В старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе. Развивается социальная компетентность, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Повышается эмоциональная восприимчивость, чувства приобретают более глубокий характер. Дети начинают осознавать свои переживания, учатся управлять своими эмоциями. Появляется способность к сопереживанию, желание помочь другим.
Эмоции оказывают сильное влияние на познавательное развитие ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда происходит кризис 7 лет. Упрямство, строптивость и своеволие влияют на стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому. От ребенка требуются особые эмоционально-волевые усилия и интеллектуальное напряжение для продуктивной мыслительной деятельности.
В 6-7 лет у ребенка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Он начинает осознавать свои эмоциональные состояния, понимать, что значит «Я радуюсь», «Мне стыдно» и т.п. Более того, у старшего дошкольника появляется обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это означает, что если ребенок несколько раз подряд испытывает неудачу в какой-то познавательной деятельности, у него возникает негативная оценка своих возможностей («Я это не умею»), и наоборот. Формируется способность анализировать свои действия.
В этот период происходит качественный скачок в эмоциональной сфере ребенка. Дети становятся более уравновешенными, реже проявляют резкие эмоциональные перепады. Они начинают лучше осознавать и контролировать свои чувства.
Формируется способность к сопереживанию и пониманию эмоциональных состояний других людей. Дети учатся распознавать эмоции по мимике, жестам, интонации. Растет эмоциональная отзывчивость — ребенок способен сочувствовать, сопереживать, проявлять заботу о близких.
Развивается самооценка. Ребенок начинает давать оценку своим качествам, поступкам, способностям. Самооценка во многом зависит от оценок и отношения значимых взрослых.
В социальном плане старший дошкольник проявляет возрастающую самостоятельность и инициативность. Он стремится к сотрудничеству со сверстниками, выстраивает более сложные формы общения.
Появляются устойчивые предпочтения в выборе друзей. Дети объединяются в небольшие группы по 2-4 человека. Внутри групп формируются лидеры. Возникают конфликты, но дети учатся их разрешать.
Развивается способность следовать социальным нормам поведения. Ребенок осваивает правила и способы взаимодействия, принятые в обществе. Он учится подчинять свое поведение общим требованиям.
Ролевое поведение становится более устойчивым. Дети способны длительно разыгрывать одну и ту же роль, согласовывая свои действия. Усложняются сюжетно-ролевые игры.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование моральных представлений и норм. Ребенок становится способным оценивать поступки с точки зрения их соответствия этическим принципам.
Дети начинают осознавать, что такое хорошо и что такое плохо. Они способны к сопереживанию, могут испытывать чувство стыда, вины, гордости за свои достижения.
Развивается способность ставить себя на место другого, учитывать его интересы и желания. Ребенок осваивает нормы справедливости, взаимопомощи, правдивости.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходит значительное обогащение социально-эмоциональной сферы ребенка. Он становится более уравновешенным, способным к пониманию чувств других людей, а также к саморегуляции собственного поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами.