запасе образов, которые щедро предоставляет нам реальность.

Абстрактное (словесное) мышление можно сравнить со схемой, в которую вставляются образы, как страницы в книгу. Эти образы сохраняются столько, сколько необходимо, и по мере нужды предстают перед мысленным взором. Таким образом, наше абстрактное мышление свободно и может взаимодействовать с этими образами: использовать их для экзаменов, вносить изменения в схемы или дополнять недостающие детали. Образы остаются под рукой, а перевести их можно на любой язык — русский, английский, немецкий, в формулы, символы и так далее.

Однако в школе яркое, целостное восприятие мира у ребенка начинает разрушаться. Его заменяют тусклые, переработанные до утраты интереса и безличные фрагменты чужого опыта, который обходительно именуют «Педагогической программой подготовки к жизни». Это подавляет личность, она оказывается в плену бесполезных данных, заполняющих память. Способности глушатся, так и не раскрывшись. Хорошо, если у ребенка появляется интерес к какому-либо занятию, что позволяет вернуть ему детское восприятие.

Почему же это происходит? Небольшое отступление в теорию. Человеческий мозг состоит из двух полушарий: правое отвечает за образное восприятие, а левое — за словесное. Правое полушарие связано с эмоциями, левое — с разума. Мозг привык запоминать все в разнообразии цветов, звуков, запахов и других качеств. Когда мы что-то воспринимаем, правое полушарие формирует образ — модель, в то время как левое подбирает к ней соответствующие слова. Воспринятое таким образом не стирается; оно порождает гениальные стихи, книги, картины и открытия, что для мозга является органичным и естественным.

Однако наша цивилизация вторглась в этот процесс. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде — звук диктора, текст книги, обрывочные картинки по телевизору и так далее. В одном полушарии информация фиксируется, а в другом превращается в бесформенное пятно. Это приводит к неконтролируемому забыванию, дефициту внимания и пробелам в памяти. Именно усеченная информация разрушает детское восприятие.

Образная память помогает искусственно дополнить недостающие ощущения, восстанавливая до полноценного образа ту информацию, которая была искажена. Активируя все каналы восприятия, мы отменяем принцип «Повторение — мать учения», так как повторение разрушает уже запомненное. Природа не повторяет свои моменты.

Преимущества

Преимущества образной памяти очевидны: вы экономите время на зубрежку, которое можно использовать для более продуктивной деятельности. Если вам удалось вообразить что-то, значит, вы это запомнили. Обучение сводится к пониманию: поняв — представил, представив — уже знаешь. Но полезные качества образной памяти на этом не заканчиваются. Она позволяет воспроизводить информацию через любое время, забывать по необходимости, заниматься несколькими делами одновременно без потери качества и восстанавливать образы после беглого взгляда.

Итак, всем нам будет полезно вернуться в детство и восстановить способность целостно воспринимать окружающий мир, используя верного помощника — образную память.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?