Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Открытая ринолалия

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим, что такое открытая ринолалия и разберем симптомы и причины возникновения данного нарушения. Также вы узнаете о диагностике открытой ринолалии и способах ее лечения.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 40 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Что такое открытая ринолалия

Открытая ринолалия представляет собой специфическую речевую патологию, которая может возникнуть как в результате врожденных причин, так и в результате внешних факторов. Эта проблема характеризуется значительными нарушениями в артикуляции звуков, процессах голосообразования и просодических особенностях речи. Согласно данным из медицинских источников, в России каждый год рождается от 3,5 до 5 тысяч детей с лицевыми расщелинами, которые составляют основную категорию пациентов с открытой ринолалией. Вероятность возникновения данного нарушения составляет примерно 1 случай на 700–1000 новорожденных. Кроме того, открытая ринолалия и челюстно-лицевые пороки чаще фиксируются у мальчиков, с соотношением полов равным 6:4.

Открытая ринолалия классифицируется на врожденную и приобретенную в зависимости от возраста, когда проявляются ее симптомы. Врожденная форма возникает из-за аномалий, сформировавшихся внутриутробно, в то время как приобретенная форма развивается в результате патологий, появившихся на протяжении жизни человека.

На основе причин небно-глоточной несостоятельности в логопедической практике выделяются три основных типа открытой ринолалии:
  • 1
    Органическая форма.
    Это состояние происходит вследствие анатомических дефектов в челюстно-лицевой области.
  • 2
    Функциональная форма.
    Она проявляется как гипофункция мягкого неба без явных признаков органического повреждения.
  • 3
    Смешанная форма.
    В этой категории рассматриваются случаи, когда наблюдается комбинация как анатомических, так и функциональных нарушений, что приводит к затруднениям в смыкании небно-глоточного свода.

Причины возникновения

Открытая ринолалия представляет собой патологию речи, возникающую из-за ненормального соединения между ротовой и носовой полостями. Причины данного расстройства могут носить как органический, так и функциональный характер. К ключевым факторам, способствующим развитию открытой ринолалии, относятся:
  • 1
    Врожденные расщелины в области челюсти и лица.
    Это включает такие аномалии, как несращение верхней губы, известное как «заячья губа», а также расщелины альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (так называемая «волчья пасть») и укорочение мягкого неба. Эти аномалии могут проявляться как отдельно, так и в сочетании друг с другом, при этом наиболее выраженные речевые нарушения наблюдаются при наличии сквозных расщелин.
  • 2
    Перфорации небной области.
    Эти повреждения могут быть вызваны травмами, приводящими к дефектам небной кости. Также перфорации могут развиться на фоне различных заболеваний, таких как саркоидоз, гранулематоз Вегенера или инфекции полости рта (например, туберкулез и третичный сифилис). У лиц, злоупотребляющих наркотиками, может наблюдаться перфорация, связанная с интраназальным применением психотропных веществ.
  • 3
    Параличи и парезы мягкого неба.
    Гипокинез мягкого неба может возникать в результате поражений языкоглоточного и блуждающего нервов, что наблюдается при инфекциях, таких как опоясывающий герпес или дифтерия. Центральные параличи, которые ведут к проявлениям открытой гнусавости, могут развиваться вследствие инсульта, сирингобульбии или опухолей ствола мозга.
  • 4
    Рубцовые изменения в области неба.
    Наличие рубцов ограничивает подвижность небной занавески, что затрудняет ее смыкание с задней стенкой глотки. Рубцы могут образовываться после оперативных вмешательств, ожогов или травм.

Симптомы

Открытая ринолалия оказывает большое влияние на физическое, психологическое и речевое развитие ребенка. Давайте рассмотрим более подробно.

Физическое развитие

Врожденная небная расщелина значительно негативно сказывается на физическом развитии ребенка. С момента рождения грудное вскармливание становится невозможным, так как молоко попадает в дыхательные пути. Дети с открытой ринолалией не могут выполнять полноценные сосательные движения, что вынуждает медиков переводить их на зондовое питание или кормление с помощью пипетки или ложечки.

При менее выраженных дефектах могут возникать поперхивание, кашель и срыгивание, что приводит к недостаточному питанию и гипотрофии. Затруднения с дыханием и глотанием способствуют рецидивирующим инфекциям ЛОР-органов, таким как евстахииты, отиты и трахеобронхиты.

У детей, страдающих ринолалией, также наблюдается аномальное развитие зубного ряда: прорезываются лишние зубы, которые могут расти в два ряда и выходить за пределы зубных дуг. Из-за несоответствующего питания и нехватки микроэлементов зубы становятся подвержены кариозному разрушению.

Психическое развитие

Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Психический онтогенез у детей с открытой ринолалией может протекать по-разному. У некоторых детей интеллект остается в пределах нормы, в то время как у других наблюдается задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность. Многие пациенты демонстрируют небольшие признаки неврологической дисфункции, такие как асимметрия глазных щелей, носогубных складок, нистагм и гипервозбудимость. Снижение оральной чувствительности и нарушения стереогнозиса также являются распространенными проблемами.

Речевое развитие

Речевые функции при открытой ринолалии нарушаются наиболее значительно. Лепетный период проходит слабо, вокализации лишены мелодичности, а звуки и слоги произносятся монотонно и иногда беззвучно. Первые слова появляются лишь к 2-летнему возрасту или позже, и развитие всех аспектов речи происходит с искажениями.

Компенсаторная артикуляция (включающая оттягивание корня языка вглубь полости рта и его высокий подъем при недостаточной активности губ и гипертонусе мимических мышц) приводит к искажению практически всех групп звуков. Ротовые фонемы приобретают носовую тональность, а задненебные звуки – гортанный призвук. Для открытой ринолалии характерны такие нарушения, как:
  • 1
    замены и смешения гласных звуков (например, а-о, о-у, ы-и);
  • 2
    усредненное произношение согласных: переднеязычные звуки приближаются к [Н], губные и губно-зубные – к [М];
  • 3
    свистящий и шипящий сигматизм;
  • 4
    наличие дополнительных призвуков при произношении согласных: шипящие, хрипящие и «щелкающие» звуки, придыхание;
  • 5
    отсутствие вибрантов и различные виды ротацизма;
  • 6
    дефекты озвончения;
  • 7
    замены и редукции аффрикат.
Устная речь ребенка с открытой ринолалией отличается плохой понятностью и недостаточной выразительностью. Неполноценные артикуляционные кинестезии затрудняют формирование фонематического слуха, что отрицательно сказывается на развитии письменной речи. Это приводит к разнообразным дисграфическим ошибкам, таким как замены, пропуски букв, смешение глухих и звонких, а также аграмматизмы. Чтение происходит с ошибками, в медленном темпе, понимание прочитанного текста значительно затруднено.

Диагностика

Анализ речевой функции у людей с ринолалией проводят специалисты — логопеды-дефектологи. В зависимости от выявленной основополагающей проблемы и сопутствующих заболеваний может потребоваться консультация ряда медицинских специалистов, включая челюстно-лицевого хирурга, оториноларинголога и невролога. Процесс логопедической диагностики открытой ринолалии включает несколько ключевых этапов:
  • 1
    Осмотр артикуляционного аппарата.
    На этом этапе специалист проводит первичную визуальную оценку формы и структуры губ, зубных рядов, прикуса, а также мягкого и твердого неба. При этом выявляются как не оперированные расщелины, так и послеоперационные рубцы, а также признаки парезов. Также оцениваются подвижность губ и языка, активность мимической мускулатуры и способность к переключению артикуляционных движений.
  • 2
    Исследование дыхательной и фонаторной функций.
    На данном этапе анализируется тип дыхания, степень сформированности речевого дыхания и основные характеристики поставленного голоса. Для людей с открытой ринолалией часто характерны проявления носовой эмиссии и необычная назализация голоса.
  • 3
    Анализ устной речи.
    Бывает необходимость в детальном анализе звукопроизношения, просодических элементов, фонематических процессов, словарного запаса и грамматической структуры. Этот этап диагностирования осуществляется с использованием специально подобранных дидактических материалов, ориентированных на возраст и интеллектуальный уровень ребенка. В результате анализа определяется степень речевого расстройства — ФН, ФФН или ОНР, а также их уровень.
Медицинско-диагностическая процедура формируется с учетом конкретного заболевания и намечаемого лечебного курса. Для пациентов с челюстно-лицевыми патологиями могут быть рекомендованы ортопантомография, рентген верхней челюсти или МСКТ лицевой области. В случае функциональных форм открытой ринолалии могут быть проведены мезофарингоскопия, электромиография (ЭНМГ) и рентгенография носоглотки.

