Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.

Семантическая дислексия

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы разберем, что такое семантическая дислексия. Также расскажем о причинах возникновения данного нарушения, способах его диагностики и коррекции.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 24 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Что такое семантическая дислексия

Семантическая дислексия — это расстройство, при котором человек сталкивается с трудностями в понимании и воспроизведении прочитанного текста, несмотря на то что чтение выполняется без ошибок и с технической грамотностью. Основные проявления включают сложности в осмыслении и пересказе содержания текста, затруднения в ответах на вопросы и угадывающее чтение.

Данное нарушение выявляется логопедом и дефектологом в процессе анализа устной и письменной речи. Коррекционная работа включает в себя расширение словарного запаса, развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, а также формирование понимания синтаксических связей между частями предложений.

Причины возникновения

Вопрос о природе дислексии остается предметом обсуждения в современной логопедии. Обобщая различные подходы, можно выделить несколько этиологических факторов, которые могут воздействовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом на различных этапах развития:
  • 1
    Генетические факторы.
    Нарушения чтения, включая аспекты семантики, часто наблюдаются у родителей детей с дислексией или у нескольких детей в одной семье. Это указывает на возможность наследственных факторов, влияющих на работу областей мозга, ответственных за процесс чтения. Существуют отдельные научные исследования, выявляющие так называемые «гены дислексии» (например, DYX1C1 и другие).
  • 2
    Биологические факторы.
    Анализ развития детей с нарушениями чтения показывает важность биологических причин. У большинства из них в анамнезе отмечается перинатальная патология, которая может проявляться в виде минимальной мозговой дисфункции (ММД) в дальнейшем. Также значительную роль играют хронические инфекционные и соматические заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте, а также травмы головы.
  • 3
    Социально-психологические факторы.
    В период от рождения до 3 лет у ребенка активно развиваются нервно-психические функции. Для формирования и дифференциации нейронных связей важна окружающая микросоциальная среда. К факторам риска семантической дислексии на этом этапе можно отнести дефицит сенсорных впечатлений, недостаток речевого взаимодействия, билингвизм, неблагоприятное речевое воздействие, раннее начало обучения грамоте и педагогическую запущенность.

Симптомы расстройства

Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Ребенок читает отдельные слоги, целые слова и предложения технически правильно, без ошибок, но делает это механически. При анализе материала он не в состоянии показать соответствующую картинку или предмет, который обозначает прочитанное слово, а также объяснить его значение. Дислексик не может пересказать прочитанный текст, ответить на вопросы, выделить основную мысль или озаглавить текст. В ходе чтения могут иметь место попытки угадывания слов.

У детей с семантической дислексией наблюдаются следующие трудности:
  • 1
    послоговое чтение — невозможность произносить слова слитно, когда они разделены на слоги;
  • 2
    паузы между буквами и слогами;
  • 3
    затруднения в понимании значений слов, бедный словарный запас;
  • 4
    отсутствие понимания грамматических, синтаксических и логических связей между словами в предложении и между предложениями в тексте;
  • 5
    каждое слово воспринимается изолированно, без учета связи с другими.
Среди неречевых симптомов часто отмечаются нарушения оптико-пространственных функций, сниженное внимание, плохая память, медлительность при выполнении различных задач и неразвитость абстрактного мышления. Коморбидными причинами, которые могут сопровождать семантическую дислексию, являются дискалькулия, гиперактивность и диспраксия. У взрослых могут возникать проблемы с пониманием юмора и фразеологизмов.

Диагностика

Дети с трудностями в чтении должны пройти обследование у школьного логопеда и нейропсихолога. В некоторых случаях может потребоваться неврологическое и психиатрическое освидетельствование. При диагностике семантической дислексии оцениваются следующие аспекты:
  • 1
    Уровень развития устной речи.
    Анализируются все компоненты устной речи: лексический запас, грамматические категории, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение. При семантической дислексии обычно выявляются следующие проблемы: ребенок испытывает трудности в объяснении значений слов, подборе синонимов, составлении или повторении рассказа по картинке. Речевой статус детей зачастую соответствует недостаткам речи, также известным как ОНР или ФФН.
  • 2
    Состояние письменной речи.
    С использованием специального дидактического материала ребенку предлагается найти, узнать и назвать буквы, прочитать слоги, слова, предложения и тексты. Особое внимание уделяется смысловой стороне: способности отвечать на вопросы, пересказывать и составлять план. Также оцениваются техника, способ и скорость чтения. Типичными ошибками являются нарушения слого- и звукообразования, искажения звукослоговой структуры и непонимание прочитанного.
  • 3
    Нейропсихологические особенности.
    В процессе нейропсихологической диагностики изучаются слухоречевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис, а также различные виды праксиса. Обычно дети с семантической дислексией демонстрируют нарушения моторной координации, неустойчивость внимания и памяти, а также проблемы с пространственной ориентацией.

Коррекция семантической дислексии

Ключевой целью логопедической работы с детьми, страдающими семантической дислексией, является освоение навыка осмысленного чтения. Коррекционные занятия направлены на несколько основных аспектов:
  • 1
    Формирование слогового синтеза.
    Этот этап особенно важен для детей, проявляющих послоговое чтение. Здесь происходит отработка и автоматизация умений слияния звуков и слогов. Постепенно усложняется материал, а контрольное время для выполнения заданий уменьшается.
  • 2
    Уточнение и расширение словарного запаса.
    Обогащение лексики играет ключевую роль в освоении материалов и понимании прочитанного. На занятиях акцентируется внимание на новых лексических темах, подборе синонимов, антонимов, однокоренных слов и квазиомонимов.
  • 3
    Развитие грамматической структуры.
    Это подразумевает работу над процессами словоизменения и словообразования, формированием структуры предложений и уточнением синтаксических связей между членами предложения.
  • 4
    Работа над пониманием текста.
    Учащимся предлагается находить изображения или создавать рисунки, иллюстрирующие услышанные слова и предложения. Также они могут искать текстовые фрагменты, соответствующие подготовленным иллюстрациям, или составлять истории по серии сюжетных картинок. Вопросно-ответная форма занятий включает самостоятельные ответы на вопросы и извлечение информации из текста.
Во всех этапах занятий полезно применять специальные методики, такие как кинезиологические упражнения, нейрогимнастику, пальчиковые игры и зеркальное рисование. Необходимо помнить, что ученики с семантической дислексией наиболее эффективно усваивают материал через зрительное и тактильное восприятие, а также с помощью многократного повторения.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?