Логопедические игры для детей 6–7 лет

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

Возраст 6–7 лет — это время, когда ребенок активно готовится к школе. Развитие речи в этот период играет ключевую роль, так как правильное произношение, богатый словарный запас и грамотная речь помогают не только в обучении, но и в социальной адаптации. Логопедические игры становятся незаменимым инструментом для решения речевых проблем. Они не только развивают речь, но и делают процесс обучения увлекательным и доступным для ребенка.

На написание этой статьи у копирайтера, редактора, контент-менеджера и эксперта-логопеда ушло 30 человеко-часов.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Ключевые особенности логопедических игр для детей 6–7 лет

Игры для этого возраста должны учитывать особенности развития ребенка. Важна не только постановка звуков, но и формирование навыков общения, улучшение фонематического слуха и развитие внимания. Игровая форма помогает избежать скуки, снимает напряжение и мотивирует ребенка к занятиям.

Для достижения успеха важно наладить взаимодействие между ребенком, логопедом и родителями. Совместные игры дома — отличный способ закрепить навыки.

Основные типы логопедических игр:
  • 1
    Игры для постановки звуков
    Помогают ребенку вырабатывать правильную артикуляцию:

    • Упражнение «Моторчик»: ребенок вращает языком вокруг зубов, чтобы развить гибкость.
    • «Повторяй за мной»: взрослый произносит слово или звук, ребенок повторяет.
  • 2
    Игры для развития фонематического слуха
    Учат различать звуки и понимать их значение:

    • «Слушай и хлопай»: если услышал звук "С", хлопни в ладоши.
    • «Какая буква пропала?»: взрослый произносит слово с пропущенным звуком, ребенок должен назвать его.
  • 3
    Игры для развития словарного запаса и грамматики
    Стимулируют к творческому мышлению:

    • «Ассоциации»: ребенок называет слова, связанные с определенной темой, например, мороз — снег — зима.
    • «Четвертое лишнее»: из четырех слов нужно выбрать то, которое не подходит.
  • 4
    Игры для речевого дыхания
    Улучшают контроль дыхания, необходимый для речи:

    • Дуть на свечку или мыльные пузыри.
    • Игра «Гонки»: кто сильнее дунет на перышко или бумажный кораблик.
  • 5
    Игры для тренировки памяти и внимания
    Помогают сосредотачиваться и запоминать:

    • «Найди ошибку»: взрослый рассказывает историю с ошибками, ребенок их исправляет.
    • «Запомни слова»: назвать 5 слов и попросить ребенка их повторить.

Примеры игр

Логопедические игры — это отличный способ превратить процесс обучения в увлекательное и полезное занятие. В возрасте 6–7 лет дети активно развиваются, готовятся к школе, а игровая форма помогает справляться с речевыми трудностями, не вызывая усталости или скуки. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые можно использовать дома или на занятиях с логопедом. Эти игры направлены на развитие артикуляции, фонематического слуха, дыхания, словарного запаса и внимания.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
  • 1
    «Снежная сказка»
    Игра для развития произношения шипящих, а также «З» и «С». Снеговик и Снегурочка собираются в путешествие. Им нужно сложить чемоданы. Задача ребенка – отправлять каждому из персонажей кружок из бумаги на наклеенным или нарисованным на ней предметом.

    Снегурочка собирает только предметы, в которых звучит «Ш», «Ж», «Щ» и «Ч», а Снеговик — только те кружки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «С», «З».

    Для кружков можно использовать следующие слова и изображения — солнце, зонтик, шуба, шапка, щетка, чашка, сарафан, сумка, варежки, шарфик, часы, собачка, чемодан, свитер, замок, зайка и другие.
  • 2
    «Зина-сладкоежка»
    Для этой игры к картинке девочки-сладкоежки следует нарезать из обычной альбомной бумаги кусочков в форме конфет. На каждую бумажную «сладость» крепится картинка с предметом или животным, в названии которого есть проблемный звук.

    Если у ребенка нарушено произношение звуков «Л» и «Р», то можно наклеить или нарисовать на «конфетках» льва, леденец, рыбу, рака, радугу, листья, лилию, розы, кенгуру, акулу и т. д. Как только ребенок правильно произносит звук в слове, нарисованной девочке Зине достается конфетка.
  • 3
    «Пятачок идет в гости»
    Все дошкольники помнят историю Пятачка, который ходил в гости с воздушными шариками. Если нарезать из бумаги воздушных шариков и на них разместить изображения, в названии которых есть проблемные для ребенка звуки, то можно поиграть в то, сколько шариков сможет собрать Пятачок.