Лечение открытой ринолалии

Лечение данного нарушения проходит в несколько этапов.

Предоперационный этап

Ключевая задача логопедической деятельности до хирургического вмешательства заключается в создании основы для полноценной и правильной речи. Грамотно построенный коррекционный процесс способствует более эффективному послеоперационному восстановлению. Работая с пациентами, страдающими от открытой ринолалии, специалисты сосредотачиваются на следующих направлениях:
  • 1
    обучение диафрагмально-реберному дыханию;
  • 2
    различение носового и ротового выдоха;
  • 3
    активизация мышц, задействованных в небно-глоточной функции;
  • 4
    освоение звуков, которые можно произносить правильно;
  • 5
    развитие навыков фонематического слуха;
  • 6
    совершенствование голосовых вариаций.

Хирургические меры

Современная челюстно-лицевая хирургия акцентирует внимание на раннем оперативном лечении лицевых расщелин. Первичная хирургическая коррекция несращения губы (хейлопластика) выполняется в период от 1 месяца до 1 года, операции по восстановлению мягкого неба (велофарингопластика) производятся в возрасте 6-8 месяцев, тогда как коррекция твердого неба (уранопластика) осуществляется с 1 года до 5 лет.

Вторичные операции для исправления послеоперационных дефектов и косметическая коррекция как правило выполняются в школьном возрасте. Пошаговый подход к хирургическому лечению может растянуться до подросткового периода.

Послеоперационный этап

Коррекционные мероприятия в послеоперационный период направлены на формирование правильного физиологического и фонаторного дыхания, развитие эффективного небно-глоточного затвора, улучшение фонетико-фонематических процессов, автоматизацию всех звуков речи и нормализацию просодики.

Еще одной значимой задачей является снижение гиперназализации. В случаях, когда исходный статус пациента признается как ОНР, акцент делается на профилактику и коррекцию лексико-грамматических ошибок в языке. В процессе реабилитации используются разные подходы:
  • 1
    логопедический массаж для языка, рубцов и неба послеоперационного периода;
  • 2
    артикуляционные упражнения для укрепления губ, щек, языка и небной занавески;
  • 3
    дыхательные тренировки;
  • 4
    упражнение на развитие голоса и вокальных навыков;
  • 5
    логопедическая ритмика для улучшения координации.
Программа реабилитации для людей с открытой ринолалией будет продолжаться до достижения наилучших возможных результатов. Дополнительная логопедическая поддержка может потребоваться в подростковом возрасте, если во время мутации голоса вновь появляется назальный оттенок, или после косметической хейлоринопластики, которая обычно проводится в 18–20 лет.

Профилактика заболевания

Полное устранение старого речевого стереотипа у ринолаликов возможно лишь при проведении раннего оперативного вмешательства (до 1 года) и полноценного коррекционно-восстановительного курса. У 80% подростков и взрослых, которые были прооперированы позже, сохраняются различные остаточные явления, такие как умеренная гнусавость, дефекты артикуляции и охриплость голоса.

Профилактика открытой ринолалии заключается в предотвращении условий, способствующих ее возникновению, в первую очередь — врожденных расщелин лица. Важно минимизировать все вредные воздействия на плод и ответственно подходить к планированию и вынашиванию беременности. После рождения крайне важно начать логопедическую работу на раннем этапе и осуществлять ее последовательно, а также своевременно проводить хирургическую коррекцию.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?