Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики.
  • /
  • /

Методы и приемы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, что такое заикание, рассмотрим виды коррекции, которые помогают детям с этой проблемой. Также вы узнаете об основных этапах коррекционной работы.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 52 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Что такое заикание

Заикание является нарушением темпа, ритма и плавности устной речи, возникающим из-за судорог мышц речевого аппарата. Это расстройство чаще всего проявляется в период интенсивного формирования навыков речи.

Статистические данные показывают, что заикание более распространено среди детей, чем среди взрослых. Частота его встречаемости у детей колеблется от 0,75 до 7,5%. Причем мальчики сталкиваются с этой проблемой в три-четыре раза чаще, чем девочки. В большинстве случаев заикание у детей с возрастом исчезает, и лишь 1–3% взрослого населения продолжают испытывать трудности с речью. Примечательно, что вероятность возникновения логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%, что указывает на наличие наследственной предрасположенности к этому нарушению.

Структурная организация заикания довольно сложна, поэтому для эффективной помощи заикающимся необходимо применять комплексный подход.

Методы коррекции делятся на педагогические и медикаментозные, которые назначаются врачом-неврологом. В дальнейшем мы сосредоточим внимание на педагогических подходах.

Педагогическая работа с заикающимися отличается от традиционных методов. К основным методам педагогического воздействия относятся: расслабление, создание режимов ограничения речевой активности, синхронизация и ритмизация движений вместе с речью, развитие дыхательных навыков, а также отработка плавного произношения во всех его аспектах.

Этапы коррекции

Учебный год мы делим на четыре четко обозначенных периода.

В первом периоде я внедряю щадящий речевой режим, акцентируя внимание на формировании спокойного темпа общения. Общение ограничивается, допуская использование лишь однословных фраз, таких как вопросы, ответы и описания предметов или изображений. В этот период также обучаем детей методам релаксации. Продолжительность данного этапа составляет от 1 до 1,5 месяцев.

На втором этапе я советую родителям сохранять щадящий речевой режим и постепенно увеличивать активность речи детей как на занятиях, так и дома. Мы начинаем побуждать детей к общению полными предложениями в игровых и внеигровых ситуациях. Этот срок составляет примерно 1,5 месяца.

В третьем этапе продолжаем активизацию правильной речи у детей, обучая их использовать полноценные и разнообразные предложения. Этот этап занимает 2 месяца.

На финальном этапе дети осваивают умение самостоятельно применять все формы речи, без предоставления речевого образца.

Создание охранительного речевого режима

Этот подход подразумевает, что полное исключение речи для ребенка невозможно, поэтому мы истолковываем «относительное молчание» как снижение речевой активности. Реализация данной задачи осуществляется через режимные моменты и различные игры, направленные на уменьшение вербального взаимодействия. Это помогает создать условия для ослабления неправильных речевых привычек и подготовки нервной системы ребенка к формированию новых речевых навыков.

В рамках игр с элементами молчания организуйте занятия, которые предполагают меньшее количество словесных коммуникаций, такие как рисование, аппликации и аналогичные виды деятельности. Главная задача — поддерживать тишину. Ребенку предлагается игровое задание, например, он выступает в роли «аквалангиста», который находится под водой, где общение возможно только с помощью жестов и мимики.

Длительность этого режима ограничения общения составляет, как правило, от одной до полутора недель в начале коррекционного процесса. Со временем речевая активность малыша увеличивается, однако щадящий режим общения продолжается.

Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Релаксация необходима для снятия мышечного напряжения и эмоционального возбуждения, что является распространенной проблемой у детей, страдающих заиканием.

Обучение релаксации проходит в три этапа:
  • 1
    Первый этап — мышечная релаксация через контраст напряжения и расслабления.
  • 2
    Второй этап — мышечная релаксация с использованием воображения и визуализации.
  • 3
    Третий этап — внушение состояния глубокого мышечного и эмоционального расслабления.
Процесс обучения начинается с выполнения упражнений, позволяющих детям осознать различия между состояниями напряжения и расслабления. Особенно заметно напряжение в руках и ногах, поэтому предлагать детям сжать кулаки и напрячь все группы мышц перед тем, как расслабиться — это эффективная практика.

После выполнения этих упражнений фокусируйтесь на том, как легко и приятно становится детям расслабиться и успокоиться.

Когда ребята научатся расслаблять отдельные группы мышц, мы переходите к внушению состояния покоя, что помогает укрепить ощущение расслабленности.

Эти упражнения проводятся непосредственно перед занятиями в спокойной обстановке, например, в уголке для отдыха или логопедическом кабинете, на поворотных ковриках. Содержание упражнений может быть связано с темой текущего занятия. На начальном этапе релаксации уделяется 3–5 минут, с постепенным увеличением времени до 15 минут.

Формирование речевого дыхания

Одним из ключевых аспектов заикания является нарушение речевого дыхания, которое проявляется в учащенном дыхании во время разговора, поверхностных и судорожных вдохах, укороченных речевых выдохах, а также в недостаточной координации между дыханием, фонемной активностью и артикуляцией.

Коррекционная работа по улучшению речевого дыхания строится по установленной схеме:
  • 1
    Проведение общих дыхательных упражнений.
  • 2
    Освоение диафрагмального типа дыхания.
  • 3
    Разделение ротового и носового дыхания, с акцентом на формирование длительного выдоха через рот.
  • 4
    Обучение длительному фонематическому выдоху и, позже, речевому.
Крайне важно научить детей делать вдох спокойно, без лишнего напряжения, чтобы плечи оставались расслабленными. Вдох должен быть легким, коротким и глубоким, в то время как выдох — продолжительным и плавным. Я постоянно напоминаю детям, что речь следует вести только на выдохе, так как у многих из них наблюдается проблема «взахлеб» при разговоре.

Ритмическая гимнастика, как помощь ребенку при заикании

Логоритмика нередко оказывается нарушенной при заикании, что требует включения специализированных упражнений для повышения осознания ритмической составляющей речи в коррекционную программу.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
  • 1
    Отстукивание ритмического рисунка по столу, который следует затем воспроизвести.
  • 2
    Хлопание в ладоши в унисон с чтением стихов или пением песен (например, считалок).
  • 3
    Произнесение слов под музыку: музыкальные фрагменты следует менять, чтобы у детей была возможность адаптировать свой речевой темп к изменившемуся ритму.
В работе это можно реализовать следующим образом.

Ритмическая игра

Во время занятий с детьми организуйте речевые игры, развивающие ритмическое восприятие речи и музыкального сопровождения, например, с использованием хлопков.

Проговаривание слов в умеренном темпе, разбивая их на двух-, трех- и четырехсложные такты по слогам. Важно произносить слова выразительно, выделяя ударный слог и акцентируя внимание детей на различиях в длительности слогов. Например:
  • 1
    2/4: ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
  • 2
    3/4: ма-моч-ка, сол-ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка.
  • 3
    4/4: че-ре-па-ха, по-гре-мушка, ве-ло-си-пед.
Предложите детям придумать аналогичные слова и заменить их хлопками.

Упражнение «Назови свое имя»

Дети образуют круг и по очереди хлопают, одновременно называя свои имена.

Упражнение «Кто справа?»

Участники остаются в кругу и по очереди хлопают, проговаривая имена своих соседей справа.

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Дятел смотрит, где жучок:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Над дубравой сильный град:
Туки-туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба падают желуди:
Туки-туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра:
Тук-тук да тук, тук-тук да тук!
Без гвоздей, без топора:
Тук-тук да тук, тук-тук да тук!

При произнесении слов «тук-тук» ребенок должен повторять ритмический рисунок, который демонстрирует музыкальный руководитель. Музыкант играет на металлофоне, а ребенок использует музыкальный молоточек. Такие ритмические упражнения способствуют развитию слухового и зрительного внимания, а также эмоциональной выразительности, развивают креативные способности и воображение, укрепляя волевые качества у детей.

Работа с интонацией ребенка, как помощь при заикании

Развитие интонации у детей дошкольного возраста включает в себя ряд ключевых этапов. На первом этапе, в условиях «щадящего речевого режима», заикающиеся дети учатся передавать основные виды интонации, используя невербальные средства общения, включая пантомимику как важный инструмент.

В следующем шаге — обучении звуковой интонации — дети осваивают различные интонационные модели (например, интонацию завершенности, незавершенности, вопроса и восклицания) через гласные звуки. В ходе таких занятий активно применяются жесты, что помогает детям лучше понимать и выражать интонацию. Начинается обучение с вопросительной интонации, где голосовые упражнения совместно с плавными движениями рук помогают контролировать высоту голоса. Вместо традиционного мяча можно использовать движения рук, имитируя броски вверх или вниз. Навыки интонирования постепенно интегрируются в слоги, слова, фразы и повседневную речь.

Работа над интонационной стороной речи начинается с формирования голосовых модификаций, которые в этой фазе проводятся на основе гласных звуков. Обучение базируется на образцах, предоставленных логопедом.

Одним из методов, способствующих развитию интонационной выразительности, является работа на уровне слога — минимальной языковой единицы. Вершиной слога является гласный звук, поэтому все упражнения этого этапа целесообразно также применять в работе над слогами. Для передачи интонационной выразительности рекомендуется использовать междометия, выражающие разнообразные эмоции, такие как радость (Ах! Ох! Ух!), сожаление (ох-ох-ох), печаль (эх) и так далее.

При обучении построению предложений из нескольких слов акцент делается на выделении значимого слова. Хорошим стартом для освоения паузирования служат стихотворные тексты, где окончание строки совпадает с завершением речевого выдоха и паузы. Далее продолжается обучение через диалогическую речь, чтение и пересказ, постепенно поднимаясь к спонтанным высказываниям.

