Занятия с логопедом для детей в 4 года не обходятся без гимнастики речевого аппарата. Это сказывается на том, что малыш начинает говорить внятно, окончания слов не проглатываются.
Пример упражнений для разминки губ и языка:
«Улыбайся». Малыш максимально растягивает губы в стороны, не должно быть видно зубов. Улыбка удерживается 30 секунд.
«Наказание для непослушного язычка». Малыш слегка приоткрывает рот. Кладет язык на нижнюю губу. Шлепая его губами с обеих сторон проговаривает «пя-пя-пя-пя...».
«Часики». Губы растягиваются в улыбке, затем приоткрывается рот. Кончик языка дотрагивается попеременно разных уголков губ.
Упражнения повторяются по 9-11 раз. Выполняются они перед зеркалом: ребенку необходимо видеть, где находится его язык.
Занятия с логопедом для детей 4 лет также не обходятся без пальчиковой гимнастики: мелкая моторика рук развивает мозговой отдел, отвечающий за речевое развитие человека.
Гимнастические упражнения выполняются по 8-10 повторов. Примеры:
- Малыш должен положить правую руку ладошкой вниз на стол, а левую – параллельно, рядом ладошкой вверх. Далее необходимо попеременно переворачивать руки;
- «Падение листьев в лесу». Малыш с быстрой скоростью сжимает и разжимает пальцы и на левой, и на правой руках;
- «Береза/Дерево». Руки перед собой, смотрят вверх. Специалист говорит: «Покажи березу/дерево». Малышу нужно максимально растопырить пальцы. Вторая команда: «Покажи корни». Ребенок не меняет положение рук, только пальцы начинает тянуть вниз.
Логопедические занятия для детей 4 лет не обходятся без игр на развитие звукового произношения. Это особенность возраста, которая легко поддается коррекции в дошкольном периоде.
Примеры игр центра:
«Тишина». Логопед предлагает малышу помолчать 2-3 минуты. Когда время проходит, спрашивает его: «Какие звуки ты слышал?».
«Гуси». Малыш должен небольшой игрушкой или пальцем проследить дорожку от гуся к животным на картинке и громко шипеть «шшш».
«Договори слово». Дефектолог произносит начало слова, а малыш должен произнести последнюю букву. Примеры слов: клю...Ч, цирка...Ч, цареви...Ч.
Слух и звукоподражание развивает логоритмика. Такие игры на занятиях позволяют дифференцировать различные звуки.
Пример игры:
Ребенку задаются вопросы:
- как стучат в дверь? (тук-тук-тук);
- как лает собака? (гав-гав-гав);
- как стучит по дереву дятел? (тук-тук-тук);
- как ходит по дому папа? (топ-топ-топ);
- как мяукает кошка? (мяу-мяу-мяу);
- как тикают часики? (тик-так-тик-так);
- как едет машина? (бррррр);
- как стучит молоток? (тук-тук-тук);
- как щипается гусь? (шшш);
- как зайка ест капусту? (хрум-хрум-хрум);
- как с сосулек капает вода весной? (кап-кап-кап).
Грамотная речь ребенка – фундамент для развития психических процессов, мышления. От этого зависит социальная адаптация и успехи обучения в школе. Родителям важно вовремя отследить отклонения в речи и начать заниматься с малышом самостоятельно дома, либо поможет логопед для ребенка 4 лет.