Скороговорки и трудноговорки — звук «Р»

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Скороговорки для автоматизации звука «Р» и улучшения дикции. Подборка эффективных скороговорок, помогающих автоматизации произношения звука «Р» и улучшению четкости речи ребенка.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Содержание статьи

Звук Р считается одним из самых сложных для освоения у детей и взрослых. Четкая артикуляция этого звука требует специальной работы речевых органов. Скороговорки и трудноговорки — отличный способ тренировать звук Р, развивать речевую моторику и улучшать дикцию.

Автоматизация звука Р играет ключевую роль в формировании правильного произношения у детей, позволяя им уверенно использовать этот звук в различных словах и фразах. Этот процесс следует запускать лишь после того, как ребенок достигнет ясного и четкого владения звуком Р в изолированной форме. Систематические занятия и упражнения позволят ребенку овладеть произношением этого звука таким образом, чтобы оно стало для него естественным и автоматическим.

В ходе упражнений логопед акцентирует внимание на звуке Р, используя специальные слова и фразы. Произношение должно быть медленным и четким, с акцентом на правильное включение звука в структуру слов. Рекомендуется повторять упражнения несколько раз для более глубокого усвоения материала.

Перед началом автоматизации важно ясно представлять артикуляционную позу звука Р:
  • 1
    губы должны быть слегка раскрыты, при этом видны верхние зубы;
  • 2
    расстояние между зубами должно быть небольшим;
  • 3
    боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;
  • 4
    кончик языка широко вибрирует и поднимается к альвеолам.

Автоматизация звука Р в слогах

При освоении сочетаний звуков ТР и ДР в слогах важно сохранять непрерывность звукового потока. Отделение звука Р от Т или Д без предварительной тренировки представляет определенные трудности, так как эти звуки играют роль опоры для правильного положения языка.

Эффективный подход к освоению сочетаний ТР и ДР начинается с акцента на звуке Р в слогах:

адр_, одр_, удр_, ыдр_, эдр_, идр_, едр_, ёдр_, юдр_, ядр_
др_а, др_о, др_у, др_ы, др_э

Далее можно переходить к автоматизации в словах с ударением на слоге ДРА:
  • 1
    драма, дранка, квадрат, драть;
  • 2
    страус, стража, страны.
Без ударения на слоге:
  • 1
    трасса, травы, трава, трамвай;
  • 2
    дракон, ведра, выдра, пудра.

Автоматизация Р в прямых слогах

Прямые слоги, где звук Р находится в начале, являются основой для формирования правильной артикуляции.

Примеры таких слогов: ра, ро, ру, ры.

Для тренировки можно использовать следующие упражнения:
  • 1
    Повторение слогов:
    РА – РО – РУ   РО – РУ – РЫ    РЫ – РО – РЭ
    РА – РЫ – РЭ   РУ – РО – РА     РЭ – РА – РО
    РО – РА – РЫ   РУ – РЫ – РО    РО – РА – РЭ
  • 2
    Пение слогов на разные ноты:
    ра-а-а, ро-о-о, ру-у-у.
  • 3
    Чтение слогов с усилением звука Р:
    РА-ра-РА, РО-ро-РО.

В интервокальных слогах

Слоги, где звук Р находится между гласными называются интервокальными. Они помогают улучшить плавность произношения.

К ним относятся звуки: ара, оро, уру, ыры. Для тренировки можно использовать следующие упражнения:
  • 1
    Повторение слогов:
    АРА – ОРО – УРУ    УРУ – ОРО – АРА     ЫРЫ – ЭРЭ – УРУ
    АРА – ЭРЭ – ЫРЫ   УРУ – ЫРЫ – АРА    ЭРЭ – АРА – ОРО
    ОРО – АРА – ЫРЫ   ЫРЫ – ЭРЭ – ОРО   ЭРЭ – ОРО – УРУ
  • 2
    Чтение с увеличением скорости:
    ара-оро-уру-ыры.
  • 3
    Использование слогов в предложениях:
    Ара рада.

Для автоматизации мягкого Рь

Для мягкого звука Рь также требуется автоматизация, поскольку важно, чтобы он звучал естественно и без усилий. Этот процесс обычно начинается с простых упражнений на различение мягкого и твердого звуков Р, а затем переходит к проговариванию слов и фраз, включающих данный звук. Также полезно использовать артикуляционные упражнения, чтобы укрепить правильное положение языка и губ при произношении мягкого звука Рь.

Упражнения для автоматизации мягкого Рь:
  • 1
    Повторение слогов:
    Ря        ря-рю-ри
    Ри        ри-рё-ря
    Ре        ре-рю-рё
    Рё        рё-ря-ре
    Рю       рю-ре-ря
  • 2
    Повторение слов:
    ряд, рядом, рябчик, ряска, рябина, рис, ритм, рифма, ритмика, рисунок, речь, репа, речка, ребус, решение, рёв, рёва, рюмка, рюшка, рюкзак, парик, старик, турист, заря, наряд, зарядка, моряк, орех, берет, сирена, деревня, береза, веревка, хорек, сережки, курица, шарик, ящерица, аквариум, берег, вырезка, черепаха, веретено, ноздря.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Автоматизация звука Р в словах

После освоения звука Р в слогах можно переходить к автоматизации данного звука в словах.

Важно использовать слова с разной позицией звука Р: в начале, в середине и в конце.

Упражнения для автоматизации звука Р в словах:

Четкое повторение слов с выделением звука Р по 2–3 раза помогут закрепить произношение звук Р.
  • 1
    Автоматизация звука Р в начале слова:
    рак, рама, рана, ракета;
    рот, рота, роза, робот;
    Рома, Рая, роса, родина;
    рынок, рыть, рысь, рыба;
    рука, рубка, рукава, рубанок.
  • 2
    Автоматизация звука Р конце слова:
    шар, пар, дар, бар;
    удар, загар, комар;
    бор, мотор, набор, топор;
    мир, пир, кефир, зефир;
    ветер, вечер, мастер, катер;
    узор, отпор, помидор, двор.
  • 3
    Автоматизация звука Р в середине слова:
    ура, дыра, гора, пора;
    пара, фара, гитара, тара;
    Вера, Юра, Кира, Марат;
    игра, конура, контора, жара;
    город, герой, ворота, дорога;
    ведро, ядро, бедро, утро.
Эти простые упражнения способствуют правильному произношению и четкому выговариванию звука Р и при регулярном выполнении помогают дошкольникам в развитии речи.

Автоматизация Р в предложениях

Переход к предложениям позволяет интегрировать звук Р в более сложные речевые конструкции.

При произнесении предложений важно четко проговаривать звук Р:
  • 1
    Рома работает в гараже шофером.
  • 2
    Сороки, вороны и воробьи в городских парках.
  • 3
    Черная ворона каркает на крыше.
  • 4
    Мастеру поручили срочную работу, Зимой мы черпаем воду из проруби
  • 5
    Кира рывком открывает фрамугу, Юра, Рома и Вера собирают рыжики в бору.
Чтение и повторение таких предложений способствует улучшению дикции и плавности речи.

Автоматизация Р в текстах

Работа с текстами — важный этап автоматизации звука Р. Тексты должны быть насыщены словами с соответствующим звуком.

Примеры текстов:
  • 1
    В жаркий летний день на берегу реки рыбаки ловили рыбу. Рядом росли высокие рябины, под которыми играли дети. Рыжий кот рыскал в поисках мышей, а белый кролик прятался в тени.
  • 2
    У Ромы и Веры огород. В огороде на грядках зреет перец, красные помидоры, хрустящие огурцы, растет кудрявая петрушка. Рома и Вера рыхлят грядки, используют удобрения. Хороший будет урожай!
  • 3
    У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает баранки, сухари и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого любого таракана.
Чтение и пересказ таких текстов помогает интегрировать звук Р в свободную речь детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скороговорки и трудноговорки для автоматизация звуков Р и Рь

Скороговорки и трудноговорки являются отличным средством для тренировки звуков Р и Рь у детей.

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков Р и Рь:
  • 1
    Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
  • 2
    У трещетки-тараторки тридцать три скороговорки.
  • 3
    Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.
  • 4
    В бору бобер и брат бобра работают без топора.
  • 5
    В грозу от груза арбузов развалился кузов.
  • 6
    В огороде у Федоры — помидоры. За забором у Фрола — мухоморы.
  • 7
    В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
  • 8
    В печурочке три чурочки, три гуся, три утки, три тетерева.
  • 9
    На дороге Марья увидала Дарья. Марья рада Дарье, Дарья рада Марье.
  • 10
    Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару — карандаш.
  • 11
    Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок ворон напугали ворон. Сорок коров разогнали орлов.
  • 12
    На горе на пригорке стоят тридцать три Егорки. И у каждого Егорки на закорке по ружью.
  • 13
    Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуза.
  • 14
    У нас на дворе, на подворье погода размокропогодилась.
  • 15
    Ждут воробьи у кормушки кормешки, несет им Маркушка в кармашке морошки.
  • 16
    Из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупы да про подкрупки.
  • 17
    За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
  • 18
    Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • 19
    Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
  • 20
    Свинья тупорыла весь двор перерыла.
  • 21
    По двору, по подворью в добром здоровье.
  • 22
    Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
  • 23
    Полчетверта четверика гороху без червоточины.
  • 24
    Премудрый ворон проворно воровал ватрушки.
  • 25
    На корабль прокрался краб, караси украли трап.
  • 26
    Один рой комаров — за горой, а второй рой — под горой.
  • 27
    Проворонила ворона вороненка.
  • 28
    Вставай, Архип, петух охрип.
  • 29
    У пруда во мраке шуршат раки в страшной драке.
  • 30
    На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • 31
    Открывай, Увар, ворота, дров несем невпроворот мы.
  • 32
    По травке по траве тропа протоптана во рве.
  • 33
    Прыгают во рту скороговорки как караси на сковородке.
  • 34
    Всех скороговорок не перескороговоришь,
    Не перевыскороговоришь.
  • 35
    Рома Маше нарвал ромашек, а Маша Роме нарвала ревень.
  • 36
    С горы — не в гору, в гору — не с горы.
  • 37
    Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
  • 38
    Три тропки, три травки, на тропке травка.
  • 39
    Серые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
  • 40
    На травке тропка, на тропке травка.
  • 41
    Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  • 42
    На горушки три забора, три избушки, три Егора.
  • 43
    Трое трубачей трубили в трубы.
  • 44
    По бревну по бревнышку проползла козявочка, пролетела горлинка, пропорхала пташечка.
  • 45
    Шустрая норка юркнула в норку.
  • 46
    У Егора огород, там есть редька и горох. Рядом огород Федоры, там на грядках помидоры.
  • 47
    В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
  • 48
    Все бобры добры для своих бобрят.
  • 49
    Ворон у старушки воровал ватрушки.
  • 50
    На горе Арарат растет крупный виноград.
  • 51
    Гриша грыз коржик, орешки грыз Жоржик, а Гарик сухарик.
  • 52
    Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
  • 53
    Променяла Прасковья карася,
    На две пары полосатых поросят.
    Пробежались поросята по росе,
    Простудились поросята, да не все.
  • 54
    Карл у Клары украл кораллы,
    А Клара у Карла украла кларнет.
    Если бы Карл у Клары не крал кораллы,
    То Клара у Карла не крала б кларнет.
  • 55
    Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
  • 56
    Рыла свинья белорыла, тупорыла;
    Полдвора рылом изрыла,
    Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
    На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
  • 57
    Матрос на корме кормит морских рыбок.
  • 58
    На сцене корнет играл на кларнете,
    В партере сидела дама с лорнетом,
    Следя за дуэтом корнета с кларнетом.
Регулярное повторение скороговорок помогает с каждым днем улучшать четкость произношения и речевую моторику.

Закрепление в игровой форме

Внедрение игровых методик в процесс автоматизации звука Р помогает не только разнообразить занятия с дошкольником, но и привлечь его внимание.

Примеры игровых упражнений:
  • 1
    «Повтори еще раз».
    Разнообразные карточки с картинками, в названиях которых присутствует буква Р, становятся основой для этой игры. Раскладывая их перед ребенком, вы задаете вопросы о том, что изображено на каждой карточке. Если дикция ребенка в момент проговаривания мягкого или твердого звука Р оказывается неточной, то просите повторить слово еще раз.
  • 2
    «По порядку».
    Положите в ряд несколько карточек из предыдущей игры. Задача ребенка — запомнить порядок их расположения. Затем, отвернувшись от карточек, он должен в правильном порядке назвать, что было изображено на картинках. Повторение слов с правильным произношением — ключ к успеху в этой игре.
  • 3
    «Словесная охота».
    Веселая игра, которая может проходить в любом месте. Каждый участник должен вспомнить или увидеть и назвать как можно больше слов, начинающихся на букву Р. Если ребенок затрудняется, подсказывайте ему, что такие слова встречаются повсюду. Важно, чтобы каждое слово было произнесено четко и правильно.
Эти задания на автоматизацию звука могут эффективно использоваться для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса.

Однако стоит помнить, что для прогресса в произношении звука Р следует усложнять уровень заданий от простых к более сложным и выполнять их регулярно.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?