В этой статье мы расскажем, что такое СИПР и для чего она нужна. Также затронем ее структуру и расшифруем ее содержание.
На написание статьи у копирайтера, редактора, контент-менеджера и логопеда ушло 48 человеко-часов.
Татьяна
Сергеевна
Автор статьи
Что такое СИПР
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — это комплексный план для детей с особыми образовательными потребностями.
Ее цель заключается в поддержке ребенка в обучении и развитии с учетом его развития в данный момент. Обычно эти программы разрабатываются для детей с ОВЗ, в том числе с ДЦП и РАС. СИПР подбирает инструменты, которые помогают ребенку успешно адаптироваться и развивать свои сильные стороны.
Программа включает поддержку узкопрофильных специалистов: логопедов, дефектологов и психологов, которые помогают ребенку совершенствовать свои способности.
Принципы работы с обучающимися с ТМНР основываются на их индивидуальных возможностях и особых образовательных потребностях. СИПР составляется для обучающегося с ТМНР на базе варианта 4 АООП и АООП УО (ИН) варианта 2, и нормативных документов Министерства Образования.
Конкретные цели СИПР заключаются в следующем:
1
развитие навыков коммуникации с окружающими, то есть вовлечение в социум, отсутствие страха общения и взаимодействия;
2
обучение максимальному самообслуживанию, таким как уход за собой, выполнение простых бытовых действий, что увеличивает степень независимости ребенка;
3
педагогические задачи СИПР включают постепенное овладение базовыми учебными навыками: вниманием, памятью, логическим мышлением и элементарной математикой, а также навыками чтения и письма, если это возможно;
4
психологическая поддержка: обучение работы с эмоциями, что помогает ребенку чувствовать себя уверенно в незнакомых и непривычных ситуациях и справляться с трудностями;
5
физическое развитие: включает занятия на развитие моторики, координации и выносливости, что способствует улучшению общей физической активности и самочувствия.
Что включает в себя структура СИПР
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
СИПР максимально точно отражает потребности ребенка и задает направления для его развития. В ней учитываются основные образовательные, социальные и личностные цели, а также конкретные методы и условия обучения.
1
Характеристика актуального состояния ребенка: всесторонний анализ его текущего уровня развития, а также особенностей поведения на сегодняшний день и взаимодействия с окружающей средой. В этом разделе представлены результаты диагностических обследований и рекомендации специалистов.
2
Педагогические цели и задачи формулируются на основе индивидуальных особенностей ребенка. Они включают цели по развитию учебных, социальных и бытовых навыков, а также задач по адаптации к учебной среде. Все цели программы реалистичны и достижимы, исходя из актуального уровня развития ребенка.
3
Коррекционно-развивающие задачи включают конкретные направления работы, направленные на развитие когнитивных, сенсорных, моторных, речевых и эмоционально-волевых качеств ребенка. Определяются методы коррекционного воздействия и развития, которые будут задействованы в процессе реализации программы.
4
Персонализированный учебный план охватывает список предметов и тем, адаптированных под потребности и возможности ребенка. В него входят занятия по основным предметам (например, математика, чтение и письмо), а также блоки, направленные на освоение бытовых навыков и самообслуживания.
5
Методы и приемы работы: подробно описывают способы достижения поставленных целей, такие как индивидуальные и групповые занятия, а также использование игровых и сенсорных подходов. Включает использование визуальных и слуховых пособий, ориентированных на развитие социальных навыков.
6
План коррекционных и развивающих мероприятий помогает ребенку в развитии и социализации, направлен на укрепление его адаптивных навыков.
7
Система оценки и мониторинг прогресса: критерии позволяют оценивать динамику ребенка, корректируя программу по мере необходимости.
8
Рекомендации для родителей помогают родителям поддерживать процесс развития ребенка за пределами учебных занятий, обеспечивая систематическую поддержку как дома, так и в учебном процессе.
9
Советы для педагогов: рекомендации по взаимодействию с детьми для создания атмосферы поддержки и комфортного обучения.
10
Перечень необходимого оборудования и материалов включает учебные пособия, адаптированные инструменты и развивающие игры, которые потребуются для полноценного выполнения программы.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для детей с ТМНР — это вектор, который учитывает все потребности ребенка и направлен на всестороннее развитие. Это дорожная карта, где прописаны и цели, и инструменты для их достижения. По ней также можно отслеживать прогресс корректировать программу по мере необходимости. Такой подход способствует созданию условий для максимальной самостоятельности и адаптации в социальной среде.
Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!
Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.