Формирование звука

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

В этой статье мы с вами разберем где зарождаются звуки, этапы формирования и факторы влияющие на становление звуков.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Где зарождаются звуки

Каждый звук, который мы произносим, является результатом координированной работы систем нашего тела.

Когда человек правильно выговаривает все звуки, то не возникает вопросов откуда они берутся и произносятся. Они звучат будто мелодия. Но как только мы слышим неправильное произношение, коверкание, то вопрос напрашивается сам, почему у человека возник дефект речи.

Давайте рaзберемся где же зарождаются звуки. Они формируются в голосовом аппарате. Это сложное устройство, состоящее из двух частей:
  • 1
    Главной системы, которая осуществляет контроль речи и рaсположена в головном мозге. Но он в этом процессе зaдействован не полностью, а участвует только левое полушaрие, подкорковые узлы, проводящие пути, ядрa стволa, нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

    Нервные импульсы идут от главного речевого механизма к вторичным органам через нервы головного мозга. Они инициируют деятельность речевых органов. Этот путь представляет лишь одну из частей построения речи. Другая часть представляет собой обратный отклик передачи информации от вторичных органов к центральным.
  • 2
    Вторичный аппарат речи — это сложная система, состоящая из трех отделов: дыхательного, голосового и звукопроводящего. Все они тесно связаны и работают в унисон для создания речи.

    Давайте более подробно разберем каждый из них:
    • Дыхание. Произнесение речи неразрывно связано с дыханием. Именно во время выдоха формируется звуковая волна. Выдох при речи отличается от обычного дыхания в состоянии покоя. Тем что он значительно длительнее вдоха, а количество дыхательных движений вдвое меньше.
    • Голосовой отдел — рождение звука. В этом отделе, расположенном в гортани, находятся голосовые складки. Они колеблются в поперечном направлении, то есть движутся внутрь и наружу. Этот процесс создает периодические изменения давления воздуха, которые и воспринимаются нами как звук. При выдохе воздушная струя проходит через сомкнутые складки, вызывая их колебания. Они и создают основной тон голоса, который потом модифицируется в звукопроводящем отделе.
    • Звукопроводящий отдел — формирование звуков. Он включает в себя полость рта, носовую полость и глотку. В этом отделе воздушная струя, проходя через голосовые складки, формирует различные звуки речи с помощью языка, губ, зубов и других органов артикуляции.
Все отделы вторичного аппарата речи тесно взаимодействуют между собой, чтобы обеспечить четкую и разборчивую речь. Дыхание дает энергию для звукообразования, голосовые складки генерируют основной тон, а звукопроводящий отдел формирует звуки речи.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Артикуляционный аппарат и его роль в формировании звуков

Артикуляционный аппарат — это совокупность органов, которые участвуют в произношении звуков речи. Он включает в себя следующие части:
  • 1
    Дыхательную систему — легкие, трахея, бронхи обеспечивают поток воздуха, необходимый для создания звуков. Подача воздуха из легких является основой для произнесения звуков. Мы вдыхаем воздух и выдыхаем его через голосовую щель.
  • 2
    Голосовой аппарат — голосовые связки, расположенные в гортани. Они вибрируют под действием потока воздуха, образуя тон голоса. Изменяя напряжение голосовых связок, мы можем изменить его.
  • 3
    Резонаторы — глотка, носовая и ротовая полость усиливают и модифицируют звук, изменяя его тембр и придавая ему окраску. Например, носовая полость придает звуку «м» или «н» характерный носовой оттенок.
  • 4
    Артикуляционные органы — язык, губы, зубы, небо и челюсти изменяют форму ротовой полости, формируя разные звуки речи. Например, язык может прижиматься к зубам при произнесении звука «т» или к нёбу при произнесении звука «к».
Каждый звук речи образуется уникальным сочетанием движений артикуляционных органов. У детей он еще развивается, поэтому их речь может быть нечеткой или даже неправильной. С помощью специальных упражнений его можно развивать и улучшать качество произношения.

Артикуляционный аппарат — это сложный и тонко настроенный механизм, который позволяет нам говорить. Понимая принцип его работы, мы можем лучше понять как мы общаемся и как можно улучшить свою речь.

