Скороговорки на звук л

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы расскажем о том, что такое скороговорки, какие существуют правила применения скороговорок на звук л, а также предложим игры, задания и скороговорки на закрепление произношения звука л.

Скороговорки — это короткие, ритмически организованные предложения, состоящие из труднопроизносимых звуков или сочетаний звуков. Их целью является отработка правильного и быстрого произношения сложных звуковых элементов. Скороговорки часто имеют игривый характер и содержат аллитерации, то есть повторение однотипных звуков, а также ассонансы — повторение гласных звуков, которые делают их увлекательными и запоминающимися.

Для дошкольников разучивание и проговаривание скороговорок является полезным занятием по нескольким причинам:

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

  • 1
    Развитие речевых навыков.
    Скороговорки помогают детям отрабатывать четкое произношение звуков и слогов, что улучшает их общую артикуляцию и дикцию.
  • 2
    Улучшение фонематического слуха.
    Повторение сложных звуковых сочетаний способствует развитию способности различать и распознавать звуки речи.
  • 3
    Развитие памяти и внимания.
    Заучивание и повторение скороговорок тренируют память и внимание, так как требуют концентрации на последовательности слов и звуков.
  • 4
    Игровая форма обучения.
    Скороговорки превращают процесс обучения в игру, что делает его более интересным и мотивирующим для детей.
  • 5
    Расширение словарного запаса.
    В процессе работы со скороговорками дети сталкиваются с новыми словами и выражениями, что способствует обогащению их лексикона.
  • 6
    Формирование навыков чтения и письма.
    Работа над произношением и запоминанием слов помогает детям легче освоить навыки чтения и письма в будущем.
  • 7
    Повышение уверенности в речи.
    Успешное выполнение сложных речевых задач через скороговорки укрепляет уверенность детей в своих речевых возможностях, что позитивно влияет на их общую коммуникативную компетентность.
Таким образом, скороговорки являются важным инструментом в развитии речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, способствуя их языковому и когнитивному развитию.

Содержание статьи

Правила применения скороговорок на звук л для развития речи дошкольников

Соблюдение правил применения скороговорок для развития речи дошкольников помогает избежать перегрузки ребенка и делает занятия эффективными и полезными. Когда ребенок произносит скороговорки медленно и четко, это позволяет ему лучше усвоить правильное произношение звуков и их сочетаний. Постепенное увеличение скорости произнесения скороговорок способствует развитию артикуляционной моторики и улучшению дикции. Важно, чтобы скороговорки, соответствовали возрасту и уровню развития ребенка, чтобы избежать сложностей и демотивации. Регулярные, но не слишком продолжительные занятия помогают закрепить навыки и поддерживать интерес к обучению. Соблюдение правил применения скороговорок способствует комплексному развитию речевых навыков дошкольников, делая процесс обучения увлекательным и эффективным.

Правило первое.

В тексте скороговорки должны присутствовать звуки, которые ребенок уже научился правильно произносить. Это позволяет закрепить произношение звуков и развивать дикцию ребенка.
Если же в скороговорке будут содержаться звуки, которые ребенок еще не изучил и не научился произносить без ошибок, то это не будет способствовать развитию его речи. Наоборот, такой подход закрепляет неправильное произношение. Поэтому важно тщательно подбирать скороговорки индивидуально для каждого ребенка, учитывая особенности его речевого развития.

Второе правило.

Родитель должен наблюдать за тем, как ребенок произносит звук л и корректировать произношение, если это необходимо.

Если ребенок допускает артикуляционные ошибки, нужно напомнить ему правильное произношение. Взрослый должен произнести скороговорку медленно и четко, разделяя ее на слоги. Затем следует постепенно увеличивать темп произнесения скороговорки.

Третье правило.

Если в скороговорке ребенок сталкивается с неизвестными словами, их значение необходимо объяснить.

Четвертое правило.

Скороговорки — это элемент языковой игры. Главное, чтобы в процессе их заучивания и проговаривания ребенку было весело. Поэтому мы предлагаем игры и задания, которые сделают процесс интереснее.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Игры и задания на звук л для детей

  • 1
    Игра «От черепахи к ракете».
    Сначала ребенка просят произнести выбранную скороговорку медленно, представляя, что это делает черепаха. Затем темп постепенно увеличивается: как будто скороговорку произносит машина, затем вертолет, потом самолет и, наконец, ракета. Если на каком-то этапе возникают затруднения, стоит вернуться к медленному произнесению.
  • 2
    Найти в скороговорке слова со звуком л и со звуком ль.
  • 3
    Найти в скороговорке слова, в которых звук л или звук ль стоит в начале слова, в середине и в конце.
  • 4
    Игра «Какое слово заблудилось?»
    Взрослый заменяет слово из скороговорки другим не подходящим по смыслу, дети отгадывают, какое слово заблудилось, и какое слово нужно поставить в скороговорку.
  • 5
    Взять из скороговорки два слова со звуком л и соединить их в одно предложение.
  • 6
    Произнести любую скороговорку на звук л с разными интонациями: весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало.
  • 7
    Игра «Скажи, как я».
    Ребенок повторяет интонацию, с которой взрослый произносит скороговорки, старается выдержать такие же паузы.
  • 8
    Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.
  • 9
    Поймать мяч от ведущего, в ответ ему повторить скороговорку и бросить мяч дальше либо ведущему, либо следующему ребенку.

Скороговорки со звуком л для развития речи у детей

  • 1
    Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!
  • 2
    Мели, Емеля! Твоя неделя.
  • 3
    Лиса по лесу ходила,
    Лиса голосом вопила.
    Лиса лычки драла,
    Лиса лапотки плела.
  • 4
    Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.
  • 5
    Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблекла.
  • 6
    Вале велики бальные туфли.
  • 7
    Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.
  • 8
    Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
  • 9
    Мал, да удал.
  • 10
    Мыла Мила мылом пол,
    Половину не домыла,
    Мила мыло уронила!
    И вторую половину
    Мила вымыла без мыла!
  • 11
    Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
  • 12
    Что за колокольня без колоколов?
  • 13
    У елки иголки колки.
  • 14
    Далеко до калитке маленькой улитке.
  • 15
    Коля любит мультики, а Любаша — лютики.
  • 16
    Около кола — колокола.
  • 17
    Камбала болтала без умолку о белых балканах.
  • 18
    Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.
  • 19
    Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.
  • 20
    Палку толкал лапкой Полкан.
  • 21
    Ходят волки возле ёлки.
  • 22
    Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!
  • 23
    В Луку Клим луком кинул.
  • 24
    На мели мы налима ловили.
  • 25
    Коля под тополем пил топленое молоко.
  • 26
    У Вали — лейка, у Коли — линейка.
  • 27
    Галдела галка на елке.
  • 28
    Волк-то на воле. да и воет доволе.
  • 29
    Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили!
  • 30
    Лом ломает толстый лед, лом ломать не устает.
  • 31
    Вкусна халва, халве хвала!
  • 32
    Над лугом летели белые лебеди.
  • 33
    У клуба на клумбе клубок.
  • 34
    Всякое дело делай умело.
  • 35
    Наш Полкан попал в капкан.
  • 36
    Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
  • 37
    Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!
  • 38
    В уголок Аленка села. У Аленки много дела.
  • 39
    Юленька, Юленька, Юла!
    Юля юркая была.
    Усидеть на месте Юля
    Ни минуты не могла.
  • 40
    Юля маленькой была, и вертелась как юла.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?