    Каждое правильное произношение звука — плюс один шарик для поросенка. Заодно ребенок потренируется в счете.
  • 4
    «Сонный пони»
    К картинке спящего пони — героя любимого мультфильма современных детей — понадобится нарезать из бумаги небольшие облака. На них следует наклеить изображения разных предметов, зверей, природных явлений. Чем больше будет таких облаков, тем лучше. В названии картинок должны быть звуки, которые удаются ребенку хуже всего. Слон, тигр, дождь, жаба, волк, яблоко, крокодил, рыбка, мяч — это лишь некоторые варианты.

    Сначала ребенку нужно ответить на вопрос, что же приснилось сказочному пони. Для этого он должен каждое слово назвать разборчиво и повторить для закрепления результата.

    Потом оставьте несколько «облаков» и попросите малыша придумать сюжет сна. Например, вы оставили тигра, льва, радугу и крокодила. Задача ребенка — сочинить небольшую историю с этими словами. Это может быть история о том, как звери в джунглях впервые увидели радугу.

Как организовать занятия дома

Для того чтобы логопедические игры дома приносили пользу и радость, важно правильно их организовать. Начните с выбора подходящего времени. Лучше всего заниматься, когда ребенок бодр и не переутомлен, например, после легкого перекуса или небольшого отдыха. Занятия не должны быть слишком длинными — достаточно 15–20 минут, чтобы сохранить внимание ребенка и не вызвать усталости.

Создайте комфортное пространство для игр. Это может быть стол, диван или коврик на полу — главное, чтобы ребенок чувствовал себя удобно и ничего не отвлекало. Подготовьте все необходимые материалы заранее: карточки, игрушки, книги или предметы для дыхательных упражнений.

Важно сохранять интерес ребенка к процессу. Используйте элементы сюрприза или игры на время, чтобы ребенок с нетерпением ждал следующего задания. Например, добавляйте небольшие призы за успехи, такие как наклейки или жетоны, которые ребенок может «обменять» на что-то приятное.

Поддерживайте доброжелательную атмосферу. Хвалите ребенка даже за маленькие успехи, чтобы он чувствовал свою значимость. Избегайте критики, особенно если какое-то упражнение пока не получается. Вместо этого предложите попробовать снова позже, в другой форме.

И самое главное — делайте занятия регулярными. Пусть логопедические игры станут частью повседневной жизни. Например, вы можете использовать поездки на машине для словесных игр или играть в игры на дыхание во время прогулок. Это поможет ребенку не только быстрее освоить новые навыки, но и почувствовать, что обучение может быть увлекательным и естественным.

Роль родителей в логопедических играх

Родители играют ключевую роль в процессе логопедических занятий. Их участие не только помогает ребенку развивать речевые навыки, но и создает атмосферу поддержки и доверия, что особенно важно в дошкольном возрасте.

Во-первых, родители могут стать для ребенка примером. Участвуя в играх, они показывают, что процесс обучения может быть интересным и увлекательным. Совместные занятия помогают укрепить эмоциональную связь, а ребенок чувствует, что его успехи значимы.

Во-вторых, родители могут внести игры в повседневную жизнь. Например, в поездках или на прогулках можно играть в ассоциации, искать слова на заданный звук или вспоминать новые. Такой подход делает процесс обучения естественным и непринужденным.

Важно помнить, что положительное подкрепление — это залог успеха. Хвалите ребенка даже за небольшие успехи, показывая, что вы замечаете его старания. Это помогает формировать уверенность в своих силах и желание учиться. Если упражнение не получается, избегайте критики — лучше поддержите словами: «Ты молодец, что стараешься! У нас обязательно получится!»

Родители также могут быть связующим звеном между ребенком и логопедом. Регулярно обсуждайте с логопедом успехи и трудности ребенка, чтобы совместно адаптировать занятия под его потребности.

И самое главное — терпение и доброжелательность. Ребенок может уставать или не сразу понимать задания. Ваша задача — поддерживать его, делая процесс обучения легким и радостным. Тогда занятия станут не только полезными, но и приятными для всей семьи.

Логопедические игры — это увлекательный и эффективный способ развивать речь ребенка. Они помогают не только исправить речевые нарушения, но и улучшают память, внимание, мышление. Регулярные занятия, поддержка родителей и сотрудничество с логопедом сделают процесс обучения продуктивным и радостным для ребенка.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?