Когда весенним утром вы покидаете свой дом и ступаете на улицу, что же привлекает ваш взгляд? Может, это фиалки, распустившиеся на подоконнике, или же яркие наряды прохожих, которые словно радуют глаз. Или, быть может, солнечные лучи щекочут ваше лицо, а порывы ветра игриво распускают волосы и развевают юбки. А как насчет гула соседского автомобиля? Возможно, вы невольно поинтересуетесь у соседа, когда же он начнет заботиться о его глушителе.
Ваш выбор объекта внимания – не случаен. Будь то визуальный образ, осязательное ощущение или звук, мы инстинктивно используем все свои чувства для познания мира, хотя часто отдаем предпочтение одним каналам восприятия. Эта врожденная предрасположенность формирует наш способ познания — будь то зрительный, слуховой или осязательный — и влияет на наш выбор объектов для внимания, а также на скорость их восприятия. Эта изначальная склонность также определяет наше отношение к процессу обучения.
Задача родителя состоит в том, чтобы помочь ребенку адекватно воспринимать окружающий его мир. Понимание механизмов восприятия значительно упрощает эту задачу. У нас существуют три ключевых канала восприятия: зрение, осязание и слух. Нейрофизиология утверждает, что один из этих каналов является основным, а два – вспомогательными. Если основной является слух, человека называют аудиалом; если зрение — визуалом; если акцент на осязании — тогда это кинестетик.
Если вы взглянете на своего ребенка более внимательно, то сможете определить, к какому типу он принадлежит — аудиал, визуал или кинестетик.
Дети, относящиеся к типу аудиалов, познают мир через звук, и поэтому они рано начинают говорить и отличаются богатым словарным запасом. Они обожают слушать и рассказывать истории, декламировать стихи и петь песни, легко устанавливают контакт как с другими детьми, так и со взрослыми. Благодаря хорошо развитой слуховой памяти, они быстро запоминают услышанное, что бы это ни было — интересная история или учебный материал.
Визуалы, обладающие отменной зрительной памятью, тщательно следят за своим внешним видом: скучную ли одежду они носят, соответствует ли она их представлению о стиле. Им легко запоминаются все объекты, имеющие форму, размер и цвет, ведь их мышление построено на образах. Для лучшего восприятия информации им нужны наглядные пособия: картинки, схемы или чертежи.
Кинестетики воспринимают мир руками. Они начинают рано ходить, и хотя речь формируется немного позже, их физическое развитие опережает их сверстников. Восприятие мира для этих детей связано с движением, жестами и мимикой. Их любимые занятия включают конструирование, пазлы и различные активные игры с друзьями. В школе кинестетикам зачастую бывает сложно адаптироваться к ограниченному движению, и им бывает непросто сидеть на месте.
Определив ведущий канал восприятия вашего ребенка, вы сможете более эффективно помочь ему в освоении новой информации.