Заключительным этапом является работа над интонационным членением текста. Для детей дошкольного возраста целесообразно использовать стихотворные тексты с короткими строфами и прозаические произведения, состоящие из простых и лаконичных фраз.

Профилактика заикания

Профилактика заикания состоит из трех этапов:
  • 1
    предотвращение возникновения заикания у детей;
  • 2
    предотвращение хронификации и рецидивов заикания;
  • 3
    поддержка социальной адаптации.
Существует несколько групп детей, находящихся в группе риска возникновения заикания.

В первую очередь, это дети с повышенной тревожностью. Такие малыши часто очень крепко связаны с матерью и остро реагируют на изменения ее настроения. Их эмоциональные реакции могут проявляться в нарушении сна, снижении аппетита, повышенной раздражительности или плаксивости при резких изменениях в окружающей среде (например, при переходе в ясли или детский сад, а также в результате долгого отсутствия матери).

Во-вторых, к группе риска относятся дети с ранним началом речевого развития. У них первые слова появляются до достижения годовалого возраста, а к 1,6–1,8 годам уже формируется фразовая речь. К двум-трем годам они начинают использовать развернутые предложения, демонстрируя высокую активность в общении. Однако в этот период их речь может содержать множественные повторения, и часто возникает во время инспираторной фазы дыхания.

Третью группу составляют дети с определенной задержкой речевого развития. У таких детей слова начинают возникать после первого года жизни, обычно к 1,3–1,5 годам. Фразовая речь формируется обычно после 3 лет, причем наиболее активный этап ее развития происходит примерно с 3,6 лет. Как правило, их речь бывает невнятной и страдает от значительных нарушений в звукопроизношении.

Четвертая группа включает детей с генетической предрасположенностью. К этой категории относятся дети-левши или те, у кого в семье есть случаи заикания или леворучности, что указывает на генетическую связь с речевыми расстройствами.

Дети, которые общаются с людьми, страдающими заиканием, также рискуют столкнуться с этой речевой патологией чаще, чем их сверстники. Также необходимо учитывать, что малыши, воспитывающиеся в двуязычной среде, могут оказаться в группе риска заикания.

У дошкольников, особенно у тревожных, могут легко возникать страхи. Не следует настаивать на том, чтобы они спали в темноте, так как это может лишь усугубить их страхи. Вместо этого рекомендуется оставить приглушенный свет и находиться рядом с ребенком, пока он не уснет. При адекватном подходе родителей страхи со временем могут пройти, однако если они сохраняются длительное время, желательно обратиться к психоневрологу.

Раннее речевое развитие не всегда является положительным аспектом. Подобным детям не стоит подвергать чрезмерному речевому общению или переполнению новыми знаниями; необходимо ограничить количество воспринимаемой информации и выбирать книги, соответствующие их возрасту. Также им не рекомендуется посещать массовые мероприятия, чтобы избежать психического перенапряжения.

У детей с задержкой речевого развития при обследовании могут быть выявлены симптомы церебрастенического синдрома (например, повышенное внутричерепное давление, двигательная расторможенность), что требует внимательной работы над укреплением их речевых навыков. Приоритетом должны быть звукопроизношение и речевое дыхание как основа речевой активности.

Рекомендации для родителей

Что делать родителям:
  • 1
    Соблюдайте режим дня: это поможет создать стабильную и предсказуемую обстановку для ребенка.
  • 2
    Общайтесь с ребенком неторопливо, используя короткие и простые предложения. Избегайте излишней эмоциональности в разговоре.
  • 3
    Откажитесь от посещения зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые могут чрезмерно волновать, смущать или расстраивать малыша.
  • 4
    Старайтесь избегать повышения голоса и, тем более, резких интонаций и жестов.
  • 5
    Когда ребенок делится с вами своими мыслями или рассказами, дайте ему возможность говорить в своем ритме. Не подгоняйте его и не перебивайте.
  • 6
    Предлагайте ребенку настольные игры – они способствуют успокоению и укреплению нервной системы.
Правильное оформление окружающей среды играет ключевую роль в успешной коррекции заикания. Важно, чтобы отношения между родителями оставались гармоничными, а окружающие взрослые адекватно воспринимали речь ребенка. Воспользуйтесь возможностью проводить совместный досуг. Крайне необходимо, чтобы взрослые серьезно относились к речевым трудностям ребенка и понимали важность своевременной коррекции заикания в дошкольном возрасте. Все участники в жизни ребенка, включая воспитателей и логопедов, должны придерживаться единых подходов и соблюдать режим как в детском саду, так и дома, включая выходные дни.

На начальных этапах работы рекомендуется знакомить родителей с техниками релаксации и проводить игры-молчанки дома. Для родителей также важно строго придерживаться режима дня, поддерживать ограничение речевой активности ребенка и избегать шумных событий и праздников. Когда дети начинают усваивать методы синхронизации речи, необходимо включать в процесс и их родителей. Важно, чтобы родители поняли значимость коррекционных методов и научились применять их в домашних условиях.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?