Этапы формирования звуков

Формирование звуков у детей и у взрослых — это сложный и многоэтапный процесс. Если возникают проблемы требующий внимания и терпения со стороны логопеда. Понимание этапов помогает специалистам разрабатывать эффективные методики работы с детьми и взрослыми, испытывающими трудности в произношении. Чтобы правильное производить звуки нужно не только чисто выговаривать их, но еще и сочетать между собой. Для этого необходимо разобраться в этапах создания:
  • 1
    Мысль.
    Все начинается с мысли. Мы хотим что-то сказать, и в нашем головном мозге формируется соответствующая мысль.
  • 2
    Планирование.
    Мозг переводит мысль в речевую форму, определяя последовательность слов и звуков.
  • 3
    Нервные импульсы.
    Мозг посылает нервные импульсы к речевым органам, которые участвуют в формировании звуков.
  • 4
    Дыхание.
    Дыхание обеспечивает поток воздуха из легких, который необходим для произнесения звуков.
  • 5
    Голосовые связки.
    Воздух проходит через голосовую щель, где находятся голосовые связки. В зависимости от их напряжения и вибрации образуется определенный тон голоса.
  • 6
    Резонаторы.
    Звук, образованный голосовыми связками, усиливается и модифицируется в резонаторах: глотке, носовой полости и ротовой полости.
  • 7
    Артикуляционные органы.
    Язык, губы, зубы, небо и челюсти формируют необходимо положение для воспроизведения разных звуков.
  • 8
    Звук.
    Из ротовой полости выходит звук, который мы слышим.

Формирование голоса

Голос — это не просто звук, который мы издаем, а мощный инструмент общения, выражения эмоций и творчества. Он является результатом сложного и координированного процесса, в котором участвует множество органов и систем нашего тела.
Взаимодействие отделов речевого аппарата возможно только при централизованном управлении речевыми и голоса образовательными процессами. Это подчеркивает то, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука полностью под контролем человеческой нервной системы. Ее воздействие также распространяется на периферийные процессы:
  • 1
    Деятельность дыхательных органов регулирует силу звучания голоса.
  • 2
    Работа ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков, а также за артикуляцию при их образовании.
  • 3
    Носовая часть обеспечивает регуляцию обертонов звука.
Центральное место в формировании звука занимает центральный речевой аппарат.

Воздушный поток проходит через голосовые связки. Когда они расслаблены, звук не образуется и проходит свободно. Если они приближены и напряжены, воздух, проходящий через них, вызывает вибрацию, что и приводит к появлению голоса. Затем подвижные органы ротовой полости участвуют в букв и слов.

Диагностика проблем влияющие на формирование звуков

Диагностика проблем с речевым аппаратом основана на понимании того, как правильно функционируют его различные части и какие могут быть основные причины нарушений. Усвоение норм родного языка у детей зависит от того, насколько корректно сформирован и функционирует их речевой аппарат. В случае задержек в развитии речи или дефицита голосовых функций у детей, важно обратиться к специалистам, таким как детский невропатолог, детский отоларинголог, логопед и психолог, для оценки и коррекции проблем.

Знание строения и функций речевого аппарата поможет родителям и специалистам своевременно выявить отклонения от нормы и предпринять меры для исправления патологий, что в свою очередь способствует более успешной коррекции речевых проблем у детей.
Определив проблемы формирования, выделяют ряд фактор формирования:
  • 1
    Возраст.
    У детей речевые органы еще развиваются, поэтому их речь может быть нечеткой.
  • 2
    Пол.
    У мужчин голосовые связки более толстые и длинные, чем у женщин, поэтому их голос ниже.
  • 3
    Физические характеристики.
    Строение речевых органов может влиять на качество произношения.
  • 4
    Эмоциональное состояние.
    При сильных эмоциях речь может быть более громкой и интонационно богатой.
Формирование звуков речи — это сложный и завораживающий процесс, в котором участвует целый оркестр наших органов. Изучая этот процесс, мы лучше понимаем как мы общаемся и как работает наш мозг.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?