Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Причины речевых нарушений

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем про внешние и внутренние причины нарушения речи.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 20 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Светлана

Андреевна

Автор статьи

Этиология

Этиология речевых нарушений давно привлекала внимание человечества. Еще в далекой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) связывал причины некоторых речевых нарушений, таких как заикание, с поражением мозга. В то же время другой греческий философ, Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывал процесс формирования речи с анатомическим строением периферического речевого аппарата и полагал, что нарушения в этой области вызывают речевые расстройства.

Таким образом, уже в античные времена формировались две концепции понимания причин речевых нарушений. Первая, отвергаемая Гиппократом, акцентировалась на важности поражения мозга для возникновения речевых отклонений. Вторая, возникшая благодаря Аристотелю, связывала проблемы с периферическим речевым аппаратом. Эти две точки зрения сохранились и в дальнейшем изучении эволюции речевых нарушений. Позднее, в 1861 году, французский врач Поль Брока обнаружил участок в головном мозге, ответственный за речь, расположенный в складках лобной доли. Эта область, известная как зона Брока, контролирует передачу слов от мозга к ротовой полости. Каждую минуту две сотни слогов синхронизируются для нашей речи. Когда мы слышим слова, звуки передаются в слуховую область коры, откуда в виде нейронного кода проходят к соседней зоне Вернике (открытой в 1874 году), которая находится в левой височной доле и позволяет нам понимать речь.

В логопедии под причиной речевых нарушений понимаются воздействия на организм, связанные с внешними или внутренними вредоносными факторами или их взаимодействием, которые определяют специфику речевых расстройств и без которых они не могут возникнуть. В соответствии с этим, причины речевых нарушений делятся на две основные группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Давайте более подробно рассмотрим каждую из групп.

Внутренние причины

В зависимости от времени воздействия указанных факторов, можно выделить внутриутробную патологию, которая развивается на стадии формирования плода. К сожалению, она часто сопровождается повреждениями нервной системы новорожденного в процессе родов. Поражения нервной системы могут проявляться в различных патологических состояниях, которые возникают в результате негативного влияния на плод как во время внутриутробного периода, так и в дальнейшем, в течение первых дней после рождения. К подобным факторам относятся:
  • 1
    Болезни матери в период беременности, такие как сердечно-сосудистые и легочные заболевания, а также патологии печени и почек, диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба и инфекции мочеполовой системы.
  • 2
    Нагрузки, связанные с наследственностью, включая случаи диабета, гипертонии, пороков развития, а также генетических и психических расстройств.
  • 3
    Аллергические реакции, возникающие у будущей матери.
  • 4
    Наличие переливаний крови в медицинской истории.
  • 5
    Токсикоз беременности, независимо от стадии.
  • 6
    Иммунологическая несовместимость между кровью матери и плода (например, по резус-фактору или системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Антитела, проникая через плацентарный барьер, могут вызывать разрушение эритроцитов плода, что в итоге приводит к образованию токсичного для центральной нервной системы вещества — непрямого билирубина. Этот процесс может повредить подкорковые структуры мозга и слуховые ядра, вызывая нарушения как в звукопроизношении, так и в слухе.
  • 7
    Различные акушерские патологии, такие как узкий таз, длительные или стремительные роды, преждевременное отхождение околоплодных вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, многоплодные беременности, многоводие и недостаточная функция плаценты.
  • 8
    Курение и употребление алкоголя во время беременности. Научные исследования показывают, что даже незначительные дозы алкоголя (например, в виде пива, коктейлей или легкого вина) могут привести к нарушениям в развитии плода и проблемам с речью. Описан алкогольный эмбрионопатический синдром, проявляющийся в задержках физического, речевого и умственного развития.
  • 9
    Состояния после лечения бесплодия, преждевременных родов (до 37-й недели) и осложненных родов.
  • 10
    Короткие промежутки между беременностями (менее одного года).
  • 11
    Аномалии опорно-двигательного аппарата (например, плохая осанка) могут привести к перекосу таза, что затрудняет роды. Это также может негативно сказываться на тонусе матки, состоящей из мышечных тканей, и влиять на ее иннервацию, что уменьшает эффективность родовой деятельности.
  • 12
    Беременность в возрасте до 18 лет или после 40 лет.
  • 13
    Психологические нагрузки, связанные с семейными или рабочими обязанностями, а также социальные трудности, такие как финансовые проблемы и недостаток интеграции.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Внешние причины речевых нарушений

Для полноценного речевого развития ребенка важно, чтобы общение с ним было значимым, происходило на позитивной эмоциональной волне и вызывало ответную реакцию. Просто слышать звуки из радио, телевизора или магнитофона недостаточно. Первостепенное значение имеет непосредственное взаимодействие с взрослыми, соответствующее стадии развития ребенка. Смена форм общения, например, переход от эмоционального взаимодействия в первом годе жизни к предметно-действенному общению с детьми 2-3 лет, играет решающую роль. Если этого не произойдет, есть риск задержки психического развития.

Развитие речи ребенка может затормозиться в условиях отсутствия положительной эмоциональной атмосферы.

Речь формируется через подражание, поэтому некоторые нарушения, такие как заикание, нечеткость произношения или нарушения темпа речи, могут быть следствием имитации.

Различные психические травмы (например, испуг, переживания из-за разлуки с близкими, длительное пребывание в неблагоприятной семейной среде) также могут привести к задержке речевого развития. Особенно острые психические травмы могут вызывать у детей психогенные расстройства речи, включая мутизм (отказ от речевого общения) и невротическое заикание.

На развитие речи может повлиять и общая физическая слабость, вызванная недоношенностью, рахитом, а также различными нарушениями обмена веществ и заболеваниями внутренних органов.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?