Нарушения звукопроизношения у детей: как распознать и исправить
Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы расскажем о нарушениях звукопроизношения у детей. Вы узнаете о причинах этих нарушений, методах их диагностики и коррекции. Мы также дадим практические советы, которые помогут родителям развивать правильную речь у своих детей.
Нарушение звукопроизношения — это неспособность ребенка правильно произносить один или несколько звуков. Эта проблема часто встречается у дошкольников и младших школьников. По статистике, около 60% детей дошкольного возраста имеют те или иные речевые нарушения.
Развитие речи у детей проходит несколько этапов. В норме первые звуки появляются уже в 2–3 месяца, когда ребенок начинает гулить. К году малыш произносит первые слова, а к 3–4 годам его речь становится понятной для окружающих. Однако некоторые звуки формируются позже. Например, звуки [р] и [л] многие дети осваивают только к 5–6 годам.
Своевременное выявление и коррекция нарушений звукопроизношения крайне важны. Если не обратить внимание на проблему вовремя, она может привести к трудностям в общении, снижению успеваемости в школе и даже проблемам с самооценкой ребенка.
Основные виды нарушений звукопроизношения
Нарушения звукопроизношения могут проявляться по-разному. Логопеды выделяют несколько основных видов таких нарушений.
Отсутствие звука. В этом случае ребенок просто пропускает сложный для него звук. Например, вместо слова «рыба» говорит «ыба».
Искажение звука. Ребенок произносит звук, но делает это неправильно. Типичный пример — горловое произношение звука [р].
Замена звука. Сложный звук заменяется более простым. Часто дети заменяют [ш] на [с], говоря «сапка» вместо «шапка».
Смешение звуков. Ребенок может правильно произносить звуки изолированно, но путает их в речи. Например, в одном предложении говорит «шапка», а в другом — «сапка».
Нарушения звукопроизношения бывают мономорфными (касаются одной группы звуков) и полиморфными (затрагивают несколько групп). Чаще всего проблемы возникают со следующими звуками:
1
свистящие ([с], [з], [ц]);
2
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]);
3
сонорные ([р], [л]).
Физиологические и патологические нарушения звукопроизношения
Важно различать физиологические и патологические нарушения звукопроизношения. Физиологические нарушения — это временные трудности с произношением, которые считаются нормой для определенного возраста. Например, многие трехлетние дети не могут выговорить звук [р], и это нормально.
Патологические нарушения — это стойкие отклонения в произношении, которые сами по себе не проходят и требуют коррекции. Если ребенок в 5–6 лет не может правильно произнести большинство звуков, это повод обратиться к логопеду.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Нарушения звукопроизношения могут возникать по разным причинам. Их можно разделить на несколько групп.
Анатомические причины. К ним относятся особенности строения речевого аппарата:
1
неправильный прикус;
2
слишком высокое или узкое небо;
3
укороченная подъязычная уздечка;
4
дефекты строения губ или зубов.
Функциональные причины. Это нарушения в работе органов артикуляции:
1
недостаточная подвижность языка;
2
слабость мышц губ;
3
нарушения речевого дыхания.
Неврологические причины. Проблемы с произношением могут быть связаны с нарушениями в работе центральной нервной системы. Это может быть результатом родовых травм, инфекций или генетических особенностей.
Влияние социальной среды на формирование звукопроизношения
Окружение ребенка играет важную роль в развитии его речи. Если родители или другие близкие люди говорят неправильно, ребенок может перенять эти ошибки. Также на развитие речи влияет:
1
недостаток общения;
2
билингвизм (когда в семье говорят на двух языках).
Диагностика нарушений звукопроизношения
Диагностика нарушений звукопроизношения — комплексный процесс, в котором участвуют разные специалисты.
Логопед проводит основное обследование. Он оценивает, как ребенок произносит звуки в разных ситуациях: изолированно, в слогах, словах и предложениях. Для этого используются специальные картинки и задания.
Невролог может понадобиться, если есть подозрение на неврологические причины нарушений.
Педиатр оценивает общее состояние здоровья ребенка, которое может влиять на развитие речи.
В некоторых случаях может потребоваться консультация отоларинголога или ортодонта.
Роль родителей в выявлении нарушений звукопроизношения
Родители часто первыми замечают проблемы с речью у ребенка. Вот на что стоит обратить внимание:
1
ребенок не произносит или искажает определенные звуки после 4–5 лет;
2
речь ребенка непонятна для окружающих;
3
ребенок избегает говорить или стесняется своей речи.
Если вы заметили эти признаки, не откладывайте визит к логопеду.
Методы коррекции нарушений звукопроизношения
Коррекция нарушений звукопроизношения — процесс, который требует времени и терпения. Он включает несколько этапов:
Постановка звука. Специалист учит ребенка правильно произносить нужный звук изолированно.
3
Автоматизация звука. Ребенок учится использовать новый звук в слогах, словах и предложениях.
4
Дифференциация звуков. На этом этапе ребенок учится различать похожие звуки в речи.
Артикуляционная гимнастика как основа коррекции звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика — важная часть коррекционной работы. Она помогает укрепить мышцы языка, губ и щек. Вот несколько упражнений, которые можно делать дома:
1
«Лопаточка». Широко открыть рот, высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 5–10 секунд.
2
«Чашечка». Открыть рот, высунуть язык и придать ему форму чашечки, подняв кончик и боковые края. Удерживать 5–10 секунд.
3
«Горка». Открыть рот, упереть кончик языка в нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Удерживать 5–10 секунд.
Игровые методы в коррекции звукопроизношения
Игра — естественная среда для развития ребенка. Поэтому логопеды часто используют игровые методы в своей работе. Вот несколько игр, которые помогают закрепить правильное произношение:
1
«Эхо». Взрослый произносит слово с нужным звуком, а ребенок повторяет его, как эхо. Например: «Шапка» — «шапка», «шуба» — «шуба».
2
«Собери картинку». Ребенок собирает пазл, называя каждую деталь. Все детали содержат отрабатываемый звук.
3
«Назови, не ошибись». Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок должен поймать мяч и сказать, есть ли в этом слове нужный звук.
Роль родителей в коррекции нарушений звукопроизношения
Участие родителей в процессе коррекции крайне важно. Вот что вы можете делать:
1
Выполняйте домашние задания логопеда.
2
Создайте речевую среду дома. Больше разговаривайте с ребенком, читайте книги, играйте в словесные игры.
3
Следите за своей речью. Говорите четко и правильно.
4
Хвалите ребенка за успехи, даже небольшие.
Профилактика нарушений звукопроизношения
Лучше предупредить проблему, чем потом ее решать. Вот несколько советов по профилактике нарушений звукопроизношения:
1
Разговаривайте с ребенком с первых дней жизни.
2
Следите за здоровьем малыша, особенно за состоянием носоглотки.
3
Развивайте мелкую моторику. Она тесно связана с развитием речи.
4
Ограничьте время, которое ребенок проводит перед экраном гаджетов.
5
Обратитесь к логопеду для профилактического осмотра в 3–4 года.
Подведем итоги
Нарушения звукопроизношения — распространенная проблема у детей. Но при правильном подходе большинство из них можно успешно скорректировать. Главное — вовремя обратить внимание на проблему и обратиться к специалисту. Помните, что ваше участие и поддержка играют ключевую роль в развитии речи ребенка.
Часто задаваемые вопросы
В каком возрасте стоит обращаться к логопеду?
Первый профилактический осмотр у логопеда рекомендуется пройти в 3–4 года. Но если вы заметили проблемы с речью раньше, не стоит ждать.
Сколько времени обычно занимает коррекция нарушений звукопроизношения?
Это зависит от многих факторов: вида и степени нарушения, возраста ребенка, регулярности занятий. В среднем курс может длиться от нескольких месяцев до года.
Можно ли заниматься коррекцией звукопроизношения самостоятельно, без помощи специалиста?
Некоторые упражнения можно делать дома, но постановку звуков лучше доверить профессионалу. Неправильные занятия могут закрепить неверное произношение.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.