Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Постановка звука «В»

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим виды и причины нарушения произношения звука «В», также расскажем, какими способами это можно исправить.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Виды и причины нарушения произношения

Твердый звук «В» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к губно-зубным, активную роль в его артикуляции играют губы и зубы.

Рассмотрим основные виды и причины нарушения звука «В».

Основные виды нарушения звука «В»:
  • 1
    Замена звука «В» другими звуками:
    • Замена звука «В» на «Ф» (например, «фаза» вместо «ваза»).
    • Замена звука «В» на «У» (например, «уетер» вместо «ветер»).
  • 2
    Пропуск звука «В» в словах (например, «са» вместо «сова»).
  • 3
    Искажение произношения звука «В»:
    • Протяжное произношение звука («вввода» вместо «вода»).
    • Носовой оттенок звука («нытамин» вместо «витамин»).
Основные причины нарушения произношения звука «В»:
  • 1
    Анатомо-физиологические причины:
    • недоразвитие или вялость мышц языка, губ, мягкого неба;
    • аномалии строения зубочелюстной системы;
    • нарушения иннервации артикуляционных органов.
  • 2
    Недостаточная речевая практика:
    • позднее начало речевого развития;
    • недостаточное общение со взрослыми в детстве;
    • отсутствие специальной логопедической помощи.
  • 3
    Психологические особенности:
    • общая моторная неловкость, скованность движений;
    • повышенная тревожность, зажатость при разговоре.
Таким образом, нарушение произношения звука «В» может проявляться в различных формах и иметь как биологические, так и социальные предпосылки. Своевременная диагностика и логопедическая коррекция помогают успешно преодолеть эти трудности.

Процесс коррекции (постановки)

Процесс постановки звука «В» включает в себя несколько этапов:
  • 1
    Артикуляционная гимнастика.
    На этом этапе необходимо выполнять упражнения, направленные на укрепление и развитие подвижности органов речевого аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
  • 2
    Развитие фонематического слуха.
    Ребенку предлагается различать звук «В» среди других звуков, выделять его в начале, конце и середине слова.
  • 3
    Постановка изолированного звука.
    На этом этапе логопед с помощью различных приемов добивается правильного произношения звука «В» в изолированном виде.
  • 4
    Введение нового звука в речь.
    Ребенок отрабатывает произношение звука «В» в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах. Важно, чтобы новый звук прочно закрепился в активной речи ребенка.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «В»

Подготовка артикуляционного аппарата ребенка к правильному и красивому произношению звука начинается с артикуляционной гимнастики. Она покажет малышу движения и положения, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития артикуляционного аппарата при произнесении звука «В»:
  • 1
    «Заборчик»:
    растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
  • 2
    «Улыбка»:
    широко улыбнуться, показать все зубы.
  • 3
    «Мостик»:
    рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать 15 секунд.
  • 4
    «Почистим нижние зубки»:
    сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается.
  • 5
    «Остудим блинчик»:
    улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
  • 6
    «Блинчик»:
    улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
  • 7
    «Пила»:
    двигать языком вперед и назад по верхним зубам.
  • 8
    «Открыть – закрыть заборчик»:
    улыбнуться, сделать «заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5–10 раз.
Артикуляционную гимнастику необходимо делать каждый день перед зеркалом. Делать их необходимо четко, плавно, не торопясь. Повторять по 8–10 раз.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность человека различать и узнавать отдельные звуки (фонемы) родного языка. Развитие фонематического слуха является важной задачей в коррекции нарушений произношения, в том числе и звука «В».

Работу по развитию фонематического слуха для звука «В» можно разделить на несколько этапов:
  • 1
    Различение неречевых звуков, близких по акустическим характеристикам к звуку «В».
    Ребенку предлагается прослушать и различить звуки, похожие на шум ветра, гудение машины, жужжание насекомых и т.д.
  • 2
    Различение изолированных звуков «В» и «Ф».
    Логопед произносит эти звуки, а ребенок должен четко их различать. Затем можно переходить к различению слогов с этими звуками: «ВА-ФА», «ВО-ФО» и т.д.
  • 3
    Определение наличия звука «В» в начале, середине и конце слова.
    Ребенок учится вычленять этот звук из состава слова.
  • 4
    Подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на звук «В».
    Это способствует закреплению навыка различения звука.
  • 5
    Различение слов, отличающихся одним звуком «В»: «вата-вата», «волк-полк» и т.п.

Постановка звука «В»

Чаще всего для постановки твердого звука «В» используют два способа: по подражанию и на базе звука «Ф» с прибавлением голоса.

При правильном произнесении (артикуляции) твердого звука «В»:
  • 1
    Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята.
  • 2
    Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой.
  • 3
    Язык принимает положение следующего гласного звука.
  • 4
    Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот
  • 5
    Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Артикуляционные уклады являются основой для постановки правильного произношения звука «В» различными способами. Важно, чтобы ребенок четко ощущал и контролировал положение органов артикуляции при произнесении этого звука.

Автоматизация звука «В»

Процесс постепенного и последовательного введения нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребенка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Если ребенку еще трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него правильного использования закрепляемого звука в целых предложениях или сразу в повседневной речи будет неэффективно.

Ниже приведены примеры упражнений по автоматизации твердого звука «В»:

Автоматизация в прямых слогах

ва - ва - ва
ва - во - ву
ву - во - вэ
ву - ву - ва
во - ву - вы
вы - вы - ву

Автоматизация в обратных слогах

авма - увма - овма
увма - эвма - авма
овма - авма - ывма
увма - овма - увма
эвма - овма - ывма
авма - овма - увма

Автоматизация в интервокальной позиции

авэ - овэ - увэ
аво - уво - ово
ыву - эву - яво
авы - овы - увы
ава - ова - ува
ывы - эвы - явы

Автоматизация в слогах со стечением согласных

вна - нва - вма
вны - нвы - вмы
вну - нву - вму
внэ - нвэ - вмэ
вно - нво - вмо

Автоматизация твердого звука «В» в словах

Воск, выстрел, воробей, вздор, овод, водолаз, вода, внук, валик, халва, корова, вафли, овал, внучка, вторник...

Автоматизация твердого звука «В» в словосочетаниях

Воздушная вата, вафельный торт, сухой валежник, варенье из одуванчиков, выставка живописи, волчья стая, ворон своровал, водить автобус, розовая ванна, свалить дерево...

Автоматизация твердого звука «В» в чистоговорках

Ва-ва-ва, Ва-ва-ва - вот высокая трава.
Авы-авы-авы, Авы-авы-авы - зеленеют травы.
Ов-ов-ов, Ов-ов-ов - нарубили дров.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Ва-ва-ва, Ва-ва-ва - повтори слова.
Вы-вы-вы, Вы-вы-вы - выше головы.

Автоматизация твердого звука «В» в предложениях

У Вали вата. В магазине продавали вкусные вафельные торты. Вот вам сладковатая вода. Морковь выращивают в огороде. Ваня возит паровозик и вагоны. У Вари красивые варежки.

Автоматизация твердого звука «В» в стихах

Любо плавать Ване
в Белом море - в ванне.
Только вот обидно:
видимость пропала,
берега не видно -
мыло в глаз попало...

Автоматизация твердого звука «В» в рассказах

«Лисята»

Возле реки растет лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

Последовательное выполнение подобных упражнений позволит закрепить правильное произношение звука «В» в речи ребенка